Тверской вокзал вновь готовится стать вокзалом I класса, как это было при Николае I. Указ о строительстве Николаевской, а ныне Октябрьской, железной дороги и всей инфраструктуры к ней был издан императором 1 февраля 1842 года.
В 1851 году на тверском вокзале станционный колокол возвестил о прибытии первого паровоза на станцию "Тверь".
Здание, возведённое по стандартному типовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича, представляло собой кирпичную оштукатуренную двухэтажную постройку: с полукруглыми торцовыми фасадами, галереей на чугунных колоннах, ведущих на перрон, несколькими залами, телеграфным и багажным отделениями, кассами, кухнями и буфетом. Естественно, поблизости с вокзалом вырос привокзальный поселок со своими служебными постройками, складами, улицами.
Отдельную роль в жизни железнодорожников, как подчеркнула старший научный сотрудник Музея железной дороги Раиса Дроздова, играл храм Святого Александра Невского:
- Рождались дети – в храме крестили, женили - там же проходили обряд венчания, кто-то умирал – отпевали.
В то время вокзал был настоящей окраиной, а ныне оживлённый проспект Чайковского - пустынным шоссе.
В конце 20 века при строительстве «нового вокзала» храм Александра Невского (в это время уже разрушенное после революции здание с магазином внутри) помешал строительству, и его было решено снести. Так, знаменитый тверской вокзал 1 класса превратился в безликое здание, сочетающее в себе два абсолютно разных архитектурных стиля.
Идея масштабной реконструкции вокзального комплекса, как рассказывает Михаил Садовников, советник губернатора Тверской области по вопросам взаимодействия с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), депутат Законодательного собрания, возникла давно и была связана, прежде всего, с развитием Тверского региона:
- Абсолютно очевидно, что наша область находится в стратегически важном географическом положении. Тверской вокзал - это главный форпост тверских ворот и въезда в регион. Поэтому, исходя из развития экономики и всех сопутствующих направлений, и встал вопрос о реконструкции. К тому же вокзал – визитная карточка города, а она должна быть достойной.
Пилотный проект реконструкции вокзального комплекса будет полностью инвестиционным и реализован без использования бюджетных средств. Напомним, участок, на котором планируется развернуть масштабное строительство, – это площадь около пяти гектаров, ограниченная с запада на восток зданием линейного ОВД и торговым центром «Карусель», с севера на юг – улицей Коминтерна и самой железной дорогой. Помимо непосредственно вокзала со всеми сопутствующими службами, здесь будет расположен кинотеатр, ресторан, гостиница, различные торговые центры. Под общую крышу планируется переселить и автовокзал.
Ранее планировалось, что здание нового вокзала летом этого года полностью демонтируют, и на его месте с нуля будет возводиться новый комплекс. Однако, как рассказал ТИА Михаил Садовников, буквально недавно было принято решение вокзал не сносить, а лишь модернизировать:
- Мы сохраним здание внутри, но полностью реконструируем в соответствии с проектом. Сегодня можно сказать точно: здание будет сохранено.
Что касается храма Александра Невского, то его восстановление – самое что ни на еть начало реализации масштабного проекта.
- Духовная составляющая в современном проекте стоит на первом месте. Подчеркну, восстановление разрушенной святыни осуществляется за счёт меценатов, которые пожелали остаться неизвестными. Храм – главная архитектурная доминанта комплекса, который, безусловно, будет строиться вокруг него и будет стилизован под архитектуру Николаевского времени.
Что важно, храм восстанавливается на своём историческом месте – ровно там, где он стоял 2 века назад. В Музее железной дороги хранится точная копия разрушенного храма и закладочный камень, в котором когда-то были мощи Святого.
Кроме того, удалось найти трубу под храмом, по которой из Волги вода поступала на вокзал. Что интересно, труба сохранилась в первозданном виде и сейчас хранится в музее.
Также в музее находится эксклюзивный экспонат – козлиная голова из бронзы весом в 7,5 килограммов, которая была снята с колонн в 1980 году. К сожалению, в каком году они были установлены на колонны, определить не удалось. В начале строительства, как отметила Раиса Дроздова, их не было.
Сейчас половины колонного ряда находится на реставрации, но козлов на них уже не будет. Реконструкция колонн происходит в соответствии с образцами 1850-х годов.
Практически полностью завершена реставрация одного из помещений в старом вокзале. Зал ожидания с билетными кассами, сводчатыми потолками, старинными чугунными скамейками и знаменитой «метлахской» плиткой откроет свои двери посетителям уже в марте этого года.
Примечательно, что плитку пришлось везти из Англии – немецкий завод, который её изготавливал при Николае 1, закрылся. В остальных зданиях вокзала сохранилась немецкая плитка 100-летней давности.
Вовсю идёт реставрация императорских комнат на старом вокзале. Главным заказчиком реставрации выступило ОАО «РЖД», генеральный подрядчик – «Р-индустрия». Автор проекта реставрации вокзала и научный руководитель работ тверской архитектор-реставратор Валерий Курочкин.
Как рассказывают строители, здесь нет абсолютно никакого новодела, «ни один кирпич не был положен без согласия архитектора».
Царские покои состояли из нескольких помещений: передняя комната, комната для прислуги, комната для детей и комната отдыха с двумя каминами. В каждой из них высокие потолки из сводчатого камня с лепниной, монументальные окна в дубовых рамах. В комнате отдыха два уже почти отреставрированных камина. Один из них будет рабочим.
Отдельного внимания заслуживает люстра, к сожалению, не сохранившаяся с царских времён. Люстра изготовлена на Тверском стекольном заводе, как точная копия императорской.
Сейчас тверские реставраторы работают над единственной сохранившейся подлинной дубовой дверью, которая когда-то вела в царские покои. Все остальные двери будут сделаны по образу и подобию отреставрированной.
- На те средства, которые вложены в восстановление Николаевского вокзала, можно было бы построить два новых, причем с нуля, на чистом поле. Восстановлены внутреннее убранство императорской комнаты, заказаны стеклопакеты из дуба. Однако это наша история, она должна быть восстановлена, - рассказал Михаил Садовников.
Императорские комнаты станут музеем и откроют свои дубовые двери для посетителей в конце 2014 года.