Виктория Цуркан – мама восьмилетнего мальчика – рассказывает, что сын развивался абсолютно нормально, но в 2,4 года произошёл так называемый «распад навыков»: ребёнок перестал разговаривать, самостоятельно ходить в туалет, разучился брать в руки столовые приборы, он просто смотрел в одну точку.
Для родителей начался путь по всем кругам ада. После долгих обследований везде и всюду в тверском психоневрологическом диспансере сыну поставили диагноз – «аутизм».
- Мы испытали шок. Это ужас в семье, который не передать словами. - Виктория плачет. – Прошло пять лет, а я до сих пор иногда не могу сдержать слез – представляю себя на месте родителей, которые через это проходят. Муж спокойнее это воспринял, сказал, что любит сына таким, какой он есть. Меня же колотило полгода. Потом я взяла себя в руки и начала искать пути решения.
В 2013 году сын пошёл в коррекционный детский сад № 152, потом мама обратилась в реабилитационный центр при психоневрологическом диспансере, где ребенку предоставили нескольких педагогов, услуги каждого из которых ограничивались 10 занятиями в год.
В Лекотеке предложили индивидуальные занятия с психологом два раза в неделю, затем перевели на групповые занятия, куда мама с сыном отходили 2 года. Вся помощь оказалась ничтожно маленькой в сравнении в тем, какая на самом деле требовалась ребенку. Тем более что прогресс в реабилитации был не ахти какой.
Так Виктория с сыном попали в платный реабилитационный центр «Солнечный мир» в Москве, где ребенку составили индивидуальную программу реабилитации со всем спектром необходимых услуг. Это было очень дорого, вспоминает Вика. Помог семье Цуркан уже бывший директор тверского «Водоканала», где работает муж Вики, Дмитрий Капустин. Опыта и знаний не хватало, мама стала учиться поведенческому анализу на дистанционных курсах Юлии Эрц, а сын – делать первые успехи.
Виктории и всей семье пришлось учиться по-новому жить. Распорядок дня мамы и сына больше напоминал «день сурка»: с утра завтрак и несколько часов занятий на развитие различных навыков – обед – сон – снова занятия – ужин – игры – сон и с утра по новой.
- Нам повезло, у нас спокойный ребенок. Он не зациклен на каком-то определенном маршруте (иногда дети с аутизмом выбирают себе один маршрут и стараются не отклоняться от него), не устраивает истерик, с ним всегда можно договориться, очень терпелив, послушен, что иногда даже пугает. Да, он боится посещать новое место, он полностью раскоординирован и ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере и к новой ситуации. Он подвержен беспричинным страхам. Например, боится животных, даже птиц. Но он способен покормить уточек, если они находятся на приличном расстоянии от него.
У мальчика апраксия речи, если по-простому – «каша во рту». То, что он пытается сказать, не всегда понятно даже маме. На детской площадке некоторые бабушки берут за руку и уводят внуков подальше от «странного» мальчика, дети могут обозвать его «дураком». Как говорит Виктория, родители в основном относятся с пониманием, но ошибочно предполагают, что он самодостаточен, потому что сам себя может развлечь, один играет, ходит, лазает по детской площадке.
- Да, но, к сожалению, он не общается, не отвечает на вопросы других детей, что ужасно. Но всё мы преодолеем, и все у нас получится.