28 Марта 24, 19:29
Блоги, Общество
31 Августа 2011, 09:18

Глава "Холдинга МРСК" Николай Швец о тарифах, вложениях и инвесторах

Правительство РФ обсуждает резкое ограничение роста тарифов естественных монополий. Чем это грозит электросетевым компаниям, которые уже планируют сокращать инвестпрограммы? Об этом рассказал гендиректор "Холдинга МРСК" Николай Швец в иньтервью газете "Коммерсантъ".

— Сегодня большая часть филиалов ОАО "Холдинг МРСК" перешла на долгосрочные RAB-тарифы, которые позволяют учитывать необходимость вложения средств в развитие сетей и последующего возврата этих инвестиций. Но с этого года правительство начало особенно внимательно следить за ростом конечных цен на электроэнергию. Одним из вариантов решения этой проблемы было так называемое сглаживание RAB-тарифов, то есть снижение темпов их роста. Приведет ли это к снижению объемов инвестиций холдинга?

— С 1 января 2011 года компании "Холдинга МРСК" были переведены на пятилетнее тарифное регулирование. За исключением восьми регионов, таких как Дагестан, Чеченская республика, несколько других регионов, которые перешли на индексный метод тарифообразования. Под эти долгосрочные тарифы были сформированы инвестпрограммы в каждом субъекте федерации. Во многих регионах их утверждают руководители этих субъектов. Но когда было введено ограничение на рост тарифов, мы вместе с субъектами стали пересматривать инвестпрограммы. Программа холдинга в 2011 году, наверное, будет снижена со 147 млрд до 130 млрд руб. Мы ведем также активную работу по согласованию инвестпрограммы на период до 2016 года.

По новой методике тарифного регулирования и для "Холдинга МРСК", и для органов регулирования, и для регионов важно более четко контролировать финансово-экономическую и производственную деятельность нашей компании. Во-первых, все строящиеся объекты должны с момента введения их в эксплуатацию генерировать выручку. Раньше, что греха таить, появлялись такие объекты, которые потом годами оставались невостребованными. Обязательно надо понимать, какой инвестор работает над инвестпроектом в субъекте федерации, для кого строится объект. Очень важно провести согласование по срокам и объемам потребления электроэнергии, которые планируются на следующие годы. Потому что долгосрочный тариф устанавливает норму возврата — 1/35 часть в год — и норму доходности (6% в первый год, 9% во второй, затем 12% и так далее до конца периода регулирования). Следовательно, вся система тарифного регулирования, принятие целого ряда проектных планов и документов на территории субъекта как раз и обязывают очень сбалансированно подходить к тому, какой устанавливать тариф и сколько средств из экономики региона направлять на развитие электроэнергетики.

— А что происходит в случае ошибки? Например, построили новый сетевой объект, но он не востребован, не генерирует выручку. Просто списывать убытки?

— Мы сейчас предпринимаем все для того, чтобы таких объектов не было. И в первом периоде регулирования у нас была такая ситуация в одном из регионов, где было запланировано строительство крупного торгового центра. Для его электроснабжения планировалось строительство нашей подстанции, под которую в рамках трехлетнего периода регулирования необходимо было привлечь 1,5 млрд руб. кредитов. Но мы стали изучать ситуацию более тщательно, встречались с инвестором, с представителями органов власти, и оказалось, что этот инвестпроект находится на ранней стадии, еще не оформлена земля, не подписано соглашение. Мы приняли решение не привлекать кредит и не строить объект. Таким образом, смогли избежать ситуации, когда компания понесла бы миллиардные убытки. Долгосрочное тарифное регулирование сейчас заставляет нас тратить средства исключительно продуманно.

— Какие из ваших дочерних компаний сейчