Хлебопекарная промышленность в Тверской области, как и в России, переживает сейчас не лучшие времена. Отсутствие качественного сырья, несовершенство законодательной базы доводит ситуацию до абсурда у одних хлебозаводов, жёсткая конкуренция и демпинг приводит к краху других, а в конечном итоге всё это негативно отражается на качестве и цене продукта, а значит, потребителе, то есть нас с вами.
Существует ряд проблем, которые касаются всех без исключения производителей – как крупных хлебозаводов с тысячными коллективами, так и маленьких хлебокомбинатов, где работает несколько десятков человек. Большинство из них вынуждены покупать практически всё сырьё за пределами Тверской области, в первую очередь, муку, поскольку в соседних регионах она… дешевле. Откуда только не везут, даже из Уфы. Согласитесь, нонсенс. Ведь, как говорится, сам Бог велел на гигантских просторах тверского региона выращивать рожь. Так нет ведь! К тому же и зерно-то на мелькомбинаты поступает 4 сорта, которое в советские годы выращивали на корм скоту. Лучшее – нет, не детям, а иностранцам, поскольку хорошее зерно идёт на экспорт. Понятно, что это бизнес, и государство не собирается его регулировать и поддерживать отечественных хлебопекарных производителей. Вот и приходится муку «улучшать», добавляя усилители вкуса и прочее.
Как сказала ТИА в интервью генеральный директор ЗАО «Хлеб» Нина Болгова: «Мне для производства хлеба Тверская область даёт только одну ржавую воду, которая у нас проходит пять степеней очистки, а всё остальное мы вынуждены покупать!» Как вы сами понимаете, транспортные расходы, постоянно растущие тарифы на энергоресурсы – всё это закладывается в стоимость хлеба, ну а также модернизация оборудования, налоги, оплата труда, обучение персонала, медосмотры, упаковка и т.п. и т.д.
Ещё одна проблема, которая серьёзно подрывает хлебопекарную промышленность и в конечном итоге сказывается на ценовой политике, – это возврат нереализованной продукции и неурегулированные взаимоотношения с торговыми сетями. Как правило, магазины не обеспокоены, в каком количестве заказывать те или иные хлебобулочные изделия, поскольку, согласно действующим с 1996 года санитарным нормам и правилам, всю нереализованную продукцию хлебзаводы обязаны выкупать и вывозить обратно, при этом потери несёт только производитель. Убытки крупных предприятий исчисляются десятками миллионов рублей в год. Ну а как поступать с «возвратом», думает каждый хозяин сам – кто-то в переработку пускает, кто-то сухари сушит, а кто-то фермерам продаёт на корм скоту.
Однако в этом направлении дело всё же с мёртвой точки сдвинулось и, похоже, власти услышали наконец-то стенания хлебопёков: в проекте госдумы - принять закон, который либо ограничит объёмы возврата, либо разделит финансовую ответственность между производителями и торговыми сетями.
У маленьких хлебокомбинатов, помимо всех общих проблем, есть ещё одна, непреодолимая – жёсткая конкуренция и присутствие на рынке «слонов», таких как «Волжский пекарь», ЗАО «Хлеб», «Тверьхлебпром» (объединяет пять хлебокомбинатов, расположенных в г. Бежецк, г. Конаково, г. Кувшиново, г. Осташков, г. Ржев). Как рассказал ТИА директор Удомельского хлебокомбината, происходит «массированная атака демпинговых цен».
- У нас маленькое предприятие, работает всего 52 человека, при этом мы готовы выпускать до 40 наименований хлебо-булочных изделий, по факту – около 18. Мы поставляем продукцию в Удомлю, Вышний Волочок и районы, отпускная цена хлеба – 18 рублей, а батона – 19,50. Это реальная себестоимость. А вот тверские крупные хлебзаводы привозят хлеб и батоны по 8-10 рублей. Понятно, что огромным товарооборотом они покроют эти убытки. А нам куда деваться? Подобное же происходит и с госконтрактами на поставку хлеба в детские сады, школы, интернаты, больницы. Мы не можем их выиграть изначально, поскольку нам никогда не удастся так сильно снизить цены, - добавил Анатолий Дмитриевич.
Наступают на ноги и пекарни в сетевых магазинах, которым не надо тратиться на упаковку, транспортную логистику. Они тоже забирают свою долю покупателей. В итоге небольшие частные пекарни, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, разоряются. Так, недавно закрылась пекарня в посёлке Красный Май Вышневолоцкого района.
Об этом же говорит и, например, замдиректора хлебзавода в Вышнем Волочке.
- У нас на предприятии коллектив насчитывает 200 человек. Отпускная цена нашего хлеба - 20,25 рублей, батона - 21,45. А тверской хлеб у нас предлагают и по 12, и даже по 10 рублей, - рассказала Татьяна Маркова.
Таким образом, урегулировать эту ситуацию пока не представляется возможным, а потому небольшие заводы будут постепенно закрываться, выживут монополисты, цены на хлеб будут расти, о качестве продукции будут идти многочисленные споры среди покупателей, поля будут продолжать зарастать сосновым и берёзовым молодняком, поскольку пока государству не до хлебопёков. У нас другие проблемы: Крым, изъятие денег из Пенсионного фонда, борьба с матом, кружевным бельём или, скажем, неприличными сторублёвыми купюрами.
"Тверская область для выпечки хлеба даёт только ржавую воду", или Особенности тверской хлебопекарной промышленности
Просмотреть комментарии (31)