19 Апреля 24, 10:46
Новости, Интервью
09 Августа 2021, 10:20

Инспектор ГИБДД рассказал о секретах розыска сбежавших водителей

Побывав в рейде "Контроль трезвости" вместе с тверскими инспекторами, корреспондент ТИА впечатлилась работой одного из них – капитана полиции Михаила Козлова, который работает в группе розыска ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Твери. И дело не только в том, что старший инспектор излучает мегапозитив, душа компании и балагур. Пока мы перемещались между пунктами дислокации экипажей, Михаил, что называется, травил байки со своим напарником. И вот тут-то и выяснилось, чем он занимается в инспекции и днём, и ночью, – розыском водителей, сбежавших с места ДТП. На наш взгляд, Михаил Козлов – настоящий следователь, сыщик, он искренне вдохновлён своей работой, а поимку преступника, сбившего человека, считает не просто своим долгом, а личной целью и обязательством.

В тот рейд удалось задержать только трёх водителей в наркотическом опьянении, после чего журналист ТИА поехала отсыпаться домой, а инспекторы продолжили патрулирование дорог города. И вот под утро на ул. Шишкова они заметили скутериста с пассажиркой, на требования сотрудников ГИБДД остановиться он никак не отреагировал, а только прибавил газу. В общем, была небольшая погоня, опрокидывание, пьяного молодого человека Михаил с напарником задержали, но он пошёл в глухой отказ – я не я, и скутер не мой, и не пил, и вообще я пешеход… К таким выкрутасам старшему инспектору не привыкать – на работе с подобными завиральными водителями приходится сталкиваться ежедневно. Спорить, убеждать, совестить – бесполезно, таких нужно бить фактами и припирать к стенке доказательствами. 

Автомобильные сыщики 

Все свои расследования Михаил помнит в подробностях и деталях, в разговоре со мной он даже называет номера домов, у которых сбили пешеходов, хотя ДТП были год назад и ранее. Приметы, информация обо всех разыскиваемых машинах – в голове, как в компьютере, ночью разбуди – на автомате отчеканит. Они крутятся где-то в подсознании. А потом вот едет старший инспектор по каким-то своим или служебным делам и вдруг бац!...это же машина из розыска! Иногда просто покоя нет, пока не найдёт нарушителя. Такое ощущение, что Михаил воспринимает это как личный вызов. "Потому что виновный должен понести наказание".

- Вот был случай на Бурашевском шоссе: около минимаркета, на автобусной остановке, "Жигули" сдавали назад и сбили женщину. Было известно, что ВАЗ-21099, с сине-зелёными противотуманками. И всё! А за рулём был парень, в какой-то рабочей робе – он в магазин заходил, на видео отразилось, что на рукавах были три светоотражающие полосы. Я в течение недели рано утром, до службы, приезжал к магазину на своей личной машине. Думаю: "Ну должен же ты ведь здесь объявиться!". И вот как-то только налил себе кофе, как вдруг мимо меня "девяносто девятая" вжууух... Я за ней – начинаю преследование, кофе пролился, конечно. А там водитель занервничал, начал уходить. Я его только в Твери на площади Терешковой догнал, поравнялся – смотрю, а на рукавах три полоски. Мой клиент! Ну, патрули подключили, остановили его в районе Химволокна. Он вроде сперва на меня сагрессировал – кто такой, чего надо, почему преследую. Я ему удостоверение в лицо, экипаж подъехал, задержали, отвезли к нам, показали видео. В конце концов признался, что это он на видео, но, якобы, в тот день не заметил, что сбил пешехода.        
       
На службу Михаил пришёл ещё в милицию. Хотя он заканчивал политех, учился на инженера-механика и первоначально хотел пойти работать на производство, как отец, который трудился на стеклопластике. Но у жизни свои планы – папа умер, пришлось парню брать на себя заботу о семье, поэтому на 3 курсе Михаил учился и работал в ЧОП по ночам. Затем по совету мамы пошёл в МВД, где год крутил баранку. В 2010 году перешёл в ГАИ, стал работать на трассе М-10 в Конаковском районе. А через три года уже перевёлся в специализированный батальон в Тверь, стал замкомвзвода, затем – командиром взвода. Пять лет назад Михаил Козлов пошёл на повышение – в группу розыска. А когда ведомство стало полицией, то получил второе высшее – юридическое в МГЭИ. 

