https://tvernews.ru/news/99122

«МРСК Центра» ожидает 31 млрд руб. инвестиций

19 Сентября 2008, 11:28
, 0

При переводе всех филиалов ОАО «МРСК Центра» на новую систему регулирования RAB в 2010 году ожидаемый объём инвестиций может достигнуть уровня 31 млрд руб.

При переводе всех филиалов ОАО «МРСК Центра» на новую систему регулирования RAB в 2010 году ожидаемый объём инвестиций может достигнуть уровня 31 млрд руб.

Заместитель генерального директора по экономике и финансам «МРСК Центра» Евгений Алексеевич Бронников рассказал о переходе на новую систему регулирования RAB и определении параметров эффективности инвестиций.
Чем обусловлена необходимость изменения системы тарифообразования для распределительных сетевых компаний?
Одним из факторов, характеризующих текущую ситуацию в российской экономике, является сохранение высоких темпов роста инвестиций. Активно развиваются энергоёмкие производства: электрометаллургия, нефтепереработка, цементное производство, строительный и транспортный комплексы. Реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики, таких как авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплексы.
С учётом существующего темпа развития энергоёмких производств, ростом энергопотребления и необходимости обновления существующих фондов распределительного сетевого комплекса появилась объективная потребность перехода на новый метод регулирования, позволяющий привлекать в сетевую инфраструктуру долгосрочный капитал, стимулируя при этом эффективность инвестиций и снижение операционных затрат.
В рамках существующей системы ценообразования «затраты плюс» тарифы для распределительных сетевых компаний устанавливаются ежегодно, исходя из объёма средств, который региональные регулирующие органы включают в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) организации для осуществления её деятельности в следующем году. Основными составляющими НВВ являются операционные затраты и капитальные вложения, при этом объём выручки ограничивается предварительно заданным ростом тарифа для конечных потребителей, утверждённым Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Основными недостатками данной системы являются:
- отсутствие фактора, стимулирующего регулируемые компании к оптимизации операционных затрат;
- недостаточный объём инвестиционных средств в составе тарифных решений;
- отсутствие «прозрачности» регулирования - решения, принимаемые органами регулирования, часто носят субъективный характер;
- трудности в перспективном планировании и прогнозировании доходности инвестиций;
- отсутствие чёткой взаимосвязи в отношении цены и качества оказываемых услуг.
Данные факторы оказали существенное влияние на сложившуюся ситуацию с уровнем износа основных фондов большинства электросетевых компаний. Износ достиг критических значений, затраты энергокомпаний на эксплуатацию существенно прирастают, а качество услуг и эффективность при этом снижается.
Решением Президента РФ и выданным поручением Правительством 18 июня 2008 года утверждены изменения в Постановлении РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» № 109 от 26.02.04 г. (Постановление Правительства № 459). Дополнительные положения обеспечивают возможность применения при регулировании новой методики формирования тарифа, основанной на доходности инвестированного капитала. 26 июня 2008 года ФСТ России утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
В чём преимущества метода RAB?
Метод доходности инвестированного капитала - RAB (Regulatory Asset Base) представляет собой систему тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов и нацелен на привлечение масштабных инвестиций в отрасль. Основным принципом методологии является обеспечение возврата вложенных в активы компании средств за установленный период, соответствующий сроку службы активов и получение нормированного дохода. Норма доходности, определяемая государством, должна соответствовать уровню рисков в сетевых компаниях и обеспечивать привлекательность отрасли для инвесторов.
В состав НВВ включаются операционные расходы компании, средства на возврат акционерного и заёмного капитала, а также средства под выплату дохода на базу инвестированного капитала. Основная статья, на которую сетевые компании могут иметь влияние, - это операционные расходы (далее - ОРEX). Базовый уровень OPEX устанавливается методом экономически обоснованных затрат, при этом учитывается индекс изменения операционных расходов (Х-фактор1), формируемый на основе бенчмаркетинга и анализа отклонений с показателями деятельности лучших компаний.
