28 Января 23, 10:24
Новости, Общество
18 Марта 2017, 10:03

На усадьбе Полторацких в Грузинах рухнула кровля: некогда роскошное имение и туристический бренд Тверской области практически погибли

Старинная усадьба XVIII века в Торжокском районе являлась ярким образцом архитектурного стиля «пышное барокко». Имение в своё время посещали императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, А.С. Пушкин, оно включено в список туристических объектов Верхневолжского Пушкинского кольца.

На левом берегу речки Жаленки был когда-то разбит пейзажный парк, созданный уроженцем Тверской губернии, архитектором Николаем Александровичем Львовым. В глубине парка затерялась старинная помещичья усадьба Грузины, некогда роскошное имение с господским домом, церковью и хозяйственными постройками.

В советское время в усадьбе располагался диспансер, дом престарелых, в настоящее время она пустует и разрушается. И к этому факту вроде бы как все привыкли. Но состояние старинного дома-дворца достигло катастрофического уровня.

Ещё недавно можно было зайти в усадьбу, подняться на второй этаж. Как сообщают "Тверские своды", кровля в главном доме обрушилась, лестницы на верхние этажи нет: "Вчера побывали в Грузинах под Торжком. Все очень, очень плохо. На главном доме рухнула примерно половина крыши. Разобрана (возможно, специально, кем-то из взрослых) лестница, чтобы не ходили на второй-третий этажи. Поэтому не знаю, что с комнатами Полторацкой с масонской лепниной*. Кажется, угловая ее комната еще жива - последняя. Над ней крыша висит, может упасть хоть завтра. Это абсолютно уникальный и не имеющий аналогов (кроме Райка) у нас в области интерьер, к тому же более ранний, чем Раек лет на тридцать".

Под обвалившейся штукатуркой на фасаде открылся бережно закрытый в 1810-х В.П. Стасовым роскошнейший белокаменный барочный фасад.

"Я просто так тихо и сел, когда поближе подошел. Такого не может быть. И этот фасад мокнет, гниет и, похоже, кандидат на "вылет", если не закрыть и над ним крышу тоже".

Подробнее об усадьбе на сайте tversvod.ru

*Комнаты с массонской лепниной - это зал, реконструированный в 1 четверти XIX века. На северной и восточной стенах сохранились фрагменты серии стенных панелей, украшенных масонскими символами (угасшие факелы, переплетенные венки, весы, мечи, ножны, вероятно, и другие - различимо не все).

В том, что Полторацкие, как большинство русских дворян того времени, отдали дань увлечению масонством, не приходится сомневаться. Не ясно назначение этого помещения. Была ли это переделанная танцевальная зала или личный кабинет узкого круга посвященных лиц, сказать без специальных реставрационных работ непросто.

Фото Павла Иванова.
 

