20 августа читатель ТИА Konstantin разместил новость "Как я прописывал ребенка". Редакция ТИА сделала официальный запрос в УФМС России по Тверской области.
ОТВЕТ:
Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области рассмотрен направленный Вами запрос о предоставлении информации.
По существу поставленных в нем вопросов сообщаем следующее.
Обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации закреплена статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
При этом законодательством Российской Федерации четко установлены сроки обращений граждан по вопросам регистрационного учета, как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Так, норма статьи 6 вышеназванного закона указывает, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.
Для граждан, прибывших в место временного проживания, обязанность обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания в соответствии с пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила регистрации), наступает по истечении 90 дней со дня их прибытия.
Вышеприведенные нормы не содержат каких-либо исключений, и, как следствие, распространяются на всех граждан Российской Федерации, в том числе новорожденных детей.
Правом подачи заявления о регистрации по месту жительства и по месту пребывания от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, обладают их законные представители (родители, опекуны), что предусмотрено пунктом 27 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.
Пунктами 28 и 29 Правил регистрации для несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, определен особый порядок, согласно которому их регистрация по месту жительства и по месту пребывания осуществляется на основании свидетельства о рождении, а также документов, удостоверяющих личность проживающих вместе с ними родителей (усыновителей).
Для граждан Российской Федерации, проживающих или пребывающих без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в пределах Российской Федерации, нормой части 1 статьи 19.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Вместе с тем, в силу статьи 2.3. КоАП РФ лица, не достигшие 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения, не подлежат административной ответственности. Ответственность за их проживание в жилом помещении без регистрации по месту жительства или по месту пребывания частью 2 статьи 15 КоАП РФ возлагается на лицо, допустившее такое проживание. Санкция за данный вид правонарушения составляет от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Регистрационный учет граждан по месту жительства и по месту пребывания и административная ответственность являются различными правовыми институтами. Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых гражданином для регистрации по месту жительства и по месту пребывания, в который протокол об административном правонарушении не входит. По данной причине должностное лицо, ответственное за регистрацию, не вправе отказывать в приеме документов гражданину, обратившемуся с заявлением о регистрации пусть даже по истечении установленных сроков.
Таким образом, в ситуации, изложенной пользователем www.tvernews.ru, действия должностного лица, ответственного за регистрацию, отказавшего в приеме документов для регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка в связи с непредставлением копии протокола об административном правонарушении, являются неправомерными.
В связи с отсутствием достаточных сведений о должностном лице, допустившем указанное нарушение, провести детальную проверку по данному факту не представляется возможным.
В целях недопущения нарушений прав граждан при их обращении по вопросу регистрации по месту жительства и по месту пребывания начальникам территориальных структурных подразделений УФМС России по Тверской области поручено разъяснить должностным лицам, ответственным за регистрацию, требования действующего законодательства в сфере регистрационного учета.
Заместитель начальника В.В. Иванов