В ОАО «МРСК Центра» определены и участвуют два филиала пилота по переходу на новую систему регулирования по RAB. Компанией Deloitte проведена экспертная оценка первоначальной стоимости инвестированного капитала и в ходе работы с регулирующими органами согласованны объёмы инвестиционной программы, а также уровни других параметров, составляющих структуру НВВ. На 2009 год по первому пилоту - «Белгородэнерго» - размер первоначальной стоимости определён на уровне 18 981 млн руб., объём согласованных инвестиций - 6 445 млн руб., OPEX - 3 698 млн руб., возврат 1 394 - млн руб., доход - 1 287 млн руб. По второму пилоту - «Тверьэнерго» - первоначальная стоимость капитала составляет 14 366 млн руб., объем инвестиций - 3 045 млн руб., OPEX - 1 920 млн руб., возврат - 1 579 млн руб., доход - 874 млн руб. и сглаживание - 1201 млн руб.
Помимо этого выполнены расчёты по модели перехода на RAB с 2009 года всех подведомственных филиалов. При переводе филиалов ОАО «МРСК Центра» на новую систему регулирования совокупный объём инвестиций может достигнуть уровня 20 277 млн руб. при консолидированном OPEX - 19 395 млн руб.
Возможность увеличения инвестиционной программы - следствие изменения принципов её формирования?
При регулировании методом RAB под инвестициями понимаются согласованные с регулятором объёмы расходов на осуществление инвестиционной программы по объектам, непосредственно связанным с функционированием электросетевого комплекса. Затраты по инвестициям, не соответствующие данному критерию, будут осуществляться за счёт экономии OPEX. В свою очередь OPEX при регулировании по RAB должен иметь тенденцию к снижению, тем самым сокращая объёмы источников на финансирование неэффективных инвестиций.
Регулирующие органы уже сейчас меняют методы рассмотрения состава инвестиционных программ, финансируемых за счёт источников, учтённых в тарифных решениях. Так, ФСТ РФ были доведены дополнительные требования к инвестиционным программам, одним из пунктов которых является необходимость предоставления бизнес-планов инвестиционных проектов с обоснованием сметы и расчётом эффективности.
Таким образом, реализация неэффективного инвестиционного проекта, не учтённого в составе инвестиционной программы, согласованной с регулятором, может привести или к использованию собственной экономии компании, или к снижению инвестированного капитала в очередном долгосрочном периоде регулирования на величину экономически не обоснованных затрат.
Наряду с этим при переходе на систему тарифообразования по RAB накладывают новые обязательства к сетевым компаниям в части применения стандартов надёжности и качества обслуживания потребителей. Вводятся параметры продолжительности, частоты отключений, исполнения нормативов на подключение и реакции на аварийные ситуации. Критерии оценки установит Минпромэнерго, ФСТ РФ оценит факторы их влияния и внесёт дополнения в методику по регулированию тарифов по RAB.
Указанные подходы существенно отличаются от действующих и ужесточают требования к руководству компании. Теперь менеджменту необходимо будет, с одной стороны, обеспечивать достижение заданного уровня прибыли для акционеров и его превышение за счёт снижения операционных расходов. С другой стороны - обеспечивать требование регуляторов по целевому использованию средств и исполнению стандартов надёжности и качества.
Какие ещё задачи предстоит выполнить для эффективного перехода на RAB?
В данных условиях повышаются требования ко всем профильным службам компании, но в первую очередь - к техническому и финансовому блокам. Технические специалисты будут формировать техническую политику в жёстких рамках повышенных стандартов по надёжности и качеству оказываемых услуг, а также дополнительных требований к оценке эффективности технических решений.
По финансовому направлению, в первую очередь, стоят задачи, направленные на:
- обеспечение финансирования, в т.ч. заёмными источниками, и удешевление их стоимости с целью улучшения параметров инвестиционной эффективности;
- разработку и оптимизацию схем финансирования инвестиционных проектов;
- предварительную оценку эффективности инвестиционных проектов и учёт результатов от их реализации.
Таким образом, инвестиционная программа компании должна быть нацелена на улучшение качества и надёжности оказываемых услуг, а также сокращение операционных расходов. При этом необходимо построить плановую работу по оптимизации операционных расходов с помощью таких механизмов, как: программа управления издержками, реализация непрофильных активов, оптимизация структуры и численности персонала, регламентация закупочных процедур и т.д.
В связи с тем, что на начальном этапе перехода на RAB запланированы существенные объёмы инвестиций, основной упор необходимо сделать на определение оптимальных показателей эффективности инвестиций для компании и применение практики инвестиционного анализа проектов с целью включения в инвестиционную программу наиболее инвестиционно привлекательных.
Каким образом должна производиться оценка инвестпроектов?