Галерея
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000
Комментарии (35)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • uabumoderoff Offline
    18 Марта 2017, 11:38
    Сочувствую 3млн.туристов,стремящимся в тверскую область.
    12 0
  • Бертран Offline
    18 Марта 2017, 11:42
    В Волочке отремонтируем ряды и займемся Грузинами. Трудности не пугают нас- одной больше, одной меньше..
    10 7
    Смотреть ответы (4)
    • dojdinka Offline
      18 Марта 2017, 13:44
      Тонко подметили, г-н Бертран, один плюс мой.
      5 0
      • mednoe521 Offline
        18 Марта 2017, 21:10
        второй мой
        2 0
        • Proletary Offline
          19 Марта 2017, 00:15
          Остальные - мои.
          5 0
    • vorobjaninoff Offline
      19 Марта 2017, 13:07
      Начни сразу с тех рядов, которые уже лет ...дцать требуют ремонта, тех, которые позади рядов с рухнувшей крышей... Трудности, действительно, уже не пугают власть - объездная есть, можно на Волочек и не глядеть...
      1 0
  • Leo-L Offline
    18 Марта 2017, 11:44
    Надо у Грузии денег на ремонт попросить )
    6 0
    Смотреть ответы (1)
    • Proletary Offline
      18 Марта 2017, 12:23
      У нас с Грузией отношения не очень, "она не даст". Абхазию попросить, а они сами у грузинов отберут.
      4 1
  • kudimov Offline
    18 Марта 2017, 12:27
    Чем-то 5 школу напоминает строение.
    Скажут - дешевле снести и построить новую, маленькую, 6х4 примерно. Экономия.
    5 0
    Смотреть ответы (1)
    • Leandr Offline
      18 Марта 2017, 12:47
      6Х4 - это информационно-туристический центр, который собирались построить возле вокзала. Но, в принципе, можно построить и в Грузинах - с точки зрения пользы для развития туризма месторасположение ИТЦ не имеет значения. Главное, что есть деньги - 216 миллионов из Москвы во время пришли. А может обвал крыши был приурочен к деньгам. Соседний район к деньгам тоже подготовился - там сгорела усадьба
      6 0
  • arcadi007 Offline
    18 Марта 2017, 12:39
    Грузины - действительно могли бы стать визитной карточкой области. Сохранились избы для крестьян, пруд, парк, каменный мост, поклонный крест.
    Создать там какой-нибудь восстановительно-трудовой центр для колледжей строительных. С пользой для здоровья и повышения мастерства специалистов. Как у Макаренко в республике ШКИД. Ох, Путин бы точно заценил.
    5 0
  • VladislaV Offline
    18 Марта 2017, 12:45
    Да никому это ничего не нужно, вот и рушится. Что теперь бросаться ремонтировать, если нет планов на дальнейшее использование и поддержание? Всякий организм переживает рождение, развитие, расцвет, увядание и т.д.
    9 1
  • dojdinka Offline
    18 Марта 2017, 12:51
    В последнее время на тверской земле то что-то горит (Барская усадьба), то обваливается (кровля в Гостином дворе Волочка), теперь вот Грузины. Нехорошая тенденция, однако...
    5 0
    Смотреть ответы (6)
    • Uylo_Yobannen Offline
      18 Марта 2017, 13:04
      Тенденция вполне закономерная и предсказуемая. И никаких предпосылок к её изменению нет и не предвидится.
      8 0
    • lisikmobil Offline
      18 Марта 2017, 13:14
      БАРСКАЯ УСАДЬБА это лишь название базы отдыха и ни какой исторической ценности там нет,как в грузинах,да в вышнем
      3 1
      • dojdinka Offline
        18 Марта 2017, 13:35
        Если не имеет никакой исторической ценности, то пусть горит, не жалко, так что-ли? Впрочем, мысль ваша не завершена и непонятно, что хотели сказать, посему теряться в догадках не буду.
        4 2
        • lisikmobil Offline
          18 Марта 2017, 13:49
          у вас просто по тексту все под одной гребенкой-бизнес восстановят быстро,а эти,как бы так сказать руины никому не нужны
          3 0
          • dojdinka Offline
            18 Марта 2017, 14:28
            Да, здесь соглашусь с вами. К сожалению, наши исторические руины никому не нужны.
            0 0
          • god007 Offline
            18 Марта 2017, 20:29
            эти руины когда-то принадлежали богатым и знаменитым, которые давали работу бедным и неимущим. но бедные и неимущие мало того, что убили богатых и знаменитых, которые давали им работу и хлеб, так они еще разорили их гнезда. здания были в прекрасном состоянии. бедные и неимущие эксплуатировали их до тех пор, пока они окончательно не вышли из строя, не вкладывая в их содержание и обслуживание ни копейки. у этих зданий есть настоящие хозяева. и это никакой не памятник. это чей-то дом, в котором жила семья. но пришли грабители и разграбили их имение.
