староверы


как живёт община старообрядцев в Тверской области
Каждый день 33-летней Катерины Башкиревой начинается с молитвы. К маме, продирая сонные глаза и наскоро умывшись, присоединяются четверо детей, пятый – Андриан – еще совсем малыш. На голове у Кати – неизменный платок, на ногах – юбка. Это обязательные атрибуты одеяния для староверки, равно как борода для мужчин. Весь день Катя хлопочет по дому – большое хозяйство и дети требуют много времени. Тем более что привычных гаджетов у малышей нет и пока не будет. «Дети сначала должны научиться чувствовать жизнь, увидеть, как растут утята, козлята, вылупляются цыплята, как сменяются времена года», - уверена Катя. Большая семья Башкиревых – старообрядцы. Таких семей в Ржеве несколько сотен, и на сегодня это самая большая старообрядческая община в Тверской области. Как живут эти люди? Чем они отличаются от обычных православных, почему крестятся двумя перстами – в большом репортаже Юлии Островской.

Семья староверов Башкиревых поселилась в бывшем детском садике в деревне Глебово подо Ржевом. Когда-то в Ржеве жили в основном старообрядцы. Это потомки тех, кто не воспринял Никоновскую церковную реформу. После гонений господствующей церкви вкупе с царской властью, сталинских репрессий и советского атеизма в Ржеве их осталось, может быть, тысяча. Община староверов живет дружно, но довольно обособленно, предпочитая любому другому общение друг с другом. В районном центре действует старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором со дня его основания молитва не прекращалась никогда.
Фейки трехсотлетней давности
К старой вере приходят по-разному: кто-то, как Катерина Башкирева, впитывает её с молоком матери, другие – как Катин муж Дмитрий – приходят к вере уже в сознательном возрасте.

Катерина родилась в Украине. Старообрядческие общины и там жили несколько обособленно, а смешанные браки долгое время были большой редкостью. Украинцы называли старообрядцев «кацапами», а те украинцев – «хохлами». Кацап переводится «как козёл» (как цап, «цап» по-украински «козёл»). Такое прозвище староверы получили за свою бороду. У мужчин-старообрядцев бриться не принято, а бородка юноши чем-то напоминает бородку козла. Отсюда и название.

Но несмотря на обидные, казалось бы, имена, никто не враждовал, говорит Катерина.

«Дома всегда была молитва, и с детства нас молитве учили, хоть в церковь ходили редко. В советское время это было чревато последствиями. Когда мне исполнилось 12 лет, наша семья возобновила регулярное посещение служб».

Потом Катя закончила местный Политех и поехала в Москву в духовное училище (оно находится в духовном центре русского старообрядчества – Рогожской слободе).
Рогожская слобода
Там, в храме, Катя и познакомилась со своими будущим мужем Дмитрием. Дима пришёл к старообрядчеству уже в сознательном возрасте. Он родился в самой обыкновенной семье, где христианские обычаи не были так уж важны. Поступил учиться в новосибирский институт и подружился с однокурсником-старообрядцем.
«Мы жили в одной комнате в общежитии. Долгими вечерами он рассказывал о своей вере. Сначала я просто слушал и размышлял. А потом его вера стала моей, - рассказывает Дмитрий. - Просто я понял - мы вообще отучились думать. Это и Украины касается, и раскола церкви. Куда проще принять то, что тебе сказал патриарх или ведущая по телевизору. А вокруг одни фейки, в том числе трехсотлетней давности. И мы с ними в голове живем, воспринимая за истину»
Кровавый раскол и деканонизация Анны Кашинской

Богослужебная реформа патриарха Никона 1653 года вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества не видели смысла менять двуперстное знамение на трёхперстное, редактировать тексты Священного писания, обходить храм налево, а не направо. Староверы отказались принимать церковные реформы, за что подверглись казням и мучениям. И вплоть до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Так, в 1685 году царевна Софья издала свои знаменитые «12 статей» - государственные законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным казням тысячи староверов.

