«Родился... Брак... Следующий». Родители бросают в детдомах «неудачных» детей после ЭКО и идут за новыми
В тверском фейсбучном сообществе разразилась сложная полемика – осуждать или нет родителей, бросивших больных детей после процедуры ЭКО. Пост опубликовала на своей странице уполномоченный по правам ребенка Тверской области Лариса Мосолыгина.
Она побывала в нескольких домах ребенка и открыла для себя новую категорию брошенных сразу после рождения детей – появившихся на свет в результате дорогостоящей процедуры ЭКО:
«Сегодня я открыла для себя еще одну категорию детей, которые оказываются без родителей сразу после рождения. Это дети, появившиеся на свет в результате дорогостоящей процедуры ЭКО. И брошенные родителями, как бракованный товар. Не могу по-другому объяснить это. Потому что, бросив ребенка с нарушениями, они повторяют ЭКО, достигают результата, за который заплачено. Это состоятельные и состоявшиеся взрослые люди. Не асоциальные семьи. Не могу осуждать их, не знаю, что ими движет. Но понять и принять ситуацию тоже не могу. :(»
Комментирующие разделились на два лагеря – не берущихся осуждать и осуждающих.
Для таких родителей комментаторы призывают ввести ответственность – принудительно воспитывать или пожизненно содержать ребенка, запретить ЭКО для тех, кто выбирает ребенку цвет глаз, разрешать ЭКО только по решению консилиума и прочее. Отказывающихся от детей с тяжелыми пороками развития обвиняют в поклонении деньгам, общество – в "расчеловеченности", а процедуру ЭКО называют "адовым экспериментом".
Не берущихся осуждать родителей куда меньше. Среди них – Татьяна Казаишвили, врач акушер-гинеколог высшей категории. Она пояснила корреспонденту ТИА, что ни цвета глаз ребенку, ни пола современное ЭКО не дает выбирать – это всегда остается тайной для родителей и врачей. Во-вторых, врачи прибегают к ЭКО исключительно по показаниям – бесплодия у одного из партнеров. В-третьих, пороков развития у детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения, не больше, чем у других. ЭКО – это лишь один из методов зачатия, не более того. Всё остальное - домыслы.
- Помимо всего прочего существует метод преимплантационной генетической диагностики, который исключает рождение ребёнка с грубыми пороками развития. И он уже активно используется. Это дорого – 30-40 тысяч рублей за один эмбрион, но оправдано.
По поводу запрета и ограничений ЭКО - лично я против любых запретов. Тем более в наше время, когда фертильность существенно снижается – из-за отсроченных беременностей, когда женщины решаются завести детей после построенной карьеры, плохой экологии, питания и так далее. Каждая четвёртая пара имеет проблемы с зачатием. Это большая проблема.
Что касается сути поста – отказа от детей с пороками развития и попытки сделать ещё одно ЭКО – Татьяна Казаишвили сказала, что не берется судить.
- Я сама не знаю, как бы я поступила в этой ситуации. В нашей стране и в наше время растить ребёнка-инвалида – это огромный труд и гигантская нагрузка. За границей все по-другому – за такими детьми ухаживают специально обученные люди, мама не теряет ни профессии, ни возможности отдыхать. Это все очень сложно – проблема многогранная – и социальная, и экономическая, и нравственная.
Для справки: процедура ЭКО в Твери стоит в среднем от 130-150 тысяч рублей. В Тверской области существуют квоты на ЭКО.