            1 0
  • MikeH Offline
    18 Марта 2017, 14:07
    Увы и ах, наши развалины не настолько крутые, чтобы туристы ездили и смотрели на них, как на пример, на тот же Колизей.
    3 0
    Смотреть ответы (3)
    • ФЭД Offline
      18 Марта 2017, 18:20
      Туристы едут не на Колизей глазеть, а посмотреть "Как люди живут"...
      1 0
      • MikeH Offline
        18 Марта 2017, 20:13
        И используют Колизей как повод для поездки.
        1 0
    • arcadi007 Offline
      19 Марта 2017, 13:55
      У нас свой Аркаим есть. С исторической точки зрения много круче Колизея.
      0 0
  • Alx Offline
    18 Марта 2017, 14:53
    Был как-то в Грузинах. Но агрессивная пьяная молодежь, распивающая спиртные напитки прямо в этой усадьбе, испортила мне весь туризм.
    13 0
    Смотреть ответы (1)
    • god007 Offline
      18 Марта 2017, 20:26
      это были менеджеры по туризму.
      6 0
  • pereima Offline
    18 Марта 2017, 18:51
    Надо быть честными. Если памятник разрушается и нет никакой надежды и возможности его как - то оживить (приспособить под что- то, сдать в аренду за 1 руб.), то нужно полностью описать, собрать и систематизировать архивные материалы, сделать необходимую фото- и видео съемку, сохранившиеся ценные интерьеры или их элементы демонтировать и вывезти для хранения (или установки) в действующем музейном комплексе. Если невозможно демонтировать здание, сделать ограждение с предупреждающими надписями об опасности. С учета как памятник архитектуры снять.
    5 0
    Смотреть ответы (2)
    • god007 Offline
      18 Марта 2017, 20:38
      это не памятник. памятник ставят в честь памяти. это чей-то дом. дом надо отдать его владельцам и вернуть владельцам то, что было у них украдено.
      0 0
      • pereima Offline
        19 Марта 2017, 10:33
        Я шапочно знаком с потомком дореволюционного владельца одного из домов на Тверской площади. У Вас "приватизированная" квартира случайно не в этом доме? Отдадите добровольно во исполнение исторической справедливости, естественно, не требуя у государства квартиры взамен ?
        3 0
  • mednoe521 Offline
    18 Марта 2017, 21:27
    Ну и что, что когда-то этот дом посещали исторические знаменитости "... Елизавета Петровна и Екатерина II, А.С. Пушкин,..."? Ни горбачёв, ни Ельцин, ни даже...Путин его не посещал. А в губернии "пыжатся от гордости" о получении федеральных денег на ... туризм. Строят прожекты о 3-х (страшно сказать) миллионах будущих туристах! Китай, только на одно празднование китайского нового года (в этом году) посетило более 310 млн. интуристов!
    4 0
  • vorobjaninoff Offline
    19 Марта 2017, 13:08
    Руины Пальмиры нам ближе и дороже (последнее во всех смыслах сразу)... Епаный ...здец, когда же закончится этот бардак???
    6 0
    Смотреть ответы (2)
    • arcadi007 Offline
      19 Марта 2017, 18:34
      Когда ктонидь из администрации ногу сломает в яме дорожной, тогда и яму заделают.
      Вот думаю. Если свечку поставить за ногу сломанную начальства, это благо для людей или нет?
      1 0
      • vorobjaninoff Offline
        19 Марта 2017, 21:36
        Святое дело такую свечу поставить. Что касается ремонта ям, в которых поломали бы ноги чиновники, то может не сработать. В соседнем регионе целый губернатор с лясапеда башкой об асфальт навернулся, и ничего...
        1 0
  • Heckfy Offline
    21 Марта 2017, 11:01
    Жалко, место ведь красивое. Бываю там пару раз в год, последний раз осенью ходил фотографировал там. Очень приятное место, хоть и забытое всеми. Признаков заботы об этом месте нет, а, как правильно написали выше, пьяной молодежи там хватает. Везде мусор, бутылки, натуральная свалка в нескольких помещениях. А всего-то и надо убрать всю грязь, почистить дорожки и перекрыть крышу временно, чтобы дальше разрушения не было. И этого было бы достаточно для того, чтобы направлять туристические маршруты. Ну а потом со временем и само здание в порядок привести. Правда, это огромные деньги, и пока в области есть проблемы посерьезнее.
    0 0

На усадьбе Полторацких в Грузинах рухнула кровля: некогда роскошное имение и туристический бренд Тверской области практически погибли

18 Марта 2017, 10:03

Старинная усадьба XVIII века в Торжокском районе являлась ярким образцом архитектурного стиля «пышное барокко». Имение в своё время посещали императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, А.С. Пушкин, оно включено в список туристических объектов Верхневолжского Пушкинского кольца.

На левом берегу речки Жаленки был когда-то разбит пейзажный парк, созданный уроженцем Тверской губернии, архитектором Николаем Александровичем Львовым. В глубине парка затерялась старинная помещичья усадьба Грузины, некогда роскошное имение с господским домом, церковью и хозяйственными постройками.

В советское время в усадьбе располагался диспансер, дом престарелых, в настоящее время она пустует и разрушается. И к этому факту вроде бы как все привыкли. Но состояние старинного дома-дворца достигло катастрофического уровня.

Ещё недавно можно было зайти в усадьбу, подняться на второй этаж. Как сообщают "Тверские своды", кровля в главном доме обрушилась, лестницы на верхние этажи нет: "Вчера побывали в Грузинах под Торжком. Все очень, очень плохо. На главном доме рухнула примерно половина крыши. Разобрана (возможно, специально, кем-то из взрослых) лестница, чтобы не ходили на второй-третий этажи. Поэтому не знаю, что с комнатами Полторацкой с масонской лепниной*. Кажется, угловая ее комната еще жива - последняя. Над ней крыша висит, может упасть хоть завтра. Это абсолютно уникальный и не имеющий аналогов (кроме Райка) у нас в области интерьер, к тому же более ранний, чем Раек лет на тридцать".

Под обвалившейся штукатуркой на фасаде открылся бережно закрытый в 1810-х В.П. Стасовым роскошнейший белокаменный барочный фасад.

"Я просто так тихо и сел, когда поближе подошел. Такого не может быть. И этот фасад мокнет, гниет и, похоже, кандидат на "вылет", если не закрыть и над ним крышу тоже".

Подробнее об усадьбе на сайте tversvod.ru

*Комнаты с массонской лепниной - это зал, реконструированный в 1 четверти XIX века. На северной и восточной стенах сохранились фрагменты серии стенных панелей, украшенных масонскими символами (угасшие факелы, переплетенные венки, весы, мечи, ножны, вероятно, и другие - различимо не все).

В том, что Полторацкие, как большинство русских дворян того времени, отдали дань увлечению масонством, не приходится сомневаться. Не ясно назначение этого помещения. Была ли это переделанная танцевальная зала или личный кабинет узкого круга посвященных лиц, сказать без специальных реставрационных работ непросто.

Фото Павла Иванова.
 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Комментарии (35)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • uabumoderoff Offline
    18 Марта 2017, 11:38
    Сочувствую 3млн.туристов,стремящимся в тверскую область.
    12 0
  • Бертран Offline
    18 Марта 2017, 11:42
    В Волочке отремонтируем ряды и займемся Грузинами. Трудности не пугают нас- одной больше, одной меньше..
    10 7
    Смотреть ответы (4)
    • dojdinka Offline
      18 Марта 2017, 13:44
      Тонко подметили, г-н Бертран, один плюс мой.
      5 0
      • mednoe521 Offline
        18 Марта 2017, 21:10
        второй мой
        2 0
        • Proletary Offline
          19 Марта 2017, 00:15
          Остальные - мои.
          5 0
    • vorobjaninoff Offline
      19 Марта 2017, 13:07
      Начни сразу с тех рядов, которые уже лет ...дцать требуют ремонта, тех, которые позади рядов с рухнувшей крышей... Трудности, действительно, уже не пугают власть - объездная есть, можно на Волочек и не глядеть...
      1 0
  • Leo-L Offline
    18 Марта 2017, 11:44
    Надо у Грузии денег на ремонт попросить )
    6 0
    Смотреть ответы (1)
    • Proletary Offline
      18 Марта 2017, 12:23
      У нас с Грузией отношения не очень, "она не даст". Абхазию попросить, а они сами у грузинов отберут.
      4 1
  • kudimov Offline
    18 Марта 2017, 12:27
    Чем-то 5 школу напоминает строение.
    Скажут - дешевле снести и построить новую, маленькую, 6х4 примерно. Экономия.
    5 0
    Смотреть ответы (1)
    • Leandr Offline
      18 Марта 2017, 12:47
      6Х4 - это информационно-туристический центр, который собирались построить возле вокзала. Но, в принципе, можно построить и в Грузинах - с точки зрения пользы для развития туризма месторасположение ИТЦ не имеет значения. Главное, что есть деньги - 216 миллионов из Москвы во время пришли. А может обвал крыши был приурочен к деньгам. Соседний район к деньгам тоже подготовился - там сгорела усадьба
      6 0
  • arcadi007 Offline
    18 Марта 2017, 12:39
    Грузины - действительно могли бы стать визитной карточкой области. Сохранились избы для крестьян, пруд, парк, каменный мост, поклонный крест.
    Создать там какой-нибудь восстановительно-трудовой центр для колледжей строительных. С пользой для здоровья и повышения мастерства специалистов. Как у Макаренко в республике ШКИД. Ох, Путин бы точно заценил.
    5 0
  • VladislaV Offline
    18 Марта 2017, 12:45
    Да никому это ничего не нужно, вот и рушится. Что теперь бросаться ремонтировать, если нет планов на дальнейшее использование и поддержание? Всякий организм переживает рождение, развитие, расцвет, увядание и т.д.
    9 1
  • dojdinka Offline
    18 Марта 2017, 12:51
    В последнее время на тверской земле то что-то горит (Барская усадьба), то обваливается (кровля в Гостином дворе Волочка), теперь вот Грузины. Нехорошая тенденция, однако...
    5 0
    Смотреть ответы (6)
    • Uylo_Yobannen Offline
      18 Марта 2017, 13:04
      Тенденция вполне закономерная и предсказуемая. И никаких предпосылок к её изменению нет и не предвидится.
      8 0
    • lisikmobil Offline
      18 Марта 2017, 13:14
      БАРСКАЯ УСАДЬБА это лишь название базы отдыха и ни какой исторической ценности там нет,как в грузинах,да в вышнем
      3 1
      • dojdinka Offline
        18 Марта 2017, 13:35
        Если не имеет никакой исторической ценности, то пусть горит, не жалко, так что-ли? Впрочем, мысль ваша не завершена и непонятно, что хотели сказать, посему теряться в догадках не буду.
        4 2
        • lisikmobil Offline
          18 Марта 2017, 13:49
          у вас просто по тексту все под одной гребенкой-бизнес восстановят быстро,а эти,как бы так сказать руины никому не нужны
          3 0
          • dojdinka Offline
            18 Марта 2017, 14:28
            Да, здесь соглашусь с вами. К сожалению, наши исторические руины никому не нужны.
            0 0
          • god007 Offline
            18 Марта 2017, 20:29
            эти руины когда-то принадлежали богатым и знаменитым, которые давали работу бедным и неимущим. но бедные и неимущие мало того, что убили богатых и знаменитых, которые давали им работу и хлеб, так они еще разорили их гнезда. здания были в прекрасном состоянии. бедные и неимущие эксплуатировали их до тех пор, пока они окончательно не вышли из строя, не вкладывая в их содержание и обслуживание ни копейки. у этих зданий есть настоящие хозяева. и это никакой не памятник. это чей-то дом, в котором жила семья. но пришли грабители и разграбили их имение.
