Зима в Тверь нагрянула как обычно «нежданно-негаданно». Люди и машины утопали в мокром снегу и грязи. А съемочная группа ТИА тем временем ждала главного персонажа тверских дорог – троллейбус «Тролза» с удлиненным автономным ходом, который должен был подъехать с минуты на минуту, но видимо столкнулся с трудностями зимней непогоды.
- Южный! Первомайка! – раздался, наконец, бодрый голос кондуктора, приглашающий удивленных и растерянных при виде новой чудо-техники пассажиров пройти внутрь сияющего новизной салона. Люди с остановки входили несмело и сразу же принимались задавать вопросы: «А что это? Откуда? Теперь всегда так будет?» И восхищались: «Как удобно!»
Как рассказал ТИА директор МУП «ПАТП-1» Артур Сычев, этот троллейбус уже 4 года путешествует по стране, демонстрируя свои возможности, а в Тверь он прибыл 20 ноября из Ялты и пробудет здесь до 10 декабря, после чего отправится дальше по городам России.
Внешне «Тролза» не сильно отличается от обычного троллейбуса – те же формы и габариты, а главное – «рога» на крыше, с помощью которых он заряжает аккумулятор для дальнейшей автономной езды. Заряда, кстати, хватает более чем на 20 километров. А вот внутри царит дух современности – вся водительская кабина напичкана электроникой. Так, одним движением пальца водитель управляет специальным пандусом для инвалидов и пассажиров с колясками, а на электронном табло видит всю информацию о машине – скорость движения, уровень заряда аккумулятора и т.д.
- Есть также еще, например, газомоторные автобусы. Они тоже экологичны, но для их использования нам нужно устанавливать по городу специальные заправочные станции, ведь в данный момент у нас такая есть всего одна – на Старицком шоссе. А для этого троллейбуса ничего нового не надо, он заряжается от обычной электролинии и дальше едет как электробус.
С учетом государственных субсидий каждая такая чудо-машина обойдется примерно в 9 миллионов рублей, в то время как стоимость обычного троллейбуса варьируется от 7,5 до 9,5 миллионов, а стоимость газомоторного автобуса составляет 6,5 миллионов плюс множественные расходы на создание соответствующей инфраструктуры. Срок эксплуатации «Тролзы», как объяснил руководитель МУПа, достигает 5-7 лет и связан, в первую очередь, со сроком годности «сердца» машины – аккумулятора. Но самое главное преимущество нового троллейбуса перед старыми – это тот факт, что даже при создании новых маршрутов прокладывание дополнительных электролиний не потребуется, ведь для промежуточных подзарядок вполне хватит и старых. А это, между прочим, колоссальная экономия – 1 километр электролинии стоит 25 миллионов рублей.
Тем временем красавец «Тролза» бороздит просторы Твери. На токоприемниках он едет по следующему кругу: Центросвар-Вагонзавод-Площадь мира-Старый мост-Центр-Пролетарка-Первомайский-Бульвар профсоюзов. Далее на бульваре машина опускает «штанги» и едет автономно по Октябрьскому проспекту, вокруг «Глобуса» и через Южный, затем на бульвар Гусева и снова на Профсоюзов, где вновь поднимет их для подзарядки.
Довольные пассажиры улыбаются, сидя в теплом и уютном салоне. Они то смотрят в окно, то заинтересованно оглядывают окружающую обстановку. Пенсионерка Антонина Николаевна сказала, что едет в таком троллейбусе впервые и приятно удивлена его удобством:
- Это быстро и удобно, ведь транспорт совершенно новый и без проводов едет. Вот если людям надо, например, через центр проехать в Первомайку, они так быстро и доедут, вдобавок просторно тут очень, а по утрам у нас всегда людей много, толпятся все. Лично я бы очень хотела, чтобы у нас весь транспорт таким стал.
Другая пассажирка относительно нового троллейбуса выразить мнение не смогла, объяснив это тем, что ей просто не с чем сравнивать: на общественном транспорте женщина обычно не ездит, а сейчас впервые за долгое время ей пришлось случайно прокатиться по делам.
Кондуктор же рассказала, что в первой половине дня уже к 11 утра продала 42 билета на тестовый рейс, а пассажиры то и дело спрашивали, куда им позвонить или написать с просьбой оставить чудо техники на маршруте.
Артур Сычёв рассказал, что в случае успешного тестирования он будет предлагать подобные троллейбусы закупить в городской парк.
Надо сказать, что тестирование троллейбуса - не единственная новость в сфере тверского пассажирского транспорта. Артур Сычёв рассказал о самых важных вещах, что были сделаны в последние годы, а также о планах на будущее:
- Исследовав пассажиропоток и особенности нашей транспортной сети, мы провели частичную оптимизацию городских маршрутов, также объединили в одно предприятие обслуживание трамваев, автобусов и троллейбусов. Удалось, так сказать, «переломить» и психологию транспортных работников. Стали, например, серьезно наказывать за опережение расписания. Ведь правильная точка зрения, когда не пассажиры существуют для нас, а мы работаем для пассажиров. И все нужно делать, в первую очередь, для их удобства. Вот, например, электронные табло сейчас тестируем на остановках. Они показывают людям, сколько еще ждать тот или иной маршрут. Пока что повесили только два - на Советской и Новоторжской, но в перспективе планируем еще.
Грандиозные планы строятся и в отношении недавно появившейся транспортной карты «Иволга». По словам Артура Вячеславовича, ее перспективы впечатляют. Карта, возможно, станет универсальным «золотым ключиком» - с ее помощью можно будет оплачивать не только проезд, но и парковку, и даже детское питание в школе. Помимо этого, в администрации города, на швейной фабрике и в ПАТП-1 «Иволга» уже используется сотрудниками для прохода через турникеты. Возможность воспользоваться такой системой есть и у других организаций, в том числе учебных заведений. При этом сама «карта» имеет самые различные формы от классического пластика до стильного браслета на руку.
Напоследок Артур Вячеславович поделился желанием поскорее воплотить задуманные инновации в реальность. Директор "ПАТП-1" верит, что пассажиры оценят нововведения и останутся довольны.