https://tvernews.ru/news/197356

В Твери откроется выставка одного произведения Валентина Серова - «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой»

TIA, 20 Января 2015, 11:05
, 0

21 января к 150-летнему юбилею со дня рождения художника В.А. Серова в Твери откроется выставка одной картины художника - «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой» из фондов Тверской областной картинной галереи.

Крупнейший русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911) в своем искусстве объединил достижения отечественной реалистической школы с классическим наследием и новаторством современной ему западноевропейской живописи. Он стал одним из основоположников стиля «модерн» в русском искусстве рубежа XIX-XX столетий.

Серов, родившийся в семье известного русского композитора, был от природы наделен художественным дарованием очень крупного масштаба и редкой универсальности: он был в равной степени силен в восприятии и передаче цвета и формы. В детстве будущий художник брал уроки у Ильи Ефимовича Репина в Москве и Париже, а далее продолжил образование в Императорской Академии художеств в Петербурге, где его педагогом был Павел Петрович Чистяков.

В жизни и творчестве художника особое место занимала усадьба Домотканово в Тверской губернии, владельцем которой был его однокашник по Академии – друг и родственник Владимир Дмитриевич Дервиз. Валентин Александрович бывал и работал в усадьбе с 1886 по 1911 годы. Здесь были созданы его лучшие произведения, ставшие классикой русского искусства: «Девушка, освещенная солнцем» (1888), «Заросший пруд. Домотканово» (1888), «Октябрь. Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Баба с лошадью» (1898) и другие работы «крестьянского» цикла, а также иллюстрации к басням И.А. Крылова.

В собрании картинной галереи хранится более 20 работ мастера. Большей частью это рисунки художника и живописные полотна, среди них – «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой», который можно отнести к раннему периоду творчества Серова.

Валентин Серов женился на Ольге Трубниковой в 1887 году. Семья была большой и дружной. Детей Валентин Александрович нежно любил и с удовольствием писал их. Все семейные и детские портреты привлекают лиричностью и тонким постижением характера. Серов был, без сомнения, одним из лучших портретистов своего времени. Его отличала способность глубоко воспринимать индивидуальность человека и умение сделать ее ощутимой для зрителей. Он оставил после себя обширную портретную галерею, запечатлевшую людей различных сословий, разного возраста и пола: и своих близких, и деятелей культуры и искусства, и светских дам, и деловых людей, и членов царской фамилии.

В серовских работах движение света замедляется, все видится ясно и отстраненно. В тональной мелодии, в пластических паузах каждый элемент обретает себя, входит в систему соответствий: «все во мне, и я во всем». Он всегда умел заметить уникальность характера и мог передать ту внутреннюю грусть, что бывает где-то совсем рядом с безоблачным счастьем. Это в полной мере относится к «Портрету Ольги Федоровны Трубниковой» из фондов Тверской областной картинной галереи. Она прекрасна очарованием молодости и свежести. Кожа, светящаяся изнутри, озарена тонким румянцем. Правильный овал лица обрамлен пышными русыми волосами. Небольшие пухлые губы, мягкие черты лица передают нежность и женственность модели Серова. Но самое прекрасное и яркое в облике этой женщины то, что с первого взгляда притягивает внимание и не отпускает, – это глаза Ольги Трубниковой. Это самые живые «детали» портрета: с одной стороны, они наполнены глубокой мыслью и внутренней грустью, а с другой – искрятся жизнью и молодостью. Именно этот взгляд одухотворяет лицо молодой женщины, делает его особенно выразительным, отражает ее ум и духовный мир.

Цветовая палитра портрета, на первый взгляд, небогата. Основу ее составляют различные оттенки пастельных тонов. Более темные краски ореолом окружают лицо Ольги Федоровны, создавая вокруг нее своеобразный нимб. Спускаясь ниже, оттенки цвета бледнеют, превращаются в менее выразительные. Такое распределение цвета не только придает образу героини обаяние женственности и утонченности, но делает ее образ загадочно-лиричным. В этом портрете нет конкретного источника освещения, но картина производит впечатление наполненности светом.

Выставка открыта по адресу: Тверь, ул.Дм.Донского, 37, стр.1.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (0)


вверх