20 февраля руководство ОАО «Тверской вагоностроительный завод» провело брифинг на тему оптимизации деятельности завода и объективной необходимости количественного сокращения коллектива. На вопросы журналистов ответили генеральный директор Андрей Соловей ТВЗ и председатель объединенной профсоюзной организации ОАО «ТВЗ» Виктор Кольцов.
Одной из главных причин необходимой заводу оптимизации стало естественное сокращение объёмов производства. Последний пик процветания завода пришёлся на 2008 год: он был переоборудован и вышел на уровень мировых лидеров отрасли. Однако затем грянул экономический кризис и ТВЗ, как и многим другим флагманам отрасли, пришлось оптимизироваться, рассказал Андрей Соловей
Мощности вагоностроительного завода хватает, чтобы производить до 1200 вагонов в год, однако за последние пять лет количество заказов сократилось. Так, в 2012 году предприятие поставило заказчикам 681 вагон, в том числе 378 вагонов для ОАО «Федеральная пассажирская компания» и 255 вагонов метро по кооперации с еще одним предприятием Трансмашхолдинга — заводом Метровагонмаш. В 2013 году ОАО «Федеральная пассажирская компания» было поставлено 417 вагонов, включая 50 двухэтажных, 52 вагона — на коммерческий рынок, 30 — на экспорт.
В планах предприятия на 2014 год – производство 410 вагонов, в том числе 88 вагонов габарита RIC для международных перевозок ОАО «РЖД» и 125 вагонов для дочернего предприятия ОАО «ФПК». Снижение объема закупок новых вагонов со стороны ФПК, которая ежегодно выводит из эксплуатации свыше 1000 крайне изношенных пассажирских вагонов, обусловлено тем, что в связи с изменением системы субсидирования пассажирских перевозок в регулируемом сегменте со стороны государства компания не располагает достаточными средствами для обновления подвижного состава: в результате его парк сократится с 22 тыс. до 15 тыс. вагонов.
Это заметно влияет на работу ОАО «ТВЗ», вынужденного работать на треть собственной мощности. Существующий объем заказов на 2014 год не позволяет обеспечить работой коллектив, который на данный момент составляет 7870 человек. Отсюда и четырёхдневная рабочая неделя, и административный отпуск, который сотрудникам завода планируют устроить в декабре. Тверской вагоностроительный завод активно работает над расширением круга заказчиков и поставок вагонов на коммерческий рынок, в том числе и на экспорт, в частности, в Казахстан и Белоруссию, но даже это не позволяет полностью загрузить производственные мощности.
Чтобы минимизировать потери и сохранить высококвалифицированный коллектив администрация ТВЗ по согласованию с профсоюзной организацией вынуждена была пойти на крайние меры, включающие работу предприятия в режиме неполной занятости и снижение численности коллектива.
— В ходе всестороннего анализа ситуации и многочисленных переговоров было принято решение о сокращении до 8% общей численности работающих, — отметил председатель объединенной профсоюзной организации ОАО «ТВЗ» Виктор Кольцов. — В ближайшее время будут подписаны соответствующие документы и все процедуры пройдут в четком соответствии с требованиями законодательства.
13 марта под сокращение попадут 717 штатных единиц. В первую очередь этот процесс коснётся управленческого коллектива (причём руководители подразделений уже получили задание перераспределить обязанности), в последнюю – инженеров-конструкторов. Как в шутку заметил генеральный директор завода Андрей Соловей: «Выточить железяку – не проблема, придумать железяку сложнее». Принимаемые меры позволят не допустить перехода на трёхдневную рабочую неделю в июле 2014 года.
Несмотря на невесёлую тенденцию последних лет, руководство Тверского вагоностроительного завода смотрит в будущее с оптимизмом. Есть собственные разработки, есть опыт работы с зарубежными специалистами и желание учиться лучшему. ОАО «ТВЗ» остаётся конкурентоспособным предприятием высокого уровня. Кроме того, акционеры завода ежегодно требуют новых разработок, и ТВЗ с этим успешно справляется. Кстати, с момента заказа двухэтажного вагона для ОАО «РЖД» до его реального воплощения прошло восемь месяцев – таких показателей нет ни у одного зарубежного производителя. В конце брифинга Андрей Соловей продемонстрировал презентацию нового проекта вагоностроительного завода. В 2016 году, согласно официальным данным, запланировано открытие регулярного движение пассажирских электропоездов по Малому кольцу Московской железной дороги, что позволит разгрузить дороги столицы. В перспективе линия будет иметь 31 остановочный пункт. ТВЗ совместно с одним из испанских коллег ведёт разработку электропоездов для Малого кольца. Макет в натуральную величину будет представлен уже в апреле.