26 января в Тверском областном суде прошло первое заседание по громкому делу о жестоком убийстве 75-летнего Николая Громова в Максатихинском районе. На скамье подсудимых собралась разномастная компания: депутат сельского поселения, два молодых парня, мама двоих детей и уже судимая ранее за убийство 60-летняя пенсионерка. На суде сотрудник прокуратуры подробно огласила обстоятельства преступления.
Напомним, тело убитого мужчины с множественными повреждениями головы было найдено 18 января 2017 года на дороге Ермолино-Змеево.
Заседание началось со «знакомства» с подсудимыми. Выяснилось, что организатор преступной банды – 60-летняя вдова Галина Смирнова, в 2005 году уже была судима за убийство. Тогда женщине дали 7 лет лишения свободы, из которых она отсидела только 5, после чего была освобождена досрочно. А 50-летняя Лариса Васильева на скамью подсудимых попала прямиком с депутатского кресла – женщина с 2015 года до заключения под стражу состояла в совете депутатов Малышевского сельского поселения.
Тем временем 33-летняя мать двоих детей – Александра Коваленко, в отличие от остальных фигурантов дела, в суд пришла без конвоя, да и живет она сейчас не в СИЗО, а дома под подпиской о невыезде. Надо сказать, что на протяжении всего заседания женщина то и дело принималась плакать.
Мужская половина, а именно 28-летний Александр Кудрявцев и 25-летний Антон Воробьев, держались куда спокойнее женщин. Корреспондент ТИА даже попыталась поговорить с ними, однако они демонстративно молчали. Кстати, Воробьев как и Смирнова, был судим ранее, в 2016 году по статье «Нарушение неприкосновенности жилища». Парня тогда приговорили к обязательным работам, которые позже были заменены 25 сутками лишения свободы.
Как сообщила на суде гособвинитель, разбойная банда неоднократно терроризировала убитого пенсионера. Причиной тому стали его сбережения. Сначала преступники по-тихому украли деньги из его дома, затем трижды нападали на мужчину на улице и избивали его. Третьй раз стал роковым. Правоохранительные органы нашли его тело с проломленной головой. Ему нанесли порядка 40 ударов металлическим прутом.
Известно, что первые преступные мысли в отношении потерпевшего пришли к Галине Смирновой и Ларисе Васильевой в апреле 2016 года. Смирнова перед этим неоднократно брала у убитого деньги в долг под проценты и была уверена, что в его доме в деревне Змеево хранится крупная сумма. Женщины решили обокрасть пенсионера, а в сообщники позвали Александра Кудрявцева.
12 апреля Смирнова и Кудрявцев затаились в кустах возле дома жертвы, а Васильева, тем временем, ожидала пенсионера в деревне Лощемле, чтобы следить за ним – именно туда мужчина по своему обычаю ездил в магазин на велосипеде. Сразу после его отъезда, двое злоумышленников проникли в дом через окно. Там они нашли 230 тысяч рублей и похитили их. Деньги они поделили на троих.
На этом банда не успокоилась. По их мнению, у жертвы оставались еще деньги – порядка 570 тысяч рублей. Поскольку в доме этой суммы преступники не нашли, они решили, что пенсионер носит их при себе, а потому решили ограбить его на дороге.
6 июля 2016 года около 10 утра Кудрявцев, Смирнова и Васильева пришли в черных чулках на головах и с металлическим прутом на автодорогу Ермолино-Змеево, по которой потерпевший вновь возвращался на велосипеде из магазина. Женщины спрятались у дороги, чтобы следить за обстановкой. А мужчине досталась практическая роль, он бил пенсионера по голове и требовал сознаться, где он хранит крупную сумму. Однако довести преступление до конца злоумышленники не смогли.
Не бросив затею, Лариса Васильева решила склонить к своим черным делам новую сообщницу – нуждавшуюся в деньгах Александру Коваленко. Вместе с ней и Галиной Смирновой 11 октября 2016 года около 10 утра Васильева вновь пришла на ту же дорогу. Но последняя испугалась, что ее муж заподозрит неладное и убежала домой. По мнению гособвинителя, женщина все равно виновата, так как не сообщила в полицию о готовящемся преступлении.
Смирнова и Коваленко же подкараулили вновь ехавшего на велосипеде мужчину, затем молодая мать ударила его один раз по голове и потребовала денег. В этот раз нападавшим вновь не удалось ничего получить от пенсионера.
Решив в третий раз «попытать счастье», Галина Смирнова и Лариса Васильева позвали в сообщники Антона Воробьева, именно руками этого молодого человека, по мнению следствия, банда и совершила в итоге убийство.
18 января 2017 года злоумышленники на той же дороге подкараулили пенсионера. Женщины с чулками на головах стояли «на стреме», а мужчина в шапке с прорезями для глаз и с металлическим прутом напал на велосипедиста. Преступление пошло не по плану злодеев: после удара прутом по голове, пенсионер упал на землю, но тут же пришел в себя. Испугавшись, что ограбление будет сорвано, Смирнова крикнула: «Добей деда!». Этот приказ Воробьев исполнил с особой жестокостью, металлическим прутом он буквально размозжил голову.
Когда убийца и сообщницы обыскали убитого, то нашли при нем лишь 750 рублей и ключи от дома. Тогда Антон Воробьев на велосипеде убитого поехал к нему домой, обыскал жилище, но денег так и не нашел.
Не нашли денег и родственники убитого Николая Громова – двоюродные братья Анатолий Емельянов и Анатолий Талапин. Хотя оба не отрицают, озвученная сумма действительно могла быть, причем нажитая тяжким трудом на шахтах в городе Воркута.
- Коля служил раньше в Воркуте в северном воздушном флоте, там же после армии остался работать на шахте. Но случилась беда – шахта обвалилась, и брат мой стал инвалидом. Тогда он и уехал в родную Тверскую область. Работал почтальоном, а потом стал процентщиком – одалживал односельчанам под 10% деньги. Я говорил ему, что добром не кончится такое занятие и будет как с той старушкой в книге «Преступление и наказание», но он никого не слушал, - рассказал Анатолий Талапин и резюмировал, что деньги брату счастья не принесли.
По словам братьев, Николай был человеком одиноким – так и не женился за свою жизнь, и детей у него не было. При этом, испытывая жажду общения, он часто ездил в соседнюю деревню в магазин просто пообщаться и, как подозревают родные, мог похвастаться своими сбережениями. Вдобавок убитый с доверием относился к Ларисе Васильевой – женщина бывала у него дома и часто одалживала деньги, потому она могла знать о деньгах.