В первой половине прошлого века началось строительство Рыбинского водохранилища. Второе по размеру в мире оно изменило жизнь многих людей. В частности, жителям Весьегонска пришлось сниматься с насиженных мест, бросать дома и переезжать, потому что большая часть города ушла под воду.
После того, как уровень воды поднялся, затоплены оказались два древних храма: Богоявленский собор и церковь святых Кирики и Иулитты. Ушли под воду несколько часовен, центр города, кирпично-каменные дома, городской сад и многое другое.
- Весьегонск был красивый купеческий город. Перед затоплением что-то перенесли, а что-то просто разрушилось.
С затоплением Весьегонск потерял право именоваться городом, он даже перестал быть районным центром. Только в 1949 году Весьегонск сначала снова стал районным центром, а в 1953 вернул себе статус города.
Максимальный уровень Рыбинского водохранилища за прошедшие годы был 102,4 метра над уровнем моря.
- Когда вода достигает этого уровня, волны плещутся на краю нового Весьегонска, возле руин Казанской церкви. Тогда от этой точки в трех направлениях: север, запад и восток – вода скрывает старый город. Казанская церковь сама по себе старое строение. Ее возведение закончилось в 1811 году. Многие ученые считают, что возвышенность, на которой все еще стоят ее руины, это фатьяновский могильник - самое древнее место старого Весьегонска.
Как объясняет Александр Кондрашов, сейчас вода периодически уходит. Он перечислил причины: уровень осадков, снега; подпор для Рыбинской ГЭС и водохранилища; но главный фактор – работа Рыбинской ГЭС. Ниже Рыбинска есть ряд водохранилищ, которым периодически требуется подпор воды. Рыбинское море – второе в мире искусственное водохранилище. И, естественно, из него черпают водные ресурсы.
- В жертву приносится, к сожалению, в том числе и Весьегонский край. Вода уходит, в образовавшихся водоемах остается рыба – зимой она гибнет.
- Первоначально, когда вода спадала, Весьегонск весь был как на ладони. Четко прослеживались улицы, тротуары, фундаменты домов, остатки строений. Можно было определить где какая улица.
Старожилы находили свои дома, часто навещали старый город. Ходили на могилы, тут затоплены два кладбища.
- Сейчас это все зарастает болотной травой, и Весьегонск открывается только там, где обычно плещутся волны и не дают зарастать.
Вода уходит практически каждый год, только в прошлом, 2017, не ушла. Но старожилов, тех, кто помнит старый город, осталось уже мало. Поэтому, пройти по старым улицам, поискать свой дом – желающих уже нет.
Научных археологических экспедиций тоже нет. Бродят по старым камням в основном черные археологи.
Они копают по развалинам, остаткам улиц, кладбищам. Чаще всего находки делают под восточным камнем фундамента, там раньше закапывали монеты или кресты. Подвалы все замыты, но фундаменты видно. Раньше их строили не из бетона, клали камни-валуны под углы дома, и камнями выкладывали периметр. Или делали фундамент, забивая бревна в землю. Их видно сразу: и камни, и такие дома свайного типа.
- Я и сам сделал археологические находки в зоне подтопления. Только по той причине, что вода размывает землю, я нашел стоянку древнего человека. Эти находки просто можно было сделать на поверхности земли, - поясняет Александр Кондрашов.
Археолог-любитель Виктор полдня провел с металлоискателем в одной руке и лопатой в другой. За это время он нашел несколько "чешуек" - монет, которые чеканили на Руси в средние века, и один нательный крест.
Как стало известно ТИА, чешуйки времен Петра I на черном рынке стоят около 100-120 рублей за штуку, более древние, отчеканенные при Иване Грозном – 200 рублей. С нательными крестами дело сложнее, цена на них может быть и 50 рублей, и 1500, и выше.