спецпроект
ПУСТЫЕ МОГИЛЫ
какие тайны и истории хранят в себе памятники погибшим на дорогах Твери
Извилистая дорога к Цыганскому посёлку не оставляет шансов на быструю езду. За одним из крутых поворотов между двух великанш-берёз стоит почти настоящая могила, но без покойников. 16 лет назад здесь разбились пять человек, которые праздновали свадьбу. В их числе – молодая жена, погибшая на глазах мужа. Это история любви и смерти, которая больше похожа на мелодраматический фильм с трагичным концом.
Такие пустые могилы, установленные, как правило, на месте смертельных аварий, называют кенотафами (от греч. κενός – пустой и τάφος – могила)
Впервые кенотафы появились ещё в эпоху энеолита, самый известный – Варненский могильник. Древнеегипетские пирамиды, построенные для фараона Снофру, - это тоже кенотафы, созданные в ритуальных целях. Подобные ритуальные сооружения в современном мире устанавливались, если тело погибшего невозможно найти, если оно кремировано или место гибели неизвестно. В России, как это было принято у древних греков и римлян, кенотафы часто устанавливают на месте гибели человека.

Сколько их на российских дорогах? Тысячи? Десятки тысяч? В Твери мы встретили очень разные кенотафы: искусственные цветы на столбах и деревьях, классические ритуальные венки, почти натуралистические могилы со скамейками, сигаретами, если погибший курил, шайбой, если играл в хоккей, и обязательно стопкой. За каждой такой пустой могилой – история чьей-то оборвавшейся жизни и безграничная боль близких людей, которую, как объясняют психологи, они стараются «законсервировать» и оставить там же, на месте, где умер любимый человек.

Рядом с памятником разбившейся свадьбе обитают в основном дачники. Об аварии шестнадцатилетней давности они, конечно, только слышали. В одном из домов на первом повороте налево от могилы живёт подруга той семьи, которая помнит 18 августа 2002 года, как сейчас.
«Это был страшный звериный вой. Я не знаю, как по-другому описать реакцию прибежавших к месту ДТП родителей»
День 18 августа 2002 года выдался очень жарким. Второй день свадьбы счастливые молодожёны решили отметить с друзьями на природе. Жена вместе с друзьями собрались ехать на машине купаться на карьеры, муж был против и пытался отговорить компанию. Гости сели в ВАЗ-2199. Водитель потерял управление на крутом повороте и на огромной скорости врезался в дерево. Пять человек погибли на месте, в том числе и брат с сестрой, в память о которых и установлен кенотаф.
- Я была дома тогда. Слышу со стороны дороги – сильнейший удар. Звук такой, знаете, как будто у соседей водокачка упала. Вот прямо грохнулось что-то большое. Но в голове промелькнуло, что это всё-таки ДТП. Я бегом туда. Там народ, ор, крик. Машина, вмятая в березу, на одной стороне дороги, двигатель от неё – в огороде на противоположной стороне.

Муж погибшей был в шоке. В глазах – какой-то дикий ужас. Он попросил у меня водки. Я бегом принесла ему стопку, его тут же вырвало.
Потом прибежали родители. И это не передать словами. Это был страшный звериный вой. Я не знаю, как по-другому описать реакцию. С татарского посёлка прибежали родители того паренька, который за рулем был. Он молодой совсем, и ему только подарили машину – бордовую 99-ю.

ГАИ останавливали грузовики, едущие в город, и грузили трупы погибших в черные мешки. Это такое горе было страшное.

Анна, подруга семьи
«Это был рок судьбы. Отец долго не благословлял их брак»
- Это может и выдумка, такие истории быстро легендами обрастают. На этот брак отец невесты долго не давал согласия. У них такая была красивая любовь! Они так долго добивались согласия отца. Какими правдами и неправдами уговорили – я не знаю. Свадьба была очень красивая. Но счастье - короткое.

