30 октября, на федеральной трассе М-10 «Россия» прошли широкомасштабные учения. В рамках межведомственного проекта Росавтодор, МЧС и ГИБДД на федеральной дороге М-10 между Москвой и Петербургом смоделировали ситуацию аномального выпадения снежных осадков и возникновения крупного ДТП. Для проведения мероприятия был выбран участок (227 км М-10) дороги между Москвой и Петербургом, которая отличается высокой интенсивностью автомобильных потоков. Таким образом, работа дорожных организаций и экстренных служб проходила в условиях максимально приближенных к реальным.
По легенде учений, организованных Росавтодором при участии представителей МЧС и ГИБДД, по причине аномального выпадения снежных осадков на въезде в город Торжок (227 километр трассы М-10) произошло крупное ДТП, ставшее препятствием для проезда транспорта в одном из направлений. На номер 112 поступило тревожное сообщение, на которое среагировали дорожники, ГИБДД и МЧС. К месту, где произошла трагедия, выехали бригада скорой помощи и спасатели. Движение на участке аварии было полностью перекрыто на 13 минут.
На период проведения работ для освобождения проезжей части от поврежденных машин была применена спецтехника, а также снято барьерное ограждение. Перепуск движения был временно осуществлен по встречной полосе.
Глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт принял участие в работе оперативных групп, ответственных за предупреждение и ликвидацию ЧС в условиях зимы на трассе М-10 «Россия». Важным элементом учений стала отработка межведомственного взаимодействия диспетчерских служб управления дороги М-10 «Россия» с территориальными подразделениями ГИБДД МВД России и МЧС России.
Напомним, в прошлом году именно на трассе М-10 «Россия» из-за отсутствия должной координации между экстренными службами в результате крупного ДТП на дороге образовались пробки и снежные заносы. Однако теперь дорожники заранее подготовились к различным сценариям развития событий. Все организации, обслуживающие федеральные трассы, уже с октября перешли в режим зимнего содержания дорог.
Роман Старовойт, руководитель федерального дорожного агентства (Росавтодор):
- Этой зимой повторения транспортных коллапсов на федеральных трассах не будет. В частности, мы заблаговременно провели конкурсные процедуры, по итогам которых победители получили право 5-летнего содержания дорог, что позволяет им заранее планировать работы и производить техническое перевооружение. Всего в текущем осенне-зимнем сезоне на сеть автомобильных дорог федерального значения планируется вывести свьше 9000 единиц дорожной техники (из них почти 4000 комбинированных дорожных машин (КДМ), 1300 автогрейдеров, 1500 экскаваторов и погрузчиков, 1500 тракторов со снегоочистительным оборудованием, а также несколько сотен роторных снегоочистителей, прицепных грейдеров и бульдозеров). Кроме того, предстоящей зимой для борьбы с обледенением и снежными заносами планируется использовать 5,5 миллионов тонн специальных противогололедных материалов.
Сегодняшние учения на отрезке М-10 – третьи по счету. Подобные учения прошли уже на трассе «Холмогоры» в Вологодской области, 9-10 октября в горном кластере на Красной поляне в Сочи. А новые учения состоятся уже 30 ноября и снова в Сочи.
Росавтодор уверяет, что в этом сезоне пробок из-за снега и гололеда на федеральных трассах не будет, и в Тверской области в том числе. УГИБДД подтвердили, что подрядчик, отвечающий за трассу М-10 готов к зимнему периоду.
Алексей Смирнов, и.о начальника УГИБДД по Тверской области:
- Проведение учений – актуально, учитывая прошлогодний печальный опыт. Мы провели проверку готовности подрядных организаций к зимнему содержанию дорожной сети. Что касается участка М-10, серьезные выводы были сделаны и привлечен новый подрядчик, который оснащен современной техникой, имеющей мощные возможности . В этом плане шаг сделан очень серьезный.
Подготовлено к чрезвычайным ситуациям в зимний период и Управление МЧС. Закуплены оперативные автомобили, палатки, полевые кухни.