            1 0
  • MikeH Offline
    18 Марта 2017, 14:07
    Увы и ах, наши развалины не настолько крутые, чтобы туристы ездили и смотрели на них, как на пример, на тот же Колизей.
    3 0
    Смотреть ответы (3)
    • ФЭД Offline
      18 Марта 2017, 18:20
      Туристы едут не на Колизей глазеть, а посмотреть "Как люди живут"...
      1 0
      • MikeH Offline
        18 Марта 2017, 20:13
        И используют Колизей как повод для поездки.
        1 0
    • arcadi007 Offline
      19 Марта 2017, 13:55
      У нас свой Аркаим есть. С исторической точки зрения много круче Колизея.
      0 0
  • Alx Offline
    18 Марта 2017, 14:53
    Был как-то в Грузинах. Но агрессивная пьяная молодежь, распивающая спиртные напитки прямо в этой усадьбе, испортила мне весь туризм.
    13 0
    Смотреть ответы (1)
    • god007 Offline
      18 Марта 2017, 20:26
      это были менеджеры по туризму.
      6 0
  • pereima Offline
    18 Марта 2017, 18:51
    Надо быть честными. Если памятник разрушается и нет никакой надежды и возможности его как - то оживить (приспособить под что- то, сдать в аренду за 1 руб.), то нужно полностью описать, собрать и систематизировать архивные материалы, сделать необходимую фото- и видео съемку, сохранившиеся ценные интерьеры или их элементы демонтировать и вывезти для хранения (или установки) в действующем музейном комплексе. Если невозможно демонтировать здание, сделать ограждение с предупреждающими надписями об опасности. С учета как памятник архитектуры снять.
    5 0
    Смотреть ответы (2)
    • god007 Offline
      18 Марта 2017, 20:38
      это не памятник. памятник ставят в честь памяти. это чей-то дом. дом надо отдать его владельцам и вернуть владельцам то, что было у них украдено.
      0 0
      • pereima Offline
        19 Марта 2017, 10:33
        Я шапочно знаком с потомком дореволюционного владельца одного из домов на Тверской площади. У Вас "приватизированная" квартира случайно не в этом доме? Отдадите добровольно во исполнение исторической справедливости, естественно, не требуя у государства квартиры взамен ?
        3 0
  • mednoe521 Offline
    18 Марта 2017, 21:27
    Ну и что, что когда-то этот дом посещали исторические знаменитости "... Елизавета Петровна и Екатерина II, А.С. Пушкин,..."? Ни горбачёв, ни Ельцин, ни даже...Путин его не посещал. А в губернии "пыжатся от гордости" о получении федеральных денег на ... туризм. Строят прожекты о 3-х (страшно сказать) миллионах будущих туристах! Китай, только на одно празднование китайского нового года (в этом году) посетило более 310 млн. интуристов!
    4 0
  • vorobjaninoff Offline
    19 Марта 2017, 13:08
    Руины Пальмиры нам ближе и дороже (последнее во всех смыслах сразу)... Епаный ...здец, когда же закончится этот бардак???
    6 0
    Смотреть ответы (2)
    • arcadi007 Offline
      19 Марта 2017, 18:34
      Когда ктонидь из администрации ногу сломает в яме дорожной, тогда и яму заделают.
      Вот думаю. Если свечку поставить за ногу сломанную начальства, это благо для людей или нет?
      1 0
      • vorobjaninoff Offline
        19 Марта 2017, 21:36
        Святое дело такую свечу поставить. Что касается ремонта ям, в которых поломали бы ноги чиновники, то может не сработать. В соседнем регионе целый губернатор с лясапеда башкой об асфальт навернулся, и ничего...
        1 0
  • Heckfy Offline
    21 Марта 2017, 11:01
    Жалко, место ведь красивое. Бываю там пару раз в год, последний раз осенью ходил фотографировал там. Очень приятное место, хоть и забытое всеми. Признаков заботы об этом месте нет, а, как правильно написали выше, пьяной молодежи там хватает. Везде мусор, бутылки, натуральная свалка в нескольких помещениях. А всего-то и надо убрать всю грязь, почистить дорожки и перекрыть крышу временно, чтобы дальше разрушения не было. И этого было бы достаточно для того, чтобы направлять туристические маршруты. Ну а потом со временем и само здание в порядок привести. Правда, это огромные деньги, и пока в области есть проблемы посерьезнее.
    0 0

вверх