20 февраля в ДК «Металлист» прошёл брифинг, посвящённый ситуации на Тверском вагоностроительном заводе. О том, каково реальное положение дел, о загруженности производства, и о том, что ждёт завод в 2015 году, рассказали журналистам Андрей Соловей, генеральный директор завода и Лидия Жарняк, председатель объединённой профсоюзной организации.
Несмотря на то, что 2014-й год ТВЗ удалось закончить с прибылью в 470 миллионов, объёмы производства и потребность в пассажирских вагонов продолжают снижаться. Как рассказал Андрей Соловей, у основного заказчика вагонов, Федеральной пассажирской компании, сейчас порядка 22 0000 вагонов, из них постоянно осуществляют перевозки 12 тысяч, в летнее время – порядка 17 тысяч. То есть потребности у «ФПК» в закупке таких вагонов уже нет.
Поэтому, начиная уже с 2013 года, на заводе началась диверсификация производства и освоение новых рынков. Так, совместно с ПК «Транспортные системы» на заводе изготовлен низкопольный трамвай, одно- и трёхсекционные трамваи, выпущена новая модель вагона для спецконтингента с кондиционером и освещением, новый почтовый вагон, электропоезд ЭГ2Тв, железнодорожные транспортировочные вагоны ТКУ для Курской АЭС. Как отметил Андрей Соловей, ТВЗ способен выпускать любые транспортёры для РОСАТОМа.
К слову, гендиректор завода на вопрос, смог бы ТВЗ производить поезда, подобные испанским Talgo, ответил утвердительно:
- Была бы поставлена задача - сделили бы.
Тем не менее, в 2015 году запланированный объем производства составил всего 13 миллиардов рублей, что более чем в два раза ниже, нежели в 2014 году.
Несколько запланированных контрактов сорвались, в том числе - заказ на 49 вагонов для Казахстана. Контракт с Латвией и Литвой в связи с ростом тарифов на международные перевозки тоже сорвался.
Кроме этого, работу ТВЗ, равно как и других заводов «Трансмашхолдинга», усложнили существенное увеличение ставок по кредитам до 30%, повышение стоимости металла и комплектующих.
- На 1 января 2015 года на заводе работали 6 303 человека – это, конечно, избыточное количество, поэтому было предложено сократить 1967 человек, почти 30% коллектива. Для сохранения трудового коллектива и компетенции завода, по нашим расчётам, необходимо делать в год не менее 300 вагонов, - отметил Андрей Соловей. – В настоящий момент контракт подписан на 41 вагон. К подписанию готовится ещё один трёхлетний контракт. Кроме того, мы будем участвовать во всех тендерах, которые будут проводиться.
После многочисленных встреч и совещаний на федеральном уровне был подписан план мероприятий на 2015 год, который позволит обеспечить производство минимальной нагрузкой, а количество сокращений на заводе уменьшится до 800 человек.
Лидия Жарняк рассказала, что профсоюз категорически отказался подписывать приказ о сокращении почти 2 000 человек и решил провести митинг, чтобы обратить внимание органов власти на проблему.
После многочисленных встреч и переговоров с органами власти на заводе отменен режим четырёхдневки и объявлен режим простоя, что означает получение работниками не двух третьих от тарифной ставки, а 2/3 среднего заработка работника. Кроме того, подписано соглашение работодателя и профсоюза о том, что численность сокращений не превысит 800 человек в 2015 году.
- Наши работники приходят в профсоюзный комитет, как в церковь, - отметила Лидия Жарняк.
Вместо митинга на площади Славы профсоюз принял решение провести встречу в стенах завода. 19 февраля коллектив завода встретился с генеральным директором ЗАО «Трансмашхолдинг» Андреем Андреевым, заместителем министра промышленности и торговли РФ Андреем Дутовым, первым заместителем гендиректора ОАО «Федеральная пассажирская компания» Владимиром Каляпиным, заместителем председателя Государственной думы РФ Владимиром Васильевым, генеральным директором Тверского вагоностроительного завода Андреем Соловей.
Однако митинг не был отменен – за профсоюзом оставлено право в случае невыполнения соглашения о сокращении и плане мероприятий провести митинг в марте 2015 года.