А мы Масленицу повстречали...
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели,
Весело было нам!
Достанется и вам!
Как праздновали Масленицу в Тверской губернии: чучела, песни, санки-"говнянки"
Праздник Масленицы с давних времен любим во всей России, а в каждом ее регионе есть свои традиции и особые представления местных жителей о том, как именно нужно встречать весну и провожать зиму.

О масленичных обычаях Тверской области поведала художественный руководитель народного коллектива - ансамбля «Славяночка» ТвГУ Светлана Лебедева. Фольклористы бережно собирали сведения в многочисленных этнографических экспедициях.

- В Западнодвинском районе мы узнали об очень необычной традиции – олицетворять Масленицу как персонажа. То есть роль провожаемой зимы играло не привычное нам чучело, а настоящий живой человек, - рассказывает Светлана Николаевна.

Конечно, ни о каком сжигании людей живьем речи не идет, Масленицу всего лишь наряжали и сажали в сани или телегу, затем катали по всей деревне, а после вываливали в сугроб за ее пределами.
- Обычно в большинстве культур все ритуальные куклы делаются безликими, а тут не просто лицо, а настоящий живой человек – это очень необычно. Кстати, вариации были разные – могли выбирать как девушку, так и парня. Девушка при этом должна была быть очень красивой, а мужчину наряжали в женский костюм. Нам еще, кстати, рассказывали, что в нашей области Масленицу называли Федора.
В Торопецком (пограничным с Западнодвинским) районе, по словам Светланы Лебедевой, также встретился необычный вид масленичной куклы: ее делали из насаженной на шест пустой бочки с «руками» и «ногами» из веников. Такую, конечно, с удовольствием сжигали, в отличие от «живых кукол».

- Также делали куклу из корзинок – тоже необычная традиция, в других регионах не встречающаяся. Помимо кукол, кстати, сжигали старые веники – это символизировало обновление жизни, уход от всего старого. А еще в Бельском районе собирали тряпки-«затирки» - это лоскутки, использовавшиеся для смазывания сковороды перед выпеканием масленичных блинов. Молодежь ходила по всем домам и собирала использованные, затем их также сжигали. Был и обряд обновления постели – из матраса вытряхивали старую солому, сжигали ее, а затем брали новую, свежую. Причем в каких-то районах это делали старухи, а где-то, наоборот - молодухи.
Сведения о том, что и как праздновали в каждый конкретный день масленичной недели в регионе, по словам Светланы Николаевны, до нас достоверно не дошли. Известно лишь, что в прошлом (двадцатом) веке на селе все праздничные традиции объединялись в одном дне – Прощеном воскресенье.

- Старинные описания, конечно, говорят нам, что все семь масленичных дней делалось что-то особенное, но нам в наших экспедициях такого записать не удалось. Люди пожилые, которым лет по 90, рассказывают, что на их веку и встречу, и заигрыши, и золовкины посиделки и все прочее совмещали сразу, - объясняет Светлана Лебедева.

Своеобразен в Тверской области и масленичный вокальный фольклор. Предназначен он в большинстве своем для высоких голосов, потому его исполняют в основном девушки. А вот что касается хороводов – их всегда водили все, в том числе мужчины.

- Песни были длинные, потому что пели долго - пока несли чучело сжигать, и обязательно очень громко. А в западной части нашей области нам встретился очень редкий образец масленичной шутливой песни – «Баба-государыня в лаптях», - рассказала Светлана Николаевна и продекламировала:

- Баба, ты куда собираешься?
- На поминки.
- Кого поминать будешь?
- Мужа.
- На кого же он похож был?
- На вилы!

Ещё одна очень редка песня, которая исполнялась на Масленицу, - «Как летела сова».
Что касается городов, там празднование Масленицы отличалось от деревень наличием больших ярмарок, куда люди обязательно наряжались, даже если не собирались торговать или покупать. А продавалось там очень много всего – как русские товары, так и зарубежные, например, персидские шелка.