В Кашине для борьбы со старым обрядом была проведена деканонизация Анны Кашинской в 1677 году. Одним из главных аргументов староверов в пользу двоеперстия были открытые для всеобщего обозрения мощи святой благоверной княгини Анны, пальцы правой руки которой были сложены двоеперстно, и каждый, придя в собор Кашина, мог это увидеть. Чтобы давно почившая святая не обличала проводников реформы, её мощи закопали в землю, украшения уничтожили, а церковь закрыли.

Старообрядческим священникам под страхом смертной казни было запрещено совершать публичные религиозные действия. Многие сотни тысяч христиан эмигрировали за границу, стремясь сохранить свою веру. В результате вынужденной эмиграции большие старообрядческие общины возникли в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде, странах Латинской Америки, а также в Австралии.

Быт и браки старообрядцев
После новосибирского института Дмитрий закончил магистратуру в Тимирязевке. После свадьбы молодые жили в Саратове, затем – в Москве, а потом захотели переехать подальше от суеты и плохой экологии. И обосновались на Ржевсокй земле. Большая семья купила здание бывшего детского садика, которого как раз хватило на всех домочадцев. У Димы и Кати - пятеро детей. Помочь дочери поднимать на ноги малышей приехали из Украины мама, бабушка, а вместе с ними охранять – верный пес Бим.
Имена детям даются по святцам, обычно на восьмой день со дня рождения (такая традиция была на Руси). Так, у Башкиревых родились Кирилл, Варвара, Анна, Ефим и Андриан. Самому старшему шесть лет, младший родился только что. Казус получился с Варварой – на восьмой день от её рождения в святцах не было женского имени, поэтому родители выбрали имя Варе по своему желанию.
Главный в семье, конечно, - Дмитрий. Он работает и добывает хлеб. Профессия жены – мама. Старообрядческие семьи, как правило, были большие и остаются таковыми сейчас. Аборты старообрядцам запрещены, равно как и отношения между мужчиной и женщиной до заключения церковного брака. «А разве какая-то другая религия их допускает?» - удивляется Катя.

Смешанные браки после войны встречаются чаще. Если кто-то из старообрядцев выбрал себе спутника жизни не по своей вере – чаще всего этот «спутник» – будь то жених или невеста – принимают старообрядчество. Если этого не происходит, такое сожительство считается беззаконным и, как правило, обречено на провал. У староверов до сих пор действует правило «один раз на всю жизнь». Для вдовцов и вдовиц повторные браки, конечно, разрешены.

Детская обувь на входе в дом
Образование староверов
Дети старообрядцев ходят в обыкновенные школы и вполне могут выбрать мирское образование.

В некоторых семьях родители ищут возможность оставить детей учиться дома вплоть до пятого класса. Так у детей сильнее укрепляется вера и мирские соблазны не так страшны, объясняет Катерина.

Что касается школьных учителей, то они относятся к детям из старообрядческих семей по-разному: кто-то осуждает – мол, делать родителям нечего, кто-то относится с уважением, кто-то сам является приверженцем старой веры.

«Дети старообрядцев должны как можно больше общаться друг с другом, - уверена Катерина. – Так вера и традиции укрепляются в детских умах еще сильней».
Во время всего нашего разговора с Катей и Димой, я удивлялась, почему в руках у детей нет ни одного привычного телефона, планшета, и ни один из них не привязан к телевизору с мультиком. И потом поинтересовалась:

«Гаджеты не запрещены, у нас есть в доме интернет. Но прежде, чем дети не увидят живой жизни – не увидят, как вылупляются цыплята, растут утята и козлята, как сменяются времена года, мы не хотим им давать переключаться на виртуальную реальность. У детей должны быть мама и папа, а не интернет. Я считаю, что с помощью гаджетов родители просто освобождают своё время».
Медицина староверов
Благами современной медицины староверы, конечно, пользуются. Но относятся к советам врачей критично:

«Если ребенок закашлял и нам прописывают антибиотики - мы, возможно, не станем спешить давать их ребенку. Тем более у нас есть панацея – козий жир от всех болезней. Меня он лечил, маму, бабушку и наших детей поднимает. Ну, а если, конечно, что-то серьезное, мы даем прописанные лекарства. А как же?», - говорит Катерина.

Что касается прививок, то Катины дети не привиты. Но это принципиальная позиция семьи, а не церкви.

«Пойдем,
я тебе Исуса покажу»
Каждый день семьи Башкиревых начинается и заканчивается молитвой. Встают на молитву и дети – их учат Божьему слову с самого раннего детства.

«Пойдем, я тебе икону Исуса покажу», - говорит мне семилетний Кирилл (в старообрядчестве принято говорить и писать «Исус» - вместо «Иисус»).
Вместе с родителями дети соблюдают посты – это четыре длительных поста, добавьте к этому еще постные дни - среду и пятницу.

Причем посты у староверов соблюдаются более строго. Намного строже, чем у новообрядцев. Что едят родители, то же и дети; только для самых маленьких делаются послабления.

«Это все дело привычки на самом деле. С трех-четырех лет ребенок вполне может поститься. А в школе проблема решается очень просто – мы собираем еду с собой».

Кроме усердной молитвы обязательным является посещение храма во Ржеве, а для детишек – еще и участие в воскресной школе.

«У нас там батюшка с таким добрым сердцем. Его и дети все любят».
Церковь на Калинина: репрессии, аресты и чудо
Покровская церковь по иронии судьбы стоит на улице Калинина – того самого всесоюзного старосты, во время которого церкви взрывали, а духовенство подвергали гонениям.

Рядом с церковью припаркованы микроавтобус с детской надписью пальцем на запылившемся стекле «Мы путешествуем» и «Лада Калина».
Отец Евгений просит меня надеть длинную юбку и платок – входить в старообрядческий храм женщинам в брюках и с непокрытой головой запрещено. Вольность в одежде вообще недопустима, староверы во всем этом придерживаются строгости.

«Микроавтобус – это для экскурсий с детьми и прихожанами, а «Калина» - моя личная машина, я на ней езжу по церковным делам и даже в дальние командировки», - поясняет священник и рассказывает удивительную историю храма. А она действительно очень похожа на чудо.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной старообрядческой церкви в Ржеве был построен в 1908 году – после того, как Николай II в 1905 году издал Указ об укреплении начал веротерпимости.

После издания Указа старообрядцы получили возможность по всей стране открыто и беспрепятственно строить храмы. Несколько храмов в те годы появились и в разных городах Тверской губернии, два из них – Троицкий и Покровский – в Ржеве.
В храме сохранился аутентичный иконостас и внутреннее убранство:
Ржевский Покровский храм неоднократно переживал репрессии. В октябре 1919 года был арестован настоятель отец Игнатий Червяков – он бесследно пропал вместе со своей семьей. Подробности этого ареста до сих пор неизвестны – война уничтожила все документы. А тогда только начиналась всенародная борьба с «религиозным мракобесием».

В 1929-м репрессии повторились с новой силой – были арестованы настоятель храма о. Андрей Попов, диакон Иоанн Лоскутов, староста, певчие хоров – пятеро человек, все руководство общины. Но даже фактически «обезглавленная» община смогла выстоять и не дать исполкому закрыть церковь. Настоятелю храма дали пять лет тюрьмы. «В 30-е годы любой человек в рясе был потенциальным преступником. Вопрос был только в том, чтобы найти статью», - рассказывает отец Евгений.

Во время оккупации Ржева настоятелем Покровского храма оставался отец Андрей. Перед войной он вернулся в родной храм, отказался эвакуироваться и вместе со своей семьей и всеми прихожанами остался в Ржеве. Дом отца Андрея находился здесь же, на углу квартала, около церкви.