Сергей Биберин, и.о. заместителя начальника УМЧС по Тверской области:
- В каждом гарнизоне пожарной охраны работают оперативные группы, у которых есть полное оснащение: оперативные автомобили, оргтехника. Были закуплены порядка 20 палаток для обогрева людей которые попадают в затор. Там человек может получить питание, согреться, так как есть печка. В оперативных автомобилях есть радиостанции, через которые есть связь с дальнобойщиками. Есть также два болотохода, которые не только можно использовать при наводнениях, но и при снегопадах.
Справка о причинах возникновения заторовой ситуации на трассе М-10
«Россия» в ноябре 2012 года (Информация Росавтодора):
На развитие заторовой ситуации на М-10 «Россия» в 2012 году повлияла совокупность факторов:
- очень интенсивный и продолжительный снегопад;
- нарушение водителями ПДД и неготовность грузовых транспортных средств к эксплуатации в зимний период (изношенная резина покрышек, отсутствие цепей противоскольжения и т.д.);
- нарушение технологии выполнения работ подрядными дорожно-эксплуатационными организациями;
- несвоевременная ликвидация последствий ДТП;
- отсутствие координации совместных действий подразделений МЧС, МВД и дорожных служб в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для исключения возможных причин возникновения заторовых ситуаций на автодороге М-10 «Россия»:
- в 2013 году в 5,5 раз увеличены темпы подготовки противогололедных материалов для трассы М-10 «Россия». Подготовка к зиме на территории, Московской, Тверской и Новгородской и Ленинградской областей (где пролегают участки трассы) выполняется с опережением планового срока, установленного Росавтодором.
- Подведомственным Росавтодору ФКУ Упрдор «Россия» заготовлено более 32 тыс. тонн реагентов (104% от потребности), более 119 тыс. м3 песка (100% от потребности), в том числе 202 тыс. тонн пескосоляной смеси (100% от потребности).
- ФКУ Упрдор «Россия» для содержания подведомственных автодорог в зимний период задействует 279 единиц дорожной техники, а именно: 120 К ДМ, 28 автогрейдеров, 20 машин для розлива жидких природных рассолов, 18 роторных стеклоочистителей, 44 экскаватора и погрузчика, 9 бульдозеров, 40 колесных тракторов со снегоочистительным оборудованием и т.д.
- Подготовлено 18 теплых стоянок для техники и 19 помещений для отдыха и обогрева рабочих и водителей.
- На ближайшие 5 лет определены подрядчики и заключены контракты на содержание дорог. Долгий срок госконтрактов позволяет подрядным организациям производить техническое перевооружение, закупать дорожно-эксплуатационную технику (в прошлом году сложный период пришелся как раз на конкурсные процедуры по выбору подрядчиков).
- Подрядными организациями заключены 3-сторонние соглашения о взаимодействии с органами ГИБДД, МЧС;
- Заключены договоры на получение специализированной гидрометеорологической информации;
- Созданы комиссии по подготовке к зиме с назначением ответственных исполнителей;
- На трассе М-10 «Россия» проведены учения совместно с МЧС и ГИБДД. В ходе мероприятия смоделирована ситуация возникновения ДТП в условиях выпадения осадков, на практике отработаны способы оперативного межведомственного реагирования и обеспечения проезда транспорта в экстренных условиях с переорганизацией движения по реверсивной полосе и частичной разборкой барьерного ограждения; сформировано 10 бригад экстренного реагирования, которые будут локализоваться в Тверской и Московской областях;
- Ситуационный центр Росавтодора в круглосуточном режиме обеспечивает оперативную информацию о ситуации на дорогах на официальном сайте Росавтодора. Информирование водителей также осуществляется через средства массовой информации. На уровне подведомственных Росавтодору организаций для автомобилистов и подрядчиков организована круглосуточная работа диспетчерских служб. Оповещение населения осуществляется также с помощью средств массовой информации, а в ряде случаев – через специальный канал радиосвязи дальнобойщиков.