С января 2016 года федеральный закон №220 развязал руки перевозчикам и разрешил самостоятельно устанавливать тарифы на проезд. Поэтому пассажирам ничего делать не остаётся, как ждать общественный транспорт или идти пешком: плати или выходи.
Перевозчики называют 25-рублёвую стоимость проезда «слёзами» и мечтают о 40 рублях, муниципальный транспорт не может предложить весомую альтернативу маршруткам, пассажиры «едят кактус», но исправно платят.
Закон беззакония
С 11 января 2016 года почти все тверские перевозчики (кроме тех, кто выиграл конкурсы администрации) получили право изменять тариф по своему усмотрению в рамках федерального закона от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ряд статей которого вступил в этот день в законную силу.
25 января 2016 года маршрутчики в первый раз по своему усмотрению подняли цену на проезд с установленных в июле 2015 года РЭКом 19 рублей до 20. А с января 2017 – до 22, и тоже сами.
Не 25, а 40!
Повышение стоимости проезда на маршрутках до 25 рублей – это нормально, но надо ещё больше, уверен Николай Маслов, вице-президент тверского НП «Приоритет» (некоммерческое партнерство владельцев маршруток):
- Знаете, тут в эфире одного тверского телеканала выступал Артур Сычев директор МУП «ПАТП-1». Он заявил, что еще два года назад они экономически обосновали стоимость проезда на тверском общественном транспорте в размере 38 рублей. Но они получают субсидии из казны, запустили «Иволгу», которая, как они говорят, приносит доходы, и поэтому проезд не повышают. Хотя они имеют право делать это раз в год.
Они говорят, что не делают этого из-за людей, якобы идут на встречу населению, что они белые и пушистые, но это чистой воды популизм.
В 2016 году дизельное топливо стоило 32 рубля 60 копеек. Сейчас оно стоит 40 рублей 50 копеек, а учитывая, что впереди зима, еще подорожает. Плюс к этому с 1 января повышаются акцизы на топливо и ГСМ. Топливо дорожает, как следствие дорожают продукты, и проезд должен дорожать.
Но мы пока повысили проезд до 25 рублей, хотя, я считаю, учитывая все расходы, проезд должен быть дороже. 35-40 рублей – и это только, чтобы себестоимость ТС окупить.
Все «Мерседесы», «Ситроены» и «Форды» мы покупали в Турции. Почему, объясню. Если покупать, к примеру, «Ситроен» во Франции, то за него придется заплатить 3 млн 100 тысяч рублей. А турецкий «Ситроен» обошелся в 2 млн 300 тысяч, разница огромная. Соответственно, все запчасти на автомобили мы брали в той же стране, так как наши производители их не делают. А когда с Турцией тут не заладилось по политическим мотивам, запчасти мы стали покупать в Словении, они дороже, чем в Турции, но дешевле, чем во Франции. Вот это все должно закладываться в стоимость проезда.
И вообще 25 рублей – это слёзы! Эта цена крайне необъективная. Такая стоимость проезда продержится до первого неверного шага правительства РФ. Если что-то подорожает, то и мы повысим.
Позицию Маслова поддерживает Некоммерческое партнерство «Тверской автотранспортный союз», которое объединяет перевозчиков Твери и региона:
- Такие изменения стоимости проезда связаны с повышением цены на содержание транспорта: топливо, ремонт. При производственных расчетах стоимость должна вырасти на 15%.
Опасные маршрутки
Уж кому-кому, а жителям Твери точно не нужно рассказывать о стиле езды местных маршрутчиков: гоняют на красный, хамят пассажирам, попадают в многочисленные ДТП.
И периодически устраивают передел рынка, сжигая и обстреливая машины конкурентов.
Госавтоинспекция то и дело находит массу нарушений правил перевозки пассажиров и ПДД. Только за три дня с 18 по 21 сентября в ходе операции «Автобус» к ответственности были привлечены 252 водителя маршруток: водители игнорировали световые приборы, стояли, где хотели, ездили на красный, не пропускали пешеходов, а некоторые и вовсе управляли маршруткой без документов. По итогам рейда выявлены 44 маршрутки, эксплуатация которых запрещена. Однако владельцам это не мешает снова и снова отправлять машины в рейс.
Что делать?
Перекраивание городских маршрутов, конкурсы и огромные штрафы за нелегальную езду практически никак не влияют на ситуацию.
Напомним, с 15 июля 2016 года вступили в силу требования Министерства транспорта и новые размеры штрафов для водителей нелегальных маршруток. За использование общественного транспорта при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - штраф для водителей в размере 5 тыс. руб., должностных лиц – 30 тыс. руб., юрлиц – 300 тыс. руб.
Но уже стреляных тверских маршрутчиков на мякине не проведешь и на кривой кобыле не объедешь: чтобы не платить штрафы, нелегалы устраивали «экскурсии» по городу, и даже придумали «православную» маршрутку, кстати, одобренную Тверской Епархией.
Экскурсионные перевозки не входят в разряд регулярных, а значит, штрафами не облагаются, справедливо решили маршрутчики.
Тем временем администрация города считает, что удорожание проезда в маршрутках пойдет на пользу общественному транспорту:
– В отличие от маршрутных такси, поездка на автобусе, трамвае и троллейбусе по-прежнему будет стоить 20 рублей, – сказал начальник управления транспорта и связи администрации Твери Михаил Суханов. – При этом по электронной карте «Иволга» цена одной поездки составляет 18 рублей. Рассчитываем, что для муниципального транспорта это станет конкурентным преимуществом, поскольку разница стоимости поездок в пять-семь рублей ощутима.
И добавил: - Что касается маршруток, то они перевозят пассажиров по нерегулируемому тарифу и в соответствии с законодательством имеют право самостоятельно принимать решение, сколько денег брать с пассажиров в качестве платы за проезд. В наши полномочия входит только разработка маршрутов, проведение конкурсов и выдача свидетельств и маршрутных карт легальным перевозчикам.
Тем не менее, в планах правительства Тверской области, как заявил Игорь Руденя на первом заседании нового созыва Тверской горДумы, навсегда избавиться от маршруток и наладить работу муниципального транспорта. В качестве частного в Твери должны остаться только легальные такси.
А пока маршрутчики ездят, как умеют, и устанавливают тарифы, как хотят.