Сейчас в отделе вместе с Михаилом работают ещё два человека – Юлий Дорошко и Наталья Метельштет. Это маленькая, но очень профессиональная и сплочённая команда, которая добивается  потрясающих результатов, дополняя друг друга. Так, Михаил с напарником выезжают "в поля" в любое время суток, роют на месте, поступающую информацию обрабатывает Наталья Владимировна, она же занимается делопроизводством. Вот такое условное разделение обязанностей.  Только прикиньте сами – в год на трёх инспекторов приходится около 1200 дел о ДТП с материальным ущербом – кто-то на парковке задел машину и скрылся, кто-то кого-то притёр, снёс зеркало, поцарапал дверь и т.д. – вариантов масса. А ещё прибавьте около 80 дел о ДТП с пострадавшими – как правило, это сбитые пешеходы. И раскрываемость подобных происшествий тверская команда выдаёт на 80-90%!   

- Конечно, есть случаи, когда невозможно установить не только виновного, но даже сам факт ДТП. Вот на Соминке пьяный велосипедист валяется в кювете. Он протрезвел и стал уверять, что его, наверное, сбила машина. Мы обязаны отреагировать на такое заявление. А вообще у меня желание – раскрыть всё! Но не всегда получается.  

После того, как личность нарушителя установлена, его находят, вызывают в отдел розыска для дачи показаний и разъяснительной беседы. Ну, а по факту - чтобы предъявить доказательства вины и получить признание, потому что, как говорит Михаил, за все пять лет работы в отделе ни разу ни один человек не пришёл с чистосердечным раскаянием. Виновников и нарушителей привлекают к административной ответственности за скрытие с места ДТП (лишение прав до полутора лет или 15 суток ареста). Ну, а если пострадавшему был нанесён вред здоровью, тяжёлые травмы или пешеход погиб, то это уже уголовная ответственность, совсем другая статья (264 УК РФ), наказания и новый суд.     

Секреты сыска

Конечно же, нам было интересно, как можно разыскать машину и водителя, скрывшегося с места ДТП. Михаил вопрос одобрил, но заметил, что всех профессиональных секретов и тайн он раскрывать не будет. 

- Мы выезжаем на место происшествия, осматриваем, ищем свидетелей, очевидцев. На показания самого пострадавшего полагаться не приходится, в подавляющем большинстве люди находятся в шоковом состоянии, ничего полезного для розыска запомнить не могут – в лучшем случае марку и цвет транспортного средства. Зачастую нам даже не могут сообщить точное время и место ДТП. Это большая удача, если нам хотя бы цифру из номера сообщат, - рассказывает Михаил.   

Огромный пласт  информации выдают записи с камер видеонаблюдения – благо сейчас есть видеорегистраторы практически во всех машинах, они понатыканы на всех улицах, перекрёстках, у каждого магазина и даже самой маленькой конторки. Выручают автобусы "Транспорта Верхневолжья": там камеры есть спереди и сзади, как раз то, что нужно. И, конечно, комплексы видеофиксации ГИБДД и УМВД. Но чтобы просмотреть все эти записи, нужно потратить много часов, а порой и дней – вычислить предполагаемый автомобиль (марку и модель), проследить его путь, узнать госномер, владельца. В помощь инспекторам - также база данных ФИС ГИБДД-М, там можно отобрать все подходящие под описание транспортные средства, и начинается проверка информации по каждому. Иногда на раскрытие одного ДТП может уйти даже несколько недель.