Оценка инвестпроектов должна проводиться в два этапа. На первом этапе следует рассчитывать показатели эффективности проекта в целом. Это позволит провести градацию проектов, в частности, выделить проекты, обеспечивающие явный экономический эффект, например, профильные проекты нового строительства, ТПиР, связанные с вводом мощностей, повышением эффективности работы оборудования; проекты, направленные на подключение новых потребителей (развитие рынка сбыта). Определить проекты, связанные с обеспечением исполнения стандартов надёжности и качества (увеличением, поддержанием или восстановлением параметров работоспособности оборудования). Выделить проекты, реализуемые в рамках обслуживающих направлений деятельности.
На втором этапе акцент будет сделан на применение группировки по критериям оценки эффективности инвестпроектов с учётом показателей качества и надёжности. Для разработки эффективного портфеля инвестиций второй этап подразделяется:
1) Формирование шкалы проектов по убыванию показателя NPV. В настоящее время в компании прорабатывается методика определения и применения оптимальной нормы дисконта (r), которая будет учитывать доходность альтернативных направлений инвестирования. Предпочтения отдаются инвестпроектам с большим положительным значением NPV (чистая текущая стоимость).
2) Оценка проектов по индексу прибыльности инвестиций (PI), который должен быть более единицы. Проекты с большим значением данного показателя являются более устойчивыми и имеют больший «запас прочности».
3) Определение шкалы проектов по показателю «внутренняя норма доходности» (IRR). Для оценки эффективности инвестиционных проектов необходимо сравнить IRR с нормой дисконта (r) и отобрать проекты, у которых IRR > r. Далее формируется шкала по убыванию показателя IRR отобранных проектов.
4) Оценка проектов по сроку окупаемости (PP). Срок окупаемости при оценке инвестиционного проекта выступает в качестве ограничителя. В компании проводятся сравнительные расчёты по определению среднего срока окупаемости групп основных средств. Если срок проекта будет выше, чем средний по группе, то будет решаться вопрос о его целесообразности.
После проведения указанного анализа формируется инвестиционная программа, которая должна иметь максимально положительную совокупную эффективность и отвечающая требованиям по надёжности, качеству. Финансироваться за счёт источников, обеспеченных переходом на систему регулирования RAB, должны только эффективные инвестиционные программы, в противном случае результатом от таких инвестиций будет увеличение операционных расходов и затрат на обслуживание единицы оборудования.
Важно отметить аспект, при котором более эффективные инвестиции (по оценке уровня чистой текущей стоимости) дают возможность получить больший эффект от использования финансового левериджа (рычага). Так, в частности, превышение чистой текущей стоимости инвестиций над уровнем определенным регулятором будет отнесён в базу для финансирования инвестиционной программы в следующем плановом периоде. В свою очередь это позволит сохранить целевой уровень соотношения собственных и заёмных средств. Кроме того, в отчётном периоде он будет увеличивать свободный поток денежных средств, что, с учётом значительно возросших в условиях RAB потребностей финансирования инвестиций, позволит не превысить критическое значение показателя соотношение долга к свободному потоку денежных средств. Именно здесь менеджмент компании сможет продемонстрировать мастерство максимально эффективного использования привлекаемых средств.
Другими словами, успешность внедрения RAB напрямую зависит от качества формирования и реализации инвестпрограмм?
Реализуя эффективные инвестиционные программы, мы получаем прямые положительные эффекты от включения возврата на инвестиции в тариф, а также сохранения соотношений долга и денежного потока. При этом чем больше уровень чистой текущей стоимости инвестиций, тем быстрее растёт свободный поток денежных средств, увеличивая стоимость компании и доходы акционеров.
В современных условиях применение новых подходов к формированию инвестиционных программ крайне необходимо. Изменённый подход должен гарантировать инвесторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Кроме того, позволить улучшить качество оказываемых услуг и экономически стимулировать к снижению издержек. Именно при новом подходе возможно формирование инвестиционной привлекательности распредсетевого комплекса с подготовкой эффективной инвестиционной программы компании, которая позволит решить проблему дефицита энергомощностей, увеличения объёмов реконструкции и ввода новых сетевых объектов.
Таким образом, для использования новых возможностей, открывающихся для электроэнергетики при переходе на новую систему тарифного регулирования, нам необходимо существенно пересмотреть подходы к ведению электросетевого бизнеса и инвестирования.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (0)