В Твери в 2016 году на все городские маршруты, в том числе и межмуниципальные (которые выходят за черту города), были проведены конкурсы и определены перевозчики. Казалось бы, на этом должен закончиться долгий спор, кто будет перевозить тверских пассажиров. Ан нет, нашлись те, кому закон не писан, кто купил автобус и выехал собирать пассажиров и деньги без разрешений и конкурсов, просто потому, что ему так захотелось. О проблемах тверских легальных перевозчиков рассказал ТИА исполнительный директор НП «Тверской автотранспортный союз» Владимир Густов.
Принятый в 2015 году 220-й федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» стал значимым шагом в наведении порядка в транспортной отрасли. Закон определил перечень требований к участникам конкурса – кто может возить пассажиров. Таких требований всего четыре: у перевозчика должна быть лицензия; машины, на которых он будет возить; он не должен быть в стадии банкротства и должен исправно платить налоги.
Требования к участникам определяет федеральный закон, критерии оценки к конкурсантам устанавливает местная администрация, по ним выбирается победитель. Критерии оценки также перевозчикам сообщаются заранее, основные: количество и исход ДТП, год выпуска авто (больше шансов победить, если автомобили не старше 3 лет), наличие дополнительного оборудования (например, для перевозки граждан с ограниченными возможностями), опыт работы.
Основным в федеральном законе стал «документ планирования», который должен быть принят в муниципальном образовании. Этот документ определяет время проведения конкурса, когда будет изменен маршрут, вид перевозок. Документ гибкий, в него можно вносить правки, но с оговоркой, что перемены вступят в силу не ранее чем через 180 дней. Это значит, что у предпринимателей теперь есть время подготовиться к нововведениям.
- Понимаете, раньше как было, поменяла администрация требования к вместимости подвижного состава, и вот уже предприниматель, который много лет работает на определенном маршруте, оказался не у дел. Ведь не так просто заменить, например, машины малой вместимости на ПАЗы: на это нужно время и деньги. 220-й закон дал на это время.
В 2016 году администрация Твери провела конкурсы на городские и межмуниципальные маршруты. Те, кто проиграл в конкурсе или вовсе не участвовал, не захотел уходить из бизнеса и продолжил возить пассажиров. Тогда, в 2016 году, администрация города вместе с УГАДН, ГИБДД и прокуратурой провели проверки и выгнали нелегалов с тверских дорог – навели долгожданный порядок. Но, к сожалению, ненадолго. В мае 2017 года на 6, 24 и других маршрутах вновь стали «работать» нелегалы.
Например, на одном из маршрутов должно ходить 26 автобусов, а ходит 40-50. То есть некие предприимчивые владельцы машин, не участвуя в конкурсе, не имея карты маршрута (документ, который дает право перевозить пассажиров и прописывает требования к автобусу), собирают на тверских дорогах пассажиров и деньги.
- Легальные перевозчики для того, чтобы победить в конкурсе, тратят много денег. Ведь по конкурсу машины должны быть не старше 3 лет, должно быть установлено доп.оборудование, а это все стоит денег. Предприниматель планирует свои расходы и когда он сможет «отбить» потраченное. У нелегалов же нет никаких расходов, они просто собирают денежки и рушат все планы честному бизнесу.
Предприниматели, чьи интересы затронули эти нелегалы-беспредельщики, обратились в разные контрольно-надзорные органы, но результата от этого обращения не последовало.
- Если городская власть, прокуратура, УГАДН, ГИБДД не вмешаются сейчас, как они это сделали в 2016 году, то мы вернемся к тому, от чего так долго уходили – к хаосу на тверских дорогах.