Немец пришел как раз на Покров. Престольный праздник. Идет служба. И тут в храм входят немцы. Тем не менее они разрешили молиться, но ввели в оккупированном городе комендантский час, который касался всех без исключения.

За нарушение режима расстреливали. За время оккупации отец Андрей спас не одного жителя. Один из таких случаев вспоминал потом седовласый дедушка из Ржевского района, как-то однажды заглянувший в Покровский храм. Он вспоминал, как однажды вечером он, восьмилетний мальчишка, вышел в город, был схвачен немцами и попал в комендатуру. Мальчик вспомнил про отца Андрея из старообрядческой церкви и что он может ходатайствовать за него. Так и случилось. Послали за батюшкой. Отец Андрей пришел на помощь. «Он не партизан?» - спросили немцы. «Не партизан», - ответил священник. Мальчишку отпустили, свой второй день рождения он помнил всю оставшуюся жизнь.

Несмотря на некий пиетет к отцу Андрею со стороны немцев, в августе 42-го священник сам погиб от руки врага:


«В тот день в Ржеве свирепствовали пожары. Отец Андрей вместе с дьяконом и еще одним священнослужителем забрались на колокольню, чтобы увидеть, что происходит в городе. Подниматься на крыши в оккупированном Ржеве было запрещено, а факт нарушения режима заметил немецкий патруль. Уже внизу, когда священнослужители спустились с колокольни и шли по церковному двору, им в спину пустили автоматную очередь. Двое других не пострадали, а отец Андрей был смертельно ранен. Он рухнул на землю с криком «За что?». Несколько часов настоятель истекал кровью. Похоронен отец Андрей здесь же, неподалеку от храма», - рассказал отец Евгений.

«Чья-то фашистская рука не осмелилась взорвать храм»
В последние дни оккупации стёртого с лица земли Ржева чья-то фашистская рука не поднялась взорвать храм и 250 оставшихся в живых ржевитян в нем.

Это, правда, чудо. Перед отступлением из Ржева немцы загнали в храм последних выживших жителей города – стариков и детей, которые не смогли эвакуироваться. Полуголодных их пригнали со всего города и закрыли в храме. Кого-то, кто поздоровее, даже успели отправить в Германию, остальных решили взорвать вместе в единственным сохранившимся храмом. 250 человек несколько дней провели в церкви, каждую минуту готовясь, что сейчас раздастся взрыв.
Дьякон Федот, служивший в храме до войны и во время оккупации, тоже оказался в эти дни в его стенах. Здесь он продолжал выполнять свои обязанности, призывая обреченных людей к молитве, и оберегал церковную святыню от поругания.

Дело было в начале марта 43-го. Немцы уходили из Ржева запланировано, ночью. Храм перед их уходом был заминирован, во дворе стояла взрыв-машинка, все подготовлено к карательной акции.

Наступило утро 3 марта. Вездесущие мальчишки, несмотря на запреты, выглянули в окно и увидели солдат в белом. Люди сообразили, что в маскхалатах немцы быть не могут. Это были наши! Подошедшие красноармейцы выпустили заключенных на свободу. Отрезали провода, отключили взрывное устройство… Стало ясно: чья-то рука просто не нажала ручку взрывной машинки: кто-то из фашистов не захотел брать на себя страшный грех убиения мирных людей. Так в стенах Покровской церкви спаслось от гибели всё оставшееся в живых население Ржева – 250 человек, как рассказывает священник.
С тех пор 3 марта 1943 года в Ржеве празднует день освобождения.

«Не на городской площади его нужно праздновать, а здесь, в этой самой церкви, потому что здесь освобождение и произошло», - уверен отец Евгений.

Долгое время после войны Покровская церковь оставалась единственным действующим храмом во Ржеве. Троицкую церковь закрыли в 1934, затем превратили в танцевальный клуб. Сейчас от нее остался лишь остов каменной колокольни.
В чем принципиальная разница
По внешнему виду вы никогда не отличите старообрядческий и новообрядческий храм. Разве что обратите внимание на крест. На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты, как правило, безо всяких украшений.
Старообрядцы продолжают креститься двумя перстами. Новообрядцы - тремя.

