Недобросовестные строители дорог канут в лету, а добросовестные будут точно знать, как их ремонтировать. На заседании правительства Тверской области 27 июня кабмин одобрил важный документ, регламентирующий абсолютно все виды работ на дорогах, начиная с диагностики, заканчивая приёмкой и содержанием. Игорь Руденя признался, что, несмотря на увеличение объема ремонта с 224 километров дорог в прошлом году до 365 в этом, дороги в Тверской области «оставляют желать лучшего».
Разработанный документ, прошедший, к слову, через множество круглых столов, совещаний, экспертиз и одобренный «Автодором», в первую очередь, нужен для того, чтобы повысить качество ремонта, который обязан сохраняться на протяжении всего гарантийного срока.
- Есть смысл обратить внимание на культуру проведения работ. Рабочие должны быть одеты в спецодежду со светоотражающими элементами и прочим, а не выглядеть, как народное ополчение». И на каждом участке должны быть поставлены стенды с указанием контактов ответственного за ремонт лица, - сказал губернатор и тихо, но твердо, добавил, что все дороги Тверской области должны быть отремонтированы в течение трех лет.
С презентацией документа выступил министр транспорта Игорь Павлов. На первом же слайде, посвящённом диагностике дорог, показаны фотографии тверских ям (не самых страшных, откровенно говоря). В соответствии с документом, диагностика дорог должна проводиться в том числе с использованием специализированной передвижной лаборатории. Подразделение ГК «Автодор» — ООО «Автодор-Инжиниринг» уже обследовало 860 дорог 1 класса в регионе. Результат плачевный – 70% не соответствуют требованиям.
По итогам диагностики определяются виды необходимых работ. Всего в правилах перечислены 7 типовых решений: от укладки тонкого слоя асфальта до полной замены покрытия. Если ремонт относится к одному из перечисленных видов, то срок изготовления проектно-сметной документации небольшой – 1 месяц. Если же нужна серьезная и сложная реконструкция, время проектных изысканий увеличивается в 8 раз.
Документ устанавливает требования к качеству материалов: это должен быть высокопрочный гранитный щебень, используемый на федеральных магистралях, песок и асфальтобетонная смесь. Кроме этого, подразумевает использование новых технологий, таких как холодная регенерация. Этот метод куда сложнее традиционного, но, как показывает опыт Московской, Новгородской, Смоленской областей, в два раза долговечнее (на 10-12 лет). Такая технология будет использована при строительстве дороги «Москва - Санкт-Петербург» – Конаково - Иваньково.
Кто именно и что конкретно будет контролировать ремонт дорог тоже определяет документ. В частности, контроль за ремонтом будет вестись не только специалистами Министерства по обеспечению контрольных функций, регионального Минтранса, ГИБДД, дорожного фонда Тверской области, местных администраций, но и представителями общественных и инженерных организаций.
Игорь Руденя спросил, есть ли у кабмина вопросы к документу. Ни у кого, кроме депутата Госдумы Владимира Васильева, их не оказалось. Последний спросил про «аварийный ремонт» и весовой контроль на дорогах. Игорь Павлов ответил, что первый не был четко регламентирован, а весов всего двое и то передвижные.
- Стационарных весов «ноль», остальные используются только для контроля. Мы же договорились, что какое-то количество стационарных весов мы должны поставить, - обратился губернатор к зампреду Меньщикову. – «Начали и понадкусали» это называется.
Дальше вопросы начал задавать губернатор: о пластиковой разметке, сроках ремонта и возможности перенести диагностику дорог и конкурсные процедуры раньше, чтобы к ремонту приступать к началу лета, а не в конце.
Слово дали экспертам. Евгений Громов, директор ООО «Доринжиниринг-Тверь», начал с патетического лирического отступления – о дорожном буме, внимания власти к проблемам территорий – на которую имел почти полное право, потому что сам кропотливо работал над сегодняшним документом.
Закончив с лирикой, Евгений Громов сказал, что в 2009 году в Тверской области подрядчики пытались применить метод холодной регенерации, но ничего из этого не вышло, потому что ни опыта, ни техники не было:
- Это синдром неудачи нас долго преследовал, но сегодня, когда холодная регенерация применяется на федеральных трассах, есть специалисты и нужная техника, это стало возможным и на наших дорогах. И главное, применение таких сложных методов избавит нас от недобросовестных подрядчиков.
Правила также рекомендованы к применению и в муниципалитетах.
Второй эксперт - исполнительный директор ООО «Дорсервис» Александр Минин – сказал, что работает в отрасли больше 30 лет и всегда хотел, чтобы такие четкие правила к ремонту и содержанию дорог были приняты:
- Возможно, на первых порах нам придется вложиться, но в течение гарантийного срока, оно себя окупит, безусловно.
Кабмин документ одобрил, эти правила также будут рекомендованы муниципалитетам.