Муж погибшей девушки очень долго не мог пережить эту трагедию. Друзья практически переселились к нему домой, чтобы ничего плохого не случилось. Через несколько лет он женился, у него растет замечательная дочка.

Каждый год 18 августа кенотаф с надписью «ЛЮБИМЫМ ДЕТЯМ» и двумя выгравированными на камне голубями утопает в живых цветах.
Тем временем пустая могила стала удобным ориентиром для местных жителей и называется «памятником, у которого разбилась свадьба»:
-Куда подвезти стройматериалы?
-Второй поворот направо от памятника, у которого разбилась свадьба.
~
Пустые могилы на Бежецком шоссе
Подобная пустая могила установлена на Бежецком шоссе, рядом с поворотом на деревню Софьино. Кенотаф устроен по образу православной могилы – памятник погибшим, цветочница, лавочки, сигареты, искусственные цветы.

24 июня 2007 года здесь разбились три 19-летних паренька – Саша, Рома и Денис. За пустой могилой тщательно ухаживают и приносят сюда сигареты. Вероятно, кто-то из погибших курил. Прямо за стелой – колпаки от «Рено» и выцветший от времени госзнак с машины.
Дорожные аварии на Бежецком шоссе отнюдь не редкость.

В двухстах метрах от кенотафа ещё один – цветы в двух одинаковых вазах. Кому они предназначены – не известно. Когда съемочная группа ТИА приезжала туда, цветы были совсем свежими – память о погибших на этом месте кто-то бережно хранит.
~
Что думают священники?
Отец Леонид Водолазский, директор Тверской епархиальной православной общеобразовательной школы им. Св. Тихона Задонского, рассказывает, что чёткой позиции РПЦ по поводу кенотафов нет. По мнению священника, если они устанавливаются, чтобы за погибших помолились и помянули прохожие, как это делается на Кавказе, например, – это благое дело. Если же по традиции или любой другой причине – это не имеет смысла:
- Поставил родственник кенотаф. Для чего? Для собственного успокоения? Или он хочет поделиться с кем-то своим горем? Во-первых, навязывать другим людям свои переживания – неправильно. Во-вторых, чтобы принести усопшим пользу, лучше прийти помолиться за него в храм или пожертвовать милостыню, чтобы просящий помолился за усопшего. Это более действенно. Усопшим ведь нужна действенная память, понимаете?

Отец Леонид сказал, что кенотафы, по большому счету, не нужны. И относятся, по его словам, к разряду китча. Кроме того, священник сомневается в их законности.

Леонид Водолазский
директор Тверской епархиальной православной общеобразовательной школы им. Св. Тихона Задонского
~
Неизвестная пустая могила
На трассе М-10, если ехать в сторону Твери, прямо напротив танка стоит никому не известная пустая могила. И если бы не строительство развязки, вряд ли бы нам удалось её когда-нибудь разглядеть.

Об этом кенотафе не знают ни в поселке Заволжский, ни дежурящие рядом сотрудники ДПС.

Неприметная могила расположена прямо за дренажной канавой и до неприличия напоминает настоящую. Поржавевший от времени крест, черная пластиковая лента со стёртой надписью, упавшая фотография погибшего и опрокинутая рюмка с набившейся внутрь глиной.
В 2002 году на этом месте погиб Сасаниа Гоги Несторович. Ему было всего 28 лет. Как молодой человек встретил свою смерть – не известно. Сводка ДТП в базах ГИБДД хранится всего несколько лет.
Сотрудники ДПС, к которым мы пристали с расспросами, рассказали, где можно найти памятный камень, о котором знает вся Госавтоинспекция. Трагедия 25-летней давности передается из уст в уста.
~
Два камня на трассе в Никольском
На трассе М-10, рядом с селом Никольское, 24 года назад насмерть разбился 36-летний командир батальона ДПС Александр Хондкарян. Он ехал вместе со своей гражданской женой и лоб в лоб столкнулся с большегрузом «МАЗ». Алик – так его называли сослуживцы – и его возлюбленная Ирина погибли на месте.

