Краеведы-поисковики из Тверской области подняли двигатель советского самолёта "Харрикейн"

TIA, 29 Сентября 2013, 13:02
, 6
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

70 лет назад в небе над деревней Раменье Калязинского района произошло героическое авиасражение немецкого и советского самолёта, за штурвалом которого находился герой-лётчик, старший сержант Сергей Пичугин. В сентябре 2013 года двигатель и обломки советской машины были найдены ребятами из калязинского отряда «Путник» и подняты из лесного грунта.

Сергей Пичугин родился 22 февраля 1922 года в подмосковной деревне, был пятым сыном в крестьянской семье. Он пошёл учиться, но, не окончив школу, устроился учеником электромонтера на один из московских заводов. Сергей без отрыва от производства успешно закончил клуб Осовиахима, а затем в числе лучших был направлен в Борисоглебское летное училище имени В.П. Чкалова. С началом войны молодой лётчик вступил в 439 истребительный авиаполк.

21 июня 1943 года Сергей Пичугин на истребителе «Харрикейн» протаранил недобитый вражеский бомбардировщик. При ударе пилота выбросило из кабины, на некоторое время он потерял сознание, а когда потянулся к кольцу парашюта, было уже поздно: для раскрыти не хватило высоты. В результате боя весь немецкий экипаж - 4 или 5 человек - погиб. «Хейнкель» упал на поле при впадении ручья в речку Инобожь, советский «Харрикейн» - за деревней Раменье. Сергей Пичугин был похоронен с воинскими почестями в Ярославле, посмертно был награжден орденом Ленина. Самолёт героя не могли найти в течение долгих десятилетий.

С годами боева машина всё больше погружалась в почву и ветшала, её искали в 90-е гг., в 2010-2011 гг. несколько экспедиций провели сотрудники краеведческого музея в Угличе. Им удалось найти фрагменты самолёта, но существенных находок было мало. Отряд «Путник», созанный при Калязинском краеведческом музее им. И.Ф. Никольского три года назад, ещё в прошлом году начал детально изучать исторический материал, обобщать факты о случившемся в те далёкие годы, планировать маршрут.

24 августа 2013 года отряд под руководством директора музея Светланы Мокровой приступил к практическим поискам места падения самолёта. "Путники" обнаружили воронку и поняли, что они на верном пути. Вторая экспедиция состоялась 30 августа: ребята и их наставники поднимая слой за слоем копали глинистый грунт, приближаясь к заветной цели. Постепенно из глины проступали части корпуса самолёта, пробитые снарядами, провода, трубки и детали от приборов, кусочки стекла и другие фрагменты, на которых можно было прочесть хоть какую-то информацию: номерные знаки, логотипы изготовителей и прочее. Всё это бережно собиралось в пакеты для дальнейшего детального изучения. На глубине около четырёх метров был обнаружен двигатель истребителя. 14 сентября к месту раскопок подошёл трактор с ковшом, пришлось с самого утра прорубать просеку. При помощи техники 670-килограммовый двигатель был поднят.

18 сентября двигатель доставили в краеведческий музей, где отныне он и будет находиться и станет особой частью экспозиции о Великой Отечественной войне.

По материалам пресс-службы администрации Калязинского района

Фото: Ульяшка Кашинцева

Комментарии (6)


  • 20:12 29 Сентября 2013
    5 2
    "Харрикейн" никогда не был советским самолетом. Летали наши летчики на этой машине - это да, а поставлялись истребители по известному всем ленд-лизу. Из Англии.
    http://topwar.ru/21425-sovetskie-asy-na-istrebitelyah-lend-liza-chast-1-harrikeyny.html

    Кстати - очень противоречивые оценки давали истребителю военные летчики. С одной стороны - простота в управлении, с другой - недостаточная скорость и малая живучесть. Между прочим - наши меняли на нем вооружение. На более мощное.
    Интересная публикация тут http://airaces.narod.ru/all15/afm7.htm. Одна из многих. Наша история.

    • 21:33 29 Сентября 2013
      2 3
      \Журналисты ТИА не знают, что такое ленд-лиз.. Да ещё и названий советских самолетов не знают.

      • 22:08 29 Сентября 2013
        2 2
        Будем снисходительны, коллега - коллектив-то ТИА женский. Плюс - у нас комменты, а у наших дам - работа. Новостями сайт наполнять... Самолеты с пулеметами - тема более мужская.
        Просвещайте, если есть желание. И про ленд-лиз, и про Студебеккеры, и про Конвой... История никогда карман не тянет.

        • 08:50 30 Сентября 2013
          2 1
          А я считаю, что не допустили журналисты ошибки. Состоял самолет на службе в ВВС РККА, значит, был советским. Так же, как и другая лендлизовская техника. В литературе такое название используется. Равно как и по отношению к трофейным. Например: "немецкий Т-34", "советские StuG III и Пантера" и т.д. и т.п.

  • 12:15 30 Сентября 2013
    0 0
    Все же приятно, что есть такие люди которые чтут память ветеранов.

  • 14:16 30 Сентября 2013
    0 0
    Двигатель очищен и помещён в соответствующем разделе экспозиции.