Как же проходили сами бои? Выбиралась горка или очерчивалась некая квадратная площадка – «поле», посередине была центральная полоса, разделяющая его пополам. По краям выстраивались друг напротив друга две партии, и по команде они начинали сближаться и друг друга колотить. Бои проходили под музыкальное сопровождение – наигрыши. Перед началом сражений бойцы раззадоривали друг друга, выкрикивали или пели частушки, которые так и назывались «На задор», имели задиристый или обидный характер. Начинали стеношные бои мальчишки, потом бились подростки, а потом уже взрослые мужики.
Выиграть бой можно было, либо опрокинув стенку противника, либо выгнав за границу поля. Поэтому и про победителей говорили, что «они взяли поле». Обычно было три сОступа – три схватки. У каждой команды - свой атаман, за соблюдением «уговора» следили судьи. Атаман победившей «стенки» получал право поджечь Масленицу.
- Это тверская традиция, в других регионах мне упоминания о подобном не попадались. Чучело Масленицы делали из соломы, но не в виде человека, а просто клали снопы и туда же приносили старую одежду и разное тряпьё, чтобы сжечь перед Великим постом. Также в Прощёное воскресенье в огонь выливали остатки молока, масла – всё, что не доели в праздники, но чего нельзя употреблять во время поста. Таким образом, сжигание Масленицы символизировало также и подготовку к посту, потому что считалось, что человек «сжигает» свои старые обиды, старый-плотскОй образ жизни, отказывается от страстей, злых помыслов.