- Чем мне нравится ещё моя работа, так это тем, что здесь нельзя мыслить стандартно или всё делать по шаблону. Конечно, есть определённый алгоритм обязательных к исполнению действий, но каждое происшествие уникально, требует своего подхода к решению задачи. Сидишь иногда, думаешь, мозговой штурм – что ещё можно сделать? что упустили?... Помню, на ул. Бориса Полевого на переходе был наезд на пешехода. Сильный удар, серьёзная травма. Сбила BMW "пятёрка", на записи с регистратора было видно, как водитель в "шашки играл". А вот номеров нет! Что делать? У меня в телефоне есть приложение Auto.ru. Думаю - ну чем чёрт не шутит. Забил данные машины, я же знаю, как выглядит модификация. На сайте мне выпало пять предложений о продаже. И первое же – из Пролетарского района Твери. В общем, мы приехали к хозяину домой, он пьяный спит, машины нет. Потом они с братом приходили в отдел, мы им предъявили доказательства. Машину они спрятали на Старицком шоссе. Вот так мы нашли нарушителя с помощью сайта продаж,  - рассказывает Михаил. 

- Это у вас смекалка сработала, интуиция, чуйка, а ещё, конечно, немного удачи!

- Тьфу, тьфу, тьфу! – смеётся Михаил и троекратно стучит по столу.      

Кто эти люди, уехавшие с места ДТП?

По наблюдениям сотрудников отдела розыска, чаще всего водители оставляют места ДТП с материальным ущербом по двум причинам: пожилые мужчины просто не замечают, что при парковке повредили чью-то машину; а женщины либо очень торопятся и не хотят ждать владельца поцарапанного авто, либо же по неопытности. Однако даже если есть минимальный ущерб – это уже дорожно-транспортное происшествие, о нём надо сообщить в ГИБДД и действовать по указаниям дежурного. Что же касается ДТП с пешеходами, то чаще всего виновниками являются пьяные водители-мужчины, снова дамы-торопыжки или "чайники", которые просто элементарно не знают закон.

- Много таких ситуаций: женщина-водитель несильно ударяет пешехода, они потом разговаривают, она спрашивает о самочувствии, после чего стороны расходятся. А спустя время у пострадавшей или пострадавшего начинаются проблемы – боли, отёки и т.п. Люди идут в больницу, где и сообщают, что их сбила машина. Мы потом разговариваем с пешеходами: "Вы общались с водителем? Да. Что она сказала? Спасибо большое, что сами дойдёте, а то я тороплюсь", - поясняет Михаил.  

Зачастую водители, которые сами не заметили, что совершили ДТП, не верят инспекторам, нанимают адвокатов, делают технические экспертизы, пытаются оспорить результаты расследования, громко и скандально выясняют отношения. А те, кто знал о своей виновности, будут всё отрицать. Человеку дают шанс рассказать правду – его опрашивают сначала как свидетеля. А потом уже знакомят с материалами дела и предъявляют доказательства.  

Есть ещё одна примечательная категория ушлых водителей, которые стараются получить от страховой компании выплаты по КАСКО. К примеру, будучи на пикнике водитель сам случайно бьёт свою машину или царапает о дерево, а затем приезжает в Тверь, паркуется во дворе и спешит с заявлением о ДТП – мол, кто-то повредил его авто. Вот таких владельцев сотрудники розыска также выводят на чистую воду.   

Эмоционального выгорания у Михаила нет, но, несмотря на весь позитив и оптимизм, от такой работы периодически устаёшь. "Когда в день порядка 50 граждан примешь, крики, вопли, нужна отдушина". Что помогает отвлечься или зарядиться положительными впечатлениями? Рыбалка! Там тишина и спокойствие! Вот уж кто заядлый рыбак – и летом, и зимой, по всей Тверской области, с палатками, ночёвками, с друзьями, за щукой или лещом - не важно. Потом жена котлеты жарит, или улов коптят на даче, солят, вялят. В этом году нашему инспектору исполнилось 35 лет. На юбилей купил себе наконец-то долгожданный подарок – лодку. Но самое главное, что приносит счастье, - это семья. У Михаила трое детей: дочка профессионально занимается плаванием, старший сын увлекается футболом, младшему сынишке пока ещё 4 года. Вот с ними он и проводит свободное от розыска преступников время.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх