18 Апреля 24, 06:51
Блоги, Общество
10 Октября 2014, 09:28

Где зарыты деньги на восстановление Тверского трамвая ?

ГДЕ ЗАРЫТЫ ДЕНЬГИ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ТРАМВАЯ ?


Согласитесь, есть некоторый парадокс в ситуации, когда годовой оборот в сфере маршруточного бизнеса оценивается по Твери в размере 5-6 млрд. рублей, и в то же самое время муниципальные транспортные предприятия - убыточны.

В чем тут дело? Неужели подтверждение пахнущей нафталином неолиберальной догмы , что дескать частное всегда эффективнее государственного ? Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается сложнее.

Одной из причин подобного положения вещей является то, что все доходы муниципальных и государственных транспортных предприятий - "белые", и предприятия эти выплачивают государству ВСЕ полагающиеся налоги в полном объеме.

С учетом этого с общегосударственной точки зрения убыточность государственных и муниципальных транспортных предприятий не так уж велика, хотя для городского бюджета- значительна. Получается несколько странная ситуация: город из своего бюджета как бы спонсирует государство.

В то время как многочисленные ИП и ООО , занимающиеся маршруточным бизнесом, находятся на упрощенной системе налогообложения и отдают государству на все про все 6% (!) от прибыли . Лишь бы количество микро-/автобусов на бумаге было меньше 20. Что несложно делается по банальной формуле: 19+1= очередное ООО "Рога и копыта +" и т.д. без верхнего предела. При одном и том же "общаке".

Но самое важное даже не сама величина процента( пусть хоть 13%, или 93) а то, как вообще определяется размер прибыли? Наверняка не ошибусь, если скажу, что, по крайней мере в Твери- никак.

Главное- что владельцы маршруточных "Рогов и копыт" денег у администрации не просят ( как минимум:)), и ладно. А то, что в итоге бюджет недополучает огромные средства, так необходимые городу, похоже сегодня мало кого волнует.

Но так не везде. И похоже, умные , государственно мыслящие люди, начинают понимать, что дальше оставлять подобную ситуацию уже нельзя. Далее привожу короткую заметку, опубликованную в августе 2014-го в "Российской газете",официозном федеральном издании.

"Мэрия обратилась к горожанам с просьбой требовать у водителей маршрутных такси документы за оплату проезда. Как считают городские власти, это позволит исключить неучтенные доходы и оздоровить ситуацию на рынке пассажирских перевозок.

Как сообщили в мэрии, в Челябинске в последнее время сложилась непростая ситуация в "маршрутной" сфере. Между перевозчиками возникают конфликты, отмечены факты физического воздействие на водителей. Одна из причин - скрытые доходы, в которых заинтересован криминал. Все может измениться, если челябинцы будут требовать за проезд в маршрутках билеты.

- Мы провели анализ и выяснили, что организации, которые занимаются перевозками, отчисляют в бюджет мизерное количество налогов,- пояснил глава администрации Челябинска Сергей Давыдов. - Человек заходит в маршрутку, платит за проезд, а билет не требует. В итоге деньги остаются в неучтенном обороте. За счет них можно и криминалитету платить, чтобы они разбирались с конкурентами. Соответственно и бюджет не получает налогов. Если все начнут брать билеты, укрывать прибыль будет гораздо сложнее, поскольку билет - это документ строгой отчетности. Можно определить, сколько пассажиров перевезли, сколько денег собрали. Мы хотели бы, чтобы люди обратили на это внимание и помогли городу с этой проблемой справиться."
Сообщает Российская Газета : http://www.rg.ru/2014/08/18/reg-urfo/marshrutki-anons.html

Сообщение неоднозначное, вижу в нем как позитив, так и негатив.
Судя по биографии, С.В.Давыдов имеет достаточный жизненный опыт, позволяющий реально оценивать многие вещи .
"Сергей Давыдов родился 15 июня 1962 года в Челябинске. Окончил Свердловский юридический институт, затем работал следователем прокуратуры Ленинского района Златоуста. После службы в армии работал старшим следователем прокуратуры Металлургического района Челябинска, старшим следователем и заместителем прокурора Курчатовского района. В апреле 2005 года назначен первым заместителем главы Челябинска. С 4 июня 2010 года - глава администрации города, сообщает та же "Российская газета": http://www.rg.ru/2014/01/27/reg-urfo/glava-anons.html

Сначала ПОЗИТИВ. А это- уже сам факт, что эта проблема понимается и поднимается некоторыми руководителями российских городов, и более того, есть косвенные признаки, что подобная позиция находит определенную поддержку в федеральном центре. Во-первых, сам факт публикации в центральном официозном издании( согласитесь, материал совершенно не похож на проплаченную заказуху и пиар), во-вторых, мэр Челябинска Сергей Давыдов назначен новым губернатором челябинской области Б.Дубровским одновременно и заместителем губернатора на общественных началах , что является знаком доверия и поддержки деятельности мэра.
Как говорится, это уже кое-что.

НЕГАТИВ. Ничего не говориться о конкретных механизмах воплощения этого правильного по сути решения. Вместо этого- всего лишь призыв к гражданам взять всё на себя и требовать проездной билет. Типичное для российского чиновничества,даже добросовестной его части, какое-то инфантильно- наивное перекладывание ответственности на граждан. Выходит, это не власть должна требовать и контролировать исполнение принятых решений, а рядовые граждане, у которых нет ни распорядительных, ни карательных функций, ни свободного времени и нервов , чтобы после очередного трудного рабочего дня ввязываться в очередной скандал.
Во-вторых, в заметке сказано,что билет является "документом строгой отчетности". Но сегодня, по крайней мере в Твери, это совершенно не так, и рулон с билетами можно спокойно купить на базаре . Такие рулоны висят в некоторых маршрутках, и на редчайшие требования со стороны пассажиров водители обычно отвечают что-нибудь типа "вон висит отрывайте сколько угодно". Что отнюдь не свидетельствует о том, что проездной билет сегодня на самом деле является "документом строгой отчетности" . Во избежании очередной профанации билет ещё п р е д с т о и т сделать документом строгой отчетности.
В-третьих, даже если билет станет таким документом, непонятно, как будет осуществляться контроль за тем, чтобы он выдавался de facto.
Если чинуши ограничаться призывом к гражданам требовать билет- то всё начинание на 100% окажется заведомой профанацией. Большая часть не станет просить билет, водители сами выдавать не будут, а в случае контроля на линии будут быстро бросать рулон с билетами в салон со словами "отрывайте быстрей сколько надо". До остановки перед контролем времени вполне хватит. И поверьте- будут отрывать. Менталитет нашего народа сегодня таков: это выступать против власти в открытую никогда нельзя, сказать правду в глаза- нельзя, но вот зато при малейшей возможности украсть у государства- дело святое, и будьте уверены, поддержка большинства пассажиров будет на стороне тех, кто прикарманивает выручку.

(Немного отвлекаясь от темы, скажу, что в Челябинске довольно много интересного в плане организации городского общественного транспорта, есть чему поучиться, и тем, кто интересуется этой темой, советую поискать материалы по этой теме, ссылок, жаль, не скопировал- там и трамвай развивается, и проездные разных типов давно уже существуют, в-общем, есть чему поучиться).

Короче, работы тут непочатый край. И вполне естественно возникает желание узнать, как проблема учета выручки и справедливого налогообложения частных перевозчиков решается в других странах.

В Европе, как известно, маршруток не существует вовсе, ИП и ООО к пассажирским перевозкам просто не допускаются, общественный транспорт - государственный, и даже мысль о том,что можно не выдавать проездные билеты и таким образом утаивать прибыль никому в голову не приходит. Себе дороже выйдет . Намного. И почти наверняка.

Но для нас Европа- это Берарусь. Давайте посмотрим, как решается эта проблема "у них"?

В Беларуси маршрутки есть, правда, не являются основным видом общественного транспорта, и не в таком количестве,как в России- за счет гораздо лучшего развития государственного общественного транспорта.

Но самое интересное- В Беларуси уже давно во всех маршрутках в о б я з а т е л ь н о м порядке установлены контрольно-кассовые аппараты, и пассажирам не только выдается проездной билет, но указывается время его выдачи !
Что имеет очень существенное значение. Вернемся к примеру, когда водитель ,завидев впереди контроль, бросает в салон рулон с билетами и кричит,отрывайте скорее.( в городских маршрутках, понятное дело, сегодня вообще никакого контроля нет, но в Советское время подобный контроль периодически был на пригородных и междугородных линиях).
В Беларуси такие вещи сегодня уже не прокатят, поскольку на каждом билете будет указано время его выдачи, и даже если водитель и успеет быстро выдать всем пассажирам билеты, то на них окажется одно и то же время, со всеми вытекающими отсюда последствиями ...

Контроль за выдачей маршрутчиками проездных билетов и учет реальной прибыли в Беларуси одна из основных задач транспортной инспекции, которая каждый день работает на линии практически в режиме оперативной службы.
И кроме схожего названия, не имеет ничего общего с очередной бюрократической российской конторой типа УГАДН. Сравните: у нас УГАДН имеет право проводить п л а н о в ы е проверки только после предварительного уведомления предпринимателя. Внеплановые- только по письменному заявлению граждан с предъявлением ими паспортных данных и по согласованию с Прокуратурой...

А теперь сравните с тем, как это бывает "у них".

Ниже небольшая цитата и ссылка на материал об одном дне работы белорусской транспортной инспекции, и очень советую прочитать его целиком.

"Транспортная инспекция выходит "на охоту".
http://www.av.by/news/index.php?event=View&news_id=30226
"И правда, в остановившейся по требованию инспектора 30-й маршрутке все пассажиры с билетами. Время выдачи одно и то же – 8.41, то есть за 3 минуты до проверки. В следующей, № 1191 – та же картина: всем пассажирам билеты выданы в 8.32. В 1077-й также билеты есть у всех, как и в очередной 30-й.

– Так всегда. Стоит одного остановить, оштрафовать – и дальше как по накатанной: пассажиры с билетами, стоя никто не едет, у всех все хорошо, – говорит инспектор В. Мартиневский. – Поэтому мобильность – наше все! Пора переезжать в другое место.
С улицы Лобанка уехали, даже не дождавшись притормозившей на «аварийке» метрах в 100 от нас еще одной маршрутки. Ее водитель остановился явно для того, чтобы выдать билеты пассажирам, потому что знал: мы его здесь ждем. Сарафанное радио в кланах водителей маршруток и такси- лучшее мире ".

Как видим, транспортные инспекторы Беларуси не питают иллюзий и вполне адекватно отвечают на "изобретательность" водителей маршруток.
Дают ли подобные меры эффект? Дают, и благодаря им сегодня удалось добиться того, что в Беларусских маршрутках гораздо чаще дают билет, чем не дают.
Добавлю от себя, что минские маршрутки с тверскими имеют только чисто внешнее сходство. Выходцев кавказских и азиатских регионов за рулем не видно. Во всяком случае, не больше чем среди водителей городских троллейбусов и автобусов .
Возможно поэтому манера езды белорусских маршруток по сравнению с нашими кажется солидной и спокойной, а водитель белорусской маршрутки скорее похож на нашего чиновника средней руки.

А теперь давайте задумаемся, сколько денег могут принести в бюджет такие простейшие меры учета и контроля за прибылью, не требующие никаких гигантских финансовых ресурсов, нехваткой которых наши чиновники традиционно привыкли оправдывать свое желание ничего не делать ? Может, именно этих денег и не хватает сегодня Твери на то, чтобы отремонтировать трамвайные пути и восстановить трамвай ?

Я бы не стал рассматривать эти меры только как прессинг коммерческих перевозчиков. Подумайте сами : если бюджет будет получать хорошие деньги от маршрутчиков, то нормальная власть будет заинтересована не только в развитии государственного общественного транспорта, но и в создании нормальных условий для того, чтобы маршрутки работали в своей нише и приносили прибыль в бюджет. Так что, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, жесткие требования и строгий контроль могут пойти на пользу самим маршрутчикам, по крайней мере - лучшим из них.
Я к чему это все пишу, уважаемые читатели? К тому, что далеко не всегда наши проблемы сводятся только к отсутствии средств, которые вообще-то надо уметь искать. Самая большая проблема сегодня- это отсутствие не денег, а идей, которые способны приносить деньги.

И если сегодня наши чиновники ничего путного придумать и создать самостоятельно "не в состоянии", то может в таком случае просто взять и тупо передрать опыт Батьки ?
Может, как раз и хватило бы средств на ремонт трамвайных линий? А может, и не только на это ?

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх