Савва Морозов начал свой путь к богатству с нуля. Потомственный крестьянин, он рано начал работать и зарабатывать, а повзрослев, занялся шелкоткачеством, да так успешно, что со временем выкупил себя у помещика Рюмина за баснословные 17 тысяч рублей. О том, как Морозов заработал свой первый капитал, рассказывают в своей книге «Тверь и тверитяне» Б. А. Ершов и В. Б. Финкельштейн (Издательство Студия-С, Тверь, 2005).
«Семейные предания гласят, что Савва пешком ходил в Москву со своим товаром: рано утром уходил и к вечеру был в столице. Продавал товар в домах богатых людей, зарабатывая, кроме денег, ещё и хорошую деловую репутацию отличным качеством своей материи, прочность окраски которой обеспечивала в его частном предприятии жена Ульяна.
Но Савва не стал бы знаменитым Саввой Васильевичем, если бы наживал деньги только одним честным трудом. Он брал у местных кустарей готовую ткань, продавал её по их поручению, а денежки задерживал, пуская их в оборот. Раздавал работу на дом, недоплачивая за труд. Платил за обнищавших крестьян денежный оброк, обязывая их отрабатывать себе долг на грабительских условиях. Ходили слухи, — и, верно, не без основания, — что Савва тайно сбывал фальшивые ассигнации.
<…> В 1837 году он строит кирпичное здание Никольской суконно-прядильной и ткацкой фабрики на берегу Клязьмы, а в 1840 году ставит в ней паровой двигатель — одним из первых в Российской империи».
Выкупив себя, а потом и товарищество, Морозов взял в аренду землю на правом берегу Тьмаки и в 1858 году начал строить прядильно-ткацкий корпус — главную фабрику будущего рабочего городка (сегодня в этом здании ТЦ «Морозовский»). В 1859-м вышла первая партия товара.
Конечно, за один год удалось возвести не всё здание, до современных размеров оно выросло постепенно. Если стоять лицом к фабрике, то можно увидеть, что левая сторона фасада сложена из красного кирпича — это самая старая часть здания. Всё остальное многократно перестраивалось. Южная стена, к примеру, выстроена из силикатного кирпича и выкрашена в красный.
Савва Васильевич со своими сыновьями арендовали не только землю под фабрикой, но и несколько крупных участков рядом, на которых развернули масштабное строительство городка (в 1884 году вся арендованная земля была выкуплена). В 1862 году фабрикант умер, его дело продолжили внуки Абрам и Давид.
Абрам Морозов управлял делами деда недолго: тяжёлое душевное заболевание сделало купца недееспособным. В 1882 году, после смерти Абрама Абрамовича, дело возглавила его жена Варвара Алексеевна, фактически руководившая предприятием ещё с 1877 года. В 1892-м дело принял ее сын Иван.
В августе 1918 года Тверская мануфактура была национализирована и спустя четыре года переименована в Большую Пролетарскую Тверскую мануфактуру, сокращённо — «Пролетарка». В 1942 году фабрику преобразовали в Калининский хлопчатобумажный комбинат. После войны во Дворе Пролетарки появилось множество самостоятельных предприятий: механический завод, витаминная и шелкоткацкая фабрики, камвольный комбинат. В девяностые производство начало разваливаться, а в 2004 году Тверскую мануфактуру ликвидировали.