В память о погибшей паре родственники поставили на месте трагедии два огромных валуна с выгравированными именами и датой смерти. На поминальном камне Алику настоял отец – чтобы было, куда сходить поклониться. Прах сына похоронен в Москве.

Каменные кенотафы Алику и Ире мы еле-еле нашли. Из-за ремонта трассы камни убрали с их прежнего места и свалили в груду песка. На светлом камне выгравировано имя погибшего и дата смерти. На темном – просто «Ира».
"Ирина была его гражданской женой. Отец всё никак не давал разрешения на брак. Но они очень сильно друг друга любили. Погибли вдвоем, а похоронены врозь. Только камни бок о бок вместе стоят, как Алик с Ирой при жизни" - рассказывают его сослуживцы.
Алика вспоминают только добрым словом, даже наш водитель Виктор Власович помнит его добрым, честным, всегда готовым помочь.

- Алик честным был, не подлым. По карьерной лестнице быстро рос. Оно и понятно – с его-то умом, да и высокопоставленным папой (Шаен Хондкарян возглавлял облздравотдел, при нем началось строительство областной больницы, онкодиспансера, психдиспансера – прим. ред.). Командир батальона, подполковник милиции, первым делом он о своих подчиненных думал. Комнаты в общежитиях выбивал, нескольким успел помочь с жильем до гибели. Был бы жив – многое бы успел сделать. Знаете, он был из тех, кого не меняет ни время, ни обстоятельства. Таких нет сейчас в системе, - сослуживец погибшего ДПСника пожелал остаться анонимным, но принес специально сохраненную сводку того дня.

Вот так на печатной машинке в 90-х сообщали данные о ДТП.
В то время не было не только компьютеров, но и специальных служб, которые увозили бы тела погибших с места ДТП. Поэтому трупы заворачивали в подручные средства и увозили сами на своих машинах в морг.

Отец пережил сына на 12 лет. Сваленные в песок камни Алика и Ирины бывшие сослуживцы снова поставили на место.
~
Кенотафы вне закона
Упрдор «Россия», отвечающий за федеральную трассу, рассказал, что любые кенотафы на дорогах де-юре вне закона (ФЗ №257). Поэтому управление оставляет за собой право убирать такие ритуальные конструкции:

- Венки у нас появляются постоянно, и мы при объезде эти факты выявляем и выдаем подрядным организациям указания убрать. Они убирают. Недавно был контрольный проезд по трассе от Твери до границы с Новгородской областью, шесть венков убрали. Такая работа ведётся постоянно, - рассказали в Упрдоре.

Вообще, подрядчик должен не допускать установки памятников и фальш-могил. При обнаружении такового на место выезжает целая комиссия из сотрудников Упрдора, УГАДН, ГИБДД, ищет владельца. Если его не найдут, памятник демонтируют.

Исключения делаются для кенотафов, расположенных за полосой отвода. Поэтому камни Алику и Ирине и Гоги Сасаниа до сих пор стоят на своих местах.

Де-факто же, закона, прямо регулирующего вопрос о памятниках на придорожных территориях, в законодательстве РФ на данный момент нет. Хотя запретить раз и навсегда установку вдоль дорог венков, мемориалов, прочей похоронной атрибутики предлагали депутаты Госдумы в 2015 году. Ещё раньше за установку кенотафов предлагали штрафовать родственников.
~
Но способствуют снижению аварийности?
Сторонники кенотафов утверждают, что памятники погибшим заставляют водителей стать собраннее, причем происходит это невольно. Тем не менее, автомобилисты, с которыми мы разговаривали, в большинстве своем говорят о «нулевой реакции» на цветы и могилы у дорог. Кенотафов стало так много, что на них уже никто не обращает внимание, придорожные пустые кладбища стали обыденностью, одной из частей нашей жизни.