Интересны и тверские масленичные гадания. Например, женщины старшего возраста катались с гор на «долгий лен» и загадывали: чем дальше скатятся, тем лучше будет урожай.

- Катались они на не совсем обычных санках, - загадочно улыбнулась Светлана. А на вопрос, каких именно, ответила:

- Ну их из замороженного коровьего навоза делали и назывались они специфически…

Корреспондент ТИА, тем временем, вспомнила лекцию из курса «Народной культуры Тверского края», где среди прочего упоминались так называемые «санки-говнянки». Вот так пожилые женщины на «говнянках» решали судьбы целых поселений – сытый ли год будет и уродятся ли хорошо поля.
Кулачные бои на Масленицу:
"Пошли блины вытряхивать"
Кулачные бои – древняя славянская традиция, можно сказать, исконная. На Масленицу было много разных видов рукопашных состязаний, но самые распространённые – это бои «Стенка на стенку». О том, как бились русские мужики, об особенностях стеношных сражений в Тверской области, обычаях и видах единоборств рассказал Григорий Базлов – этнолог, кандидат исторических наук, председатель Центра русского традиционного боевого искусства буза.

Каких-то узаконенных правил, как сейчас в спорте, тогда не было. Более того, в каждом регионе были свои так называемые «уговоры» (правила, которые соперники оговаривали перед началом схваток). И всё же несколько общих ограничений старались соблюдать все. Так, не били упавшего, отсюда и поговорка – лежачего не бьют.
- В кулачных боях, в отличие от единоборств, выигрывает коллектив, а не один человек. Поэтому и важны были не индивидуальные характеристики бойца, а командный дух, сплочённость, чувство локтя – те качества, которые свойственны нашему народу. Кстати, отсюда зародилась и ещё одна пословица – один в поле не воин.
Как же проходили сами бои? Выбиралась горка или очерчивалась некая квадратная площадка – «поле», посередине была центральная полоса, разделяющая его пополам. По краям выстраивались друг напротив друга две партии, и по команде они начинали сближаться и друг друга колотить. Бои проходили под музыкальное сопровождение – наигрыши. Перед началом сражений бойцы раззадоривали друг друга, выкрикивали или пели частушки, которые так и назывались «На задор», имели задиристый или обидный характер. Начинали стеношные бои мальчишки, потом бились подростки, а потом уже взрослые мужики.

Выиграть бой можно было, либо опрокинув стенку противника, либо выгнав за границу поля. Поэтому и про победителей говорили, что «они взяли поле». Обычно было три сОступа – три схватки. У каждой команды - свой атаман, за соблюдением «уговора» следили судьи. Атаман победившей «стенки» получал право поджечь Масленицу.

- Это тверская традиция, в других регионах мне упоминания о подобном не попадались. Чучело Масленицы делали из соломы, но не в виде человека, а просто клали снопы и туда же приносили старую одежду и разное тряпьё, чтобы сжечь перед Великим постом. Также в Прощёное воскресенье в огонь выливали остатки молока, масла – всё, что не доели в праздники, но чего нельзя употреблять во время поста. Таким образом, сжигание Масленицы символизировало также и подготовку к посту, потому что считалось, что человек «сжигает» свои старые обиды, старый-плотскОй образ жизни, отказывается от страстей, злых помыслов.
Кулачные бои шли в течение всей масленичной недели, но обычно в Прощёное воскресенье не бились. Если же сражения всё-таки были в этот день, то после все участники обязательно просили друг у друга прощения.

В боях «Стенка на стенку» могло участвовать неограниченное количество человек. Известны случаи, когда помериться силами и удалью выходили несколько тысяч человек. В старину «стенки» были огромными. Так, на Валдае в 19 веке в стеношных боях однажды участвовало 10 тысяч бойцов между Валдаем и селом Зимогоры - населённый пункт против населенного пункта. В деревнях могли биться конец-на-конец, улица-на-улицу и т.п.

