Тверские инвалиды-колясочники мечтают поехать на Чемпионат мира по футболу-2018. Осталось преодолеть барьер – железнодорожный вокзал

07 Февраля 2018, 09:21

Вот уже 6 лет житель Твери, инвалид-колясочник Андрей Увиков борется за свои права и права других людей с ограниченными возможностями: несмотря на реализацию долгосрочной программы «Доступная среда», тверской железнодорожный вокзал до сих пор остаётся недоступен - попасть к кассам, на перрон или преодолеть туннель человек в коляске самостоятельно не может – нет специальных подъёмников. Съёмочная группа ТИА 6 февраля выехала вместе с героем репортажа на место действия.

История противостояния тверских инвалидов-колясочников с РЖД, а вернее, борьба за законные права маломобильных групп граждан, началась ещё в 2012 году. Андрей Увиков годом ранее  получил травму, в результате чего стал прикован к инвалидной коляске. А потом ему дали путёвку на курортно-санаторное лечение в Самарскую область. Вот тогда-то и выяснилось, что на тверском железнодорожном вокзале нет условий и приспособлений для людей с ограниченными возможностями: ни подъёмников, ни лифтов, поэтому на перрон самостоятельно попасть невозможно. Андрея тогда сопровождающие родственники донесли до поезда на руках.

- Я приехал в Самару, там отличный вокзал в смысле доступной среды: есть лифты, санитарная и комната отдыха для колясочников, меня приветливо встретили. Когда вернулся в Тверь, то сразу же написал письмо в департамент соцзащиты, где рассказал им о существующей проблеме в Твери. Тогда мне ответили, что в регионе реализуется программа «Доступная среда», поэтому, мол, не переживайте, всё будет. Однако железнодорожный вокзал находится в ведении РЖД, поэтому город ничего сделать не мог. С 2014 года мы начали действовать уже по-другому: обращались в РЖД, Минтранс, к депутатам Госдумы, стали привлекать внимание СМИ и общественности. 

Что же изменилось, спустя 4 года? Съёмочная группа ТИА вместе с Андреем и его женой Натальей отправились на вокзал. Семейная пара приехала на своём автомобиле, за рулём была Наташа.  Живут они в микрорайоне «Чайка», а оттуда добраться до вокзала на общественном транспорте нереально: низкопольные троллейбусы и автобусы туда не ходят, маршрутные такси не приспособлены для перевозки колясочников, а таксисты часто берут дополнительную плату за погрузку.  

Возле входа в здание есть подъёмник и кнопка вызова персонала. Однако она не работала. Возможно, «замёрзла» на морозе. Наталья обратилась за помощью к сотрудникам вокзала, которые сказали, что подъёмник, скорее всего, работает, но инвалидов-колясочников они доставляют на руках по заявкам – лучше позвонить и заранее предупредить о поездке.

Надо отдать должное – к Андрею отнеслись с пониманием. В конечном итоге, двое охранников подняли коляску с парнем и подняли её наверх. Правда, было реально страшно: ступеньки скользкие, мужики пыхтели от напряжения, руки и ноги дрожали. Не дай бог, кто оступится…

- А был и такой случай, когда один из охранников оступился и упал – в октябре прошлого года. Тогда Антон сумел удержать в коляске, и другие охранники её подхватили. А вот упавший мужчина получил травму. Это реально могло обернуться бОльшей трагедией.  У нас есть инвалид-колясочник с очень тяжёлой травмой. У него только немного голова шевелится и руки еле-еле, поэтому из коляски его вынимать проблематично. Его электро-коляска весит около 80 кг. И как его переносить на перрон? Да и не входит это в обязанности охраны, если уж на то пошло.

По нашей просьбе к нам вышла дежурная по вокзалу. Она сообщила, что подъёмник должен функционировать. А про неработающую кнопку она пока не в курсе, но обязательно разберётся.  

В 2016 году суд Пролетарского района Твери обязал РЖД оборудовать и приспособить здание вокзала и тоннель, ведущий к поездам, к нуждам маломобильных групп граждан, согласно требованиям 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов», то есть установить подъёмники.

- Мы обрадовались, наивно полагая, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Но нам так и сказали – не надейтесь, никто не поторопиться исполнить решение суда, всё затянется на года. Тогда я начал активную переписку. 

В ноябре 2016 года от РЖД пришёл ответ: «Существующие объекты транспортной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учётом потребностей маломобильных групп населения». В феврале 2017 года Минтранс на запрос Андрея Увикова сообщил, что решение суда РЖД обязано выполнить в срок до 31 мая 2017 года, поэтому в 2017 году запланировано проведение проектно-изыскательских работ. Поняв, что никаких подъёмников тверские колясочники так и не дождутся, председатель «Кристалла» записал и отправил видеообращение на горячую линию президента России Владимира Путина.     
 
- В прямом эфире его не показали, но когда крутили анонсы «прямой линии» по 1-му каналу, моё обращение вставили. Кроме того, подобные же ролики записали и другие тверские колясочники. В Твери, кстати, проживает около 2300 инвалидов-колясочников, в районах Тверской области – ещё 3.5 тысячи человек. Помимо нас, подъёмники нужны и тем, кто имеет другие заболевания опорно-двигательного аппарата, старики, матери с колясками. Инвалиды-колясочники ездят в Москву и на учёбу, и на лечение. Мы тоже хотим ездить отдыхать или посещать какие-нибудь культурные мероприятия, фестивали, знаковые события. На экскурсию в Торжок, хотя бы. Нам всем необходимы эти подъёмники на вокзале. 

В августе прошлого года РЖД удалось в суде отсрочить исполнение решения до 31 декабря 2017 года. На дворе – февраль 2018-го, но пока никаких изменений нет. Тем временем Андрей Увиков уже получил два письма от ведомств ОАО «РЖД»: в одном говорится, что вокзальный комплекс в Твери включён в план адаптации на период 2018-2020 гг.; в другом, что в 1-м квартале текущего года будет поставлено оборудование для установки 5-ти стационарных лестничных подъёмников.      

Эту информацию нам подтвердил и главный инженер, добавив, что в следующем году планируется начать работы по полной реконструкции и перестройке здания вокзала, который будет уже адаптирован для инвалидов и оснащён современными подъёмными устройствами. После вопроса о том – работает ли подъёмник у входа, инженер уверил, что да, затем дал указание своим подчинённым. После 20-ти минутной суеты к устройству подключили пульт управления, и Андрея вниз спустила «чудо-техника». Правда, выехать с платформы без помощи жены он не смог. 

 

Кстати, есть в здании железнодорожного вокзала и другое «чудо-приспособление» - ступенькоход. Но, по словам Андрея, он его не видел. Более того, далеко не каждый умеет пользоваться ступенькоходом, не каждую коляску он может поднять, к тому же на больших лестничных и крутых пролётах пользоваться этим устройством очень долго и … страшно:  «думаешь каждый раз – удержит или нет». 

- Жизнь проходит, и очень обидно, что у нас нет возможности никуда выехать. Впереди – Чемпионат мира по футболу. Это уникальное событие. Мы купили билеты, очень хотим поехать, но не своих машинах или такси, а со всеми болельщиками в электричке или поезде, чтобы поддержать свою команду. Это было бы так здорово! Ведь далеко не каждый колясочник может позволить поехать на такси или арендовать автомобиль. Да и нет у нас транспортных компаний, которые бы занимались перевозками инвалидов. Но мы не теряем надежду, что на нас наконец-то обратят внимание. Мы хотим жить полной жизнью !