Примерно то же самое подтверждает исследование антропологов Анны Соколовой и Анны Юдкиной:
«Проезжая мимо подобных "памятников", 46% ничего не делают, 20% думают об умершем и обстоятельствах гибели, испытывая в этот момент эмоциональные переживания, с этим связанные, 17,5% сбрасывают скорость и становятся более внимательными к дороге, 10% просто рассматривают памятник, 6% молятся.
Один респондент сообщил, что сигналит»

~
Память о мотоциклисте
На дороге между деревнями Старый погост и Перхурово в Калининском районе стоит кенотаф разбившимся мотоциклисту и девушке.

Трагедия произошла давно – около 28 лет назад, местные уже сами плохо помнят. Здесь столкнулись два друга-мотоциклиста, которые жили в соседних домах и дружили с самого детства. Оба были пьяны и везли на пассажирских сидениях девушек. По неизвестной причине мотоциклисты ехали ночью с выключенными фонарями.

Погиб один парень и одна девушка. В память об умерших в деревне поставили выкрашенный в синий цвет кенотаф. Краска на пустой могиле почти свежая, а трава рядом выкошена. Память о погибших на этом месте кто-то нежно хранит.
На самый главный вопрос, который мы задавали себе в процессе написания материала – зачем это нужно родственникам? – так просто ответа не найти.

Исходя из антропологического исследования, факт установки кенотафов родственниками и друзьями умерших 31,2% респондентов воспринимают как попытку предупредить других участников движения о возможной опасности в этом месте, 11,2% считают, что кенотаф помогает родственникам по прошествии времени находить место аварии. Кроме того, 17,5% считают, что установка памятного знака на месте гибели призвана сакрализовать место трагедии, сделать его местом памяти, поскольку именно на этом месте прервалась жизнь человека и, возможно, "здесь он оставил частичку себя».
~
Что говорят психологи?
Декан факультета психологии ТИ(ф) МГЭУ, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Попкова объясняет, что гибель в ДТП – это всегда особая смерть:

- Изначально каждому из нас присущ страх смерти. В течение всей жизни мы готовимся к смерти. Гибель в ДТП – это внезапная, неожиданная смерть, к которой мы вряд ли готовимся и прогнозируем. Поэтому и переживается живыми трагичнее, порой острее и больнее. Если люди гибнут по вине других, то у близких остается много гнева, обиды, презрения в адрес виновников и много боли и любви к невинно погибшим. Историй много. Горя много. И горюют все по-разному.

Татьяна Попкова
декан факультета психологии ТИ(ф) МГЭУ, кандидат психологических наук, доцент
Ирина Морозова - практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент поясняет, что установка памятного знака на месте гибели родного человека может иметь разные мотивы у родственников. Причём зачастую эти мотивы могут либо вообще не осознаваться близкими, либо на интуитивном уровне частично быть осмысленными.

- Во-первых, устанавливая памятник там, где трагически погиб любимый человек, родственники могут неосознанно пытаться ассоциировать, "законсервировать" пик своей боли от потери дорогого человека на этом месте. В технике нейролингвистического программирования это называется "якорением". При посещении этого места, где провёл свои последние минуты жизни погибший, его родные как бы испытывают сильнейшие эмоции – чувство боли и единения с погибшим. Это своего рода катарсис для близких и сильнейшая эмоциональная разрядка от горестных переживаний.

Во-вторых, нужно понимать, что во всех религиях память об ушедших из жизни и безвременно погибших - это все, чем могут живые помочь усопшему. Поэтому, вероятно, что такие памятники опять-таки неосознанно устанавливают, в том числе, чтобы усопшего поминали не только близкие люди, но и проходящие и проезжающие мимо люди. И тем самым поддерживали память о безвременно ушедшем человеке.

Ирина Морозова
практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент
Автор - Юлия Островская.