16 октября в Тверском Информационном Агентстве по инициативе клуба "ВелоТверь" и Управления ГИБДД по Тверской области прошёл круглый стол по теме: "Организация безопасного движения велосипедного транспорта на улицах Твери". В заседании также приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, проекта «Удобный город» и Ассоциации "Здоровые регионы".
В настоящее время велосипедисты – самые незащищённые участники дорожного движения. Их не любят автомобилисты и пешеходы, они опасаются ездить по дорогам, но не имеют права использовать для движения тротуары – штраф за нарушение составляет 800 рублей. Да и, что уж говорить, далеко не все велосипедисты, даже взрослые, имеют представление о правилах дорожного движения. В то же время количество их год от года отнюдь не уменьшается, в Твери с января по сентябрь 2013 года произошло 18 ДТП с пострадавшими, участниками которых были велосипедисты. Это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года.
Профилактическая работа со школьниками и их родителями не приносит плодов, поскольку в ГИБДД просто-напросто не хватает сотрудников, чтобы углублённо заниматься этим. Попытки инспекции внедрить изучение ПДД в школьную образовательную программу продолжаются уже более трёх лет, но отклика в Министерстве образования не находят ни на уровне субъекта, ни на уровне российского Правительства.
По данным социологического исследования 2009 года, в Твери 108 тыс. совершеннолетних владельцев велосипедов, но только 5% из них рискуют регулярно использовать этот вид транспорта. При этом около половины респондентов работают и учатся на расстоянии менее 5 км от дома, и они готовы пересесть на велосипед, если в городе появятся условия для этого. За четыре года количество велосипедистов – потенциальных участников дорожного движения – значительно выросло, но никаких подвижек в плане развития в Твери соответствующей инфраструктуры как не было, так и нет.
Ещё в июне 2013 года члены Ассоциации "Здоровые регионы" и тверского клуба «ВелоТверь» предложили свою концепцию развития велодвижения в городе до 2017 года Тверской горДуме. Она нацелена на организацию сети транспортных коммуникаций, строительство инфраструктуры и развитие велокультуры с учётом опыта других городов России и Европы и, как следствие, - повышение качества жизни тверитян и улучшение транспортной ситуации в городе. В начале октября проект концепции был одобрен двумя профильными комитетами Думы, но для того, чтобы воплотить его в жизнь, требуется, чтобы депутаты приняли концепцию на заседании ТГД до конца 2013 года. В таком случае на её основе разработают городскую программу, деньги на реализацию которой будут заложении в бюджет Твери на следующий год.
К сожалению, представители власти далеко не всегда корректно воспринимают инициативы велоактивистов по продвижению велосипеда в качестве полноценного транспортного средства. В ответ зачастую – и сегодняшний круглый стол не стал исключением – предлагается устанавливать велопарковки, проводить соревнования в рамках общегородских мероприятий и прокладывать прогулочные маршруты в рекреационных зонах. Но это совсем не то, что нужно велосипедистам и городу.
Проблема добраться на двухколёсном транспорте из пункта А в пункт В упирается в отсутствие в городе велодорожек, соединяющих районы города. Тем не менее, по словам начальника отдела ГИБДД по Тверской области Дениса Черных, организовать движение велосипедистов по городу далеко не так сложно, как может показаться. Для этого достаточно выделить полосу – причём не за счёт проезжей части, а за счёт тротуаров или буферных зелёных зон. Незагруженные тротуары и широкие проспекты в разных районах города вполне позволяют это сделать, даже через центр Твери. Депутат Сергей Мамонов предложил организовать таким образом первую велодорожку на территории своего округа – вдоль Санкт-Петербургского шоссе, но сделать это можно будет только в случае создания и утверждения городской программы развития велодвижения.
Впрочем, её отсутствие никак не мешает закладывать велодорожки в проекты новых микрорайонов и капитального ремонта существующих улиц. Так, к примеру, появилась дорожка в мкр. «Радужный». Кроме того, теоретически, уже в этом году мы могли бы получить обновлённые улицу Орджоникидзе и Восточный мост с выделенными полосами для движения велосипедистов - но ключевым моментом в этом вопросе, по словам велоактивиста Алексея Шабашова, является политическая воля городских властей. Остаётся лишь надежда на то, что до конца года депутаты всё же соберут её в кулак и примут концепцию развития велодвижения в Твери. Понятно, что создание и развитие инфраструктуры – дело не одного года, но начало этому положить стоит.
Таким образом, на сегодняшнем этапе, безопасность велосипедистов и развитие велосипедного движения не только как вида спорта, но и как вида экологически чистого и удобного в смысле прохождения дорожного трафика транспорта зависит от воли, степени заинтересованности и разумности тверских депутатов. Ждём-с!