Таких многоквартирных домов в Твери немало. Дом № 14 по улице Озерной был построен в самый разгар горбачевской перестройки – в 1987 году. Типовая пятиэтажка. Подъезды лифтами не оборудованы. В доме 89 квартир. Их планировка в те времена называлась улучшенной. Электрохозяйство, относимое к общему имуществу, с момента постройки дома оставалось в том же состоянии. До тех пор, пока за дело не взялся избранный в 2013 году новый состав совета дома.
В совет вошли три женщины: Лидия Алексеевна Николаенко (председатель), Татьяна Александровна Сорокина и Мария Валерьевна Гуляева (члены совета). Функции домоправительниц разделены. При этом разделении учитывалась занятость всех троих. Гуляева работает, поэтому в совете ей поручены внутридомовые проблемы. Николаенко с Сорокиной – пенсионерки, поэтому они взяли на себя решение проблем, которые требуют выхода за границы дома. Одна из них – наведение порядка с электроэнергией, потребляемой на общедомовые нужды (ОДН).
С чего началось
А началось всё с элементарных обид и жалоб. С апреля прошлого года в Тверской области появился новый гарантирующий поставщик электрической энергии – АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт». У компании, управляющей домом, не был заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, поэтому платежи за ОДН стали выставляться напрямую жильцам. И они возроптали.
Причины для недовольства были. Судите сами. Живет старушка в однокомнатной квартире. Платит за свет сто рублей (число условное. – Е.Ш.) в месяц, а счет за ОДН выставляется на вдвое большую сумму. Старушка стала выражать недовольство совету дома. И таких недовольных набралось немало. Совет дома стал разбираться в причинах завышенных платежей за электроэнергию на общедомовые нужды.
Надо сказать, что Лидия Алексеевна и Татьяна Александровна – не специалисты в энергетике. И не юристы. Николаенко до пенсии работала программистом в научно-исследовательском институте информационных технологий. Сорокина занималась организацией и нормированием труда на предприятии «Химволокно». В новых же обстоятельствах обеим женщинам пришлось овладевать необходимым минимумом знаний и в бытовой электроэнергетике, и в юриспруденции.
Явные нестыковки
Стали считать. При беглом подсчете оказалось, что если включить все осветительные лампы во всех местах общего пользования, то платежей за ОДН набежит не более 1200 рублей в месяц. Суммарно же ежемесячные платежи за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, со всех 89 квартир доходили до пяти тысяч рублей. Вывод напрашивался сам собой: общедомовой прибор учета фиксирует отбор электроэнергии и неучтенными потребителями, а дополнительная финансовая нагрузка ложится на добросовестных плательщиков.
Надо было наводить порядок. Первым делом провели инвентаризацию общедомового электрического хозяйства. И выяснилось, что потребителями электроэнергии являются не только жильцы, а и юридические лица, подключенные к домовым сетям без законных оснований.
Пять провайдеров в одном доме
Век интернета довольно странным образом отразился на платежной дисциплине в доме на Озерной, 14. Оказалось, что здесь на сомнительных основаниях «прописались» пять интернет-провайдеров. Со своим оборудованием, которое подключено к домовой электросети, потребляет электроэнергию, и расход этот не учитывается и за него не вносится оплата. И это продолжалось не месяцы – годы. С явным непорядком пора было кончать.
Совет дома год назад решил созвать общее собрание собственников жилых помещений. Лишь общему собранию собственников законом дано право распоряжаться общим имуществом, включая и электрическое хозяйство. Собрание подавляющим большинством голосов решило оставить в доме только двух провайдеров – ЗАО «ЭР-Телеком-Холдинг» и ООО «Вымпелком» ( «Билайн»), абонентами которых являются жильцы. Остальным в пользовании общим имуществом дома было отказано.
Свою линию поведения совет дома строил после консультаций с компетентными организациями: новой управляющей компанией, департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери, главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, областной общественной правозащитной организацией «Качество жизни», гарантирующим поставщиком электроэнергии – обособленным подразделением «ТверьАтомЭнергоСбыт».
– Каждый шаг мы проводили в соответствии с полученными рекомендациями, – говорит Лидия Николаенко. – Действовали строго в рамках закона.
Татьяна Сорокина перечисляет последовательность действий: на основании решения общего собрания собственников жилых помещений всем провайдерам, кроме двух, были направлены уведомления, в которых предлагалось в добровольном порядке самостоятельно демонтировать установленное в доме оборудование. В конце декабря прошлого года была назначена дата демонтажа. Обошлось без конфликтов со всеми отстраненными провайдерами, кроме одного, запросившего месячную отсрочку.
– И мы пошли навстречу, – в голосе Татьяны Александровны звучат нотки огорчения. – О чем скоро очень пожалели. Оборудование этого провайдера не демонтировано до сих пор. После того, как мы с разрешения управляющей компании перерезали каналы связи, этот провайдер обратился в суд с иском к совету дома.
– Какова цена вопроса? – дополняет председатель совета дома. – Два провайдера, заключившие с нами договоры, платят по триста рублей в месяц за пользование общим имуществом дома плюс платеж за потребленную электроэнергию. Стоит ли из-за таких сумм огород городить? Надеемся, что суд примет нашу правоту, а не надуманные претензии провайдера, у которого, ко всему прочему, в нашем доме и абонентов больше нет.
Потребовался аудит
Разобравшись с провайдерами, совет дома пошел дальше по пути экономии электроэнергии. В доме был проведен технический аудит. Для этой цели привлекли фирму «Регион-баланс». В ходе аудита обнаружились несанкционированные подключения УК домовым сетям. Как к общему электрощиту, так и к щитам на лестничных площадках. Обнаружился даже самовольно подключенный промышленный кабель, через который потреблялось полторы тысячи киловатт-часов в месяц. Его фирма-аудитор сразу же перерезала. Аудиторы также выявили наличие во многих квартирах устаревших приборов учета, которые не менялись практически с момента ввода дома в эксплуатацию.
– Жильцам было предложено в организованном порядке поменять квартирные счетчики, – рассказывает Лидия Николаенко. – С общего согласия мы эту процедуру провели в короткие сроки и без лишних хлопот для жильцов. Им не пришлось доставать счетчики, отпрашиваться с работы. Фирма сама привезла все счетчики и сама их установила. Было заменено 69 квартирных счетчиков. Теперь все квартирные приборы учета имеют высокий класс точности.
У совета дома – новые планы. Провели ремонт щитовой. Решено поменять электрощит – он устарел, провода нагреваются.
– Помимо того, что этот нагрев пожароопасен, это еще и перерасход электроэнергии, – объясняет председатель совета дома. – Уже заключен договор на замену щита.
Ощутимый результат
Принятые меры по наведению порядка дают результат. Совет дома передает показания общедомового прибора учета и квартирных счетчиков в «ТверьАтомЭнергоСбыт» одномоментно. Это позволяет самим определять расход электроэнергии на общедомовые нужды как разницу показаний общедомового и суммы показаний квартирных счетчиков и оперативно вмешиваться, если вдруг случаются отклонения. Но их в последнее время не бывает. Расход электроэнергии вошел в норму. По сравнению с тем, что было год назад, потребление электроэнергии на ОДН в доме № 14 по улице Озерной уменьшилось примерно в два с половиной раза. Соответственно, в такой же пропорции сократились и платежи жильцов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.