Между соступами, чтобы «стенки» отдохнули, бойцы вызывали друг друга на поединки. Виды борьбы тоже были разные: «За вороток», «На вольную», «На крестик», «С ударами». В нашей области были широко распространены палочные бои. Соперники могли драться и на ножах, причём, настоящих, не бутафорских. Но при этом договаривались не колоть друг друга, а только резать. Конечно, никто не ставил задачу покалечить противника, но всё же кулачные бои были настоящими сражениями, иногда даже жестокими. Именно поэтому одно время в Кашине, например, церковь запретила устраивать стеношные побоища.

Кстати, 18 февраля в городском саду Твери все желающие смогут увидеть и поучаствовать в настоящем кулачном бое «Стенка на стенку» (на площадке рядом со входом в парк). Начало в 14:00.
Не всё коту Масленица
Отец Леонид Водолазский объяснил, что в отличие от остального народа, церковные люди в масленичную неделю не устраивают широкий разгул, а наоборот, начинают готовиться к Великому Посту – едят молочные продукты, блины, избегают мяса, а их жизнь в целом становится тише, размеренней. При этом и блинов, по словам священника, не следует наедаться, что называется, «от пуза» - все должно быть скромно и в меру.
- Блин имеет сакральное значение, так как он очень похож на солнце. А солнце, вставая на небе, закрывает собой звезды, подобно тому, как грехи человека препятствуют ему обратить взор в духовный мир. Поэтому мы едим блины как напоминание о наших грехах.
При этом священник также пояснил, что, по его мнению, Масленица – праздник в первую очередь для детишек, чтобы они повеселились и вкусно покушали перед постом. Взрослым же нет никакой необходимости развлекаться «до упаду» как в последний раз.

Что касается масленичных обрядов вроде сжигания чучела, батюшка назвал их языческими и объяснил, что к православному христианству они не имеют никакого отношения и потому людьми церковными не выполняются.
Масленица-объедуха:
Пятый блин я слопала, на мне юбка лопнула, пойду юбку зашивать, чтобы есть блины опять
А знаете ли вы что нужно добавить в тесто для блинов, чтобы они были нежными и не прилипали к сковороде? Всем хозяйкам на заметку – маленькие хитрости блинопечения, которые узнала корреспондент ТИА Алёна Разумихина.

Блины – недорогое, сытное и очень вкусное блюдо. Пожалуй, мало найдется людей, кто не любит румяные, ароматные, ажурные и горячие «солнышки».

Рецептов блинов – масса. Ими делятся, их придумывают, они передаются из поколения в поколение. Но все же классическими блинами считаются замешанные на дрожжах.
Итак, для классических русских блинов нам необходимо:
- 1 л молока любой жирности;
- 10 ст. ложек пшеничной муки;
- 1 ст. ложка крахмала;
- 2 яйца;
- 3 ст. ложки сахара (можно больше или меньше);
- 1 ч. ложка соли;
- 20 г. дрожжей сухих/прессованных (размочить в тёплом молоке);
- ванильный сахар (не обязательно, но можно);
- 1-5 ст. ложек раст. масла.

ХИТРОСТЬ ПЕРВАЯ! Если вы хотите испечь тонкие блины, узорчатые, добавьте с молоком немного воды, сделайте тесто более жидким.

ХИТРОСТЬ ВТОРАЯ! Все сухие ингредиенты замешиваются отдельно, лишь потом добавляется молоко или вода. Тогда и комочков не будет.

ХИТРОСТЬ ТРЕТЬЯ! Белки отделяем от желтков. Последние сразу добавляем в тесто, а вот взбитые до упругой пены белки добавим в самом конце. И это важно, говорит Татьяна Архипова, студентка 4 курса Тверского колледжа сервиса и туризма:
- Белки взбиваем до упругой пены 2-3 минуты, можно использовать различные миксеры или венчик. Затем, когда тесто уже хорошо перемешано, добавляем белки, чтобы они не осели. С ними блинчики будут пышными.
ХИТРОСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ! Зачем в тесте крахмал? Оказывается, он нужен для того, чтобы первый блин не был комом, подсказывает Тамара Сысоева, преподаватель спецдисциплин Тверского колледжа сервиса и туризма:
- Бывает, что не только первый блин комом, но второй и третий. Чтобы такого не происходило, надо в тесто добавить немного крахмала. Он улучшает качество клейковины. И блины не будут рваться, но при этом на вкус они будут более мягкими.
ХИТРОСТЬ ПЯТАЯ! Для этой же цели, чтобы блины хорошо снимались со сковороды, добавляется и подсолнечное масло прямо в тесто. Можно сделать покалорийнее и влить не растительное, а растопленное топленое масло. Благодаря ему блины будут пористыми.

ХИТРОСТЬ ШЕСТАЯ! Если всё же блинчики прилипают, мастера советуют не переживать и смазать сковороду либо сырой луковицей, либо картофелиной. В идеале же должна быть отдельная сковорода для выпечки блинов – чугунная, с длинной ручкой. На ней жарить ничего уже нельзя, иначе какой-нибудь блин да прилипнет.

ХИТРОСТЬ СЕДЬМАЯ! Каждый испеченный блин смазывайте сливочным маслом, чтобы они не прилипали друг к другу и не засыхали.
Вариантов приготовления и рецептов очень много. Так, вместо дрожжей в тесто, приготовленное по тому же рецепту, можно добавить соду или разрыхлитель (2 грамма). Правда, говорят специалисты-кулинары, это уже будут не классические блины, а блинчики.

Можно «поиграть» и с мукой. Использовать пшеничную и гречневую в пропорциях 50/50. Или пшеничную и 20% ржаной, но не более. Иначе блины будут липкими и на сковороде начнут «плохо себя вести» – расползаться.

А тем, кто следит за фигурой и не хочет наесть за масленичную неделю лишние килограммы, рекомендуют в тесто добавить фруктовую или овощную пасту. Натереть на терке, к примеру, тыкву или яблочко и смешать с основными ингредиентами. Получится вкусно и полезно.

Блины любят всякие начинки. Тут уж многое зависит от вашей фантазии. Добавляйте все, что хотите: рыбу, печень, сыр, ветчину, творог, фрукты и даже шоколад.
Широкая Масленица в Парке отдыха Гришкино
Парк активного отдыха Гришкино традиционно приглашает всех на празднование Широкой Масленицы. Праздник начнётся 18 февраля в 13:00 и пройдёт в лучших русских традициях. В программе: русские забавы, катания с горки, конкурсы, игры, выступления весёлых скоморохов, щедрое угощение – пышные блины, румяные пирожки, горячие и горячительные напитки, сжигание чучела. Давайте проводим Зиму и встретим Весну весело!
Стоимость и заказ билетов:

Дети до 5 лет бесплатно.
Дети 6-15 лет – 600 руб.
Взрослые – 900 руб.

Заказ билетов по тел. 8 903 800 78 78
В стоимость билета включено: музыкально-развлекательная программа, горячие блинчики с вареньем, чай и пирожки, покатушки на ватрушках (30 минут), сжигание чучела Масленицы.

Также можно сделать заказ по основному меню, отведать шашлык с пылу жару и насладиться вкусом пряного глинтвейна.
Как доехать:
С 12:00 до 12:30 гостей будут ожидать два автобуса для доставки с табличками «Масленица в Гришкино». Первая остановка – площадь Ленина (возле ТЮЗа), вторая остановка – ТЦ «Глобус» (крайний левый вход со стороны кольца в Южном).
Тверская область, дер. Большое Гришкино, 32А
comments powered by HyperComments