«В этом есть глубокий смысл, - объясняет отец Евгений. - Соединенное двоеперстие означает «Исус Христос – Бого-человек». Остальные три – это святая Троица. Когда мы подносим пальцы на лоб – вспоминаем, что Христос был на небе, подносим к животу – сошел на землю, где творил чудеса, был предан Иудой и распят, к правому плечу – вознесся на небеса и сел одесную (справа) Бога-отца, к левому – и придет во второе пришествие, чтобы осудить праведных и грешных и поставить первых одесную, а вторых – ошуюю (слева). В этом крестном знамении символически изложена вся миссия Христа, от Его рождества до будущего Второго пришествия».

Фреска в Соборе Святой Софии в Стамбуле
Крещение старообрядцев происходит только путем троекратного полного погружения в воду – и взрослых и детей. Если пришедший к старой вере взрослый человек был когда-то крещен именно так, то повторять крещение снова не нужно. Если нет – обряд нужно совершить по всем правилам.

Крестный ход староверы совершают по солнцу (по часовой стрелке). Реформа предполагает проводить его в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Церковное пение в старообрядческих храмах остаётся строго монодическим, унисонным. Хор поет мелодию по крюковой записи, донотной. Символ у каждой буквы означает, как правильно петь.

В старообрядческом богослужении много земных поклонов, особенно во время постов. Именно поэтому во многих старообрядческих храмах можно встретить аккуратно сложенные в стопочку специальные коврики – подручники. У новообрядцев поклоны только поясные.
Деньги в церковь и золотые купола
Что касается материальной составляющей, то старообрядческие церкви куда беднее новообрядческих. У староверов не принято устанавливать цену за совершение обрядов и треб. «Материальные нужды церкви не должны быть принудительными. У семьи может не быть денег. Так что – не крестить ребенка?», - спрашивает отец Евгений.

Староверы жертвуют на храм добровольно: кто сколько может и, если посчитает нужным. На входе в храм стоит непримечательная баночка с подписью «Церковная десятина» (На Руси всегда было принято отдавать десятую часть дохода в пользу церкви). Но за пополнением баночки никто специально не следит, говорит отец Евгений.

То же самое касается и золочения куполов. Далеко не все старообрядческие храмы могут позолотить купола: «Золотить купола – это не самоцель. Я бы лучше сэкономил и средства на что-то более нужное потратил, на ту же помощь многодетным семьям и старикам, например», - объясняет настоятель храма.

Найти свой путь к спасению
Храм в Ржеве – центр духовной жизни тверских старообрядцев. Община, как рассказывает отец Евгений, живет дружно. Дети ходят в воскресную школу, а летом – в христианский лагерь. Община собирается в храме на праздники и воскресные службы, на совместные трапезы, где обсуждаются актуальные вопросы:

«Если кто-то заболел, решаем, как и кто может помочь. Есть у кого-то случился пожар или иное горе – стараемся помочь сообща. И так во всем».

Старообрядцы возят молодежь и сами ездят в паломнические поездки на том самом автобусе, припаркованном у храма.

«Мы никогда и никого не заставляем принимать старую веру. Если человек сомневается, то пусть не спешит, глубже разберется, лучше укрепится в своих намерениях. Это честнее, чем если кто-то наспех примет старообрядчество, а потом станет мучиться, правильно ли он сделал или нет, - объясняет отец Евгений. – Каждый должен сам найти свой путь спасения».

После нашего разговора отец Евгений садится в свою «Калину» и уезжает по церковным делам. А в храме второй священник начинает вечернюю службу.
Автор - Юлия Островская
При подготовке материала использованы фото из группы Ржевская Покровская Старообрядческая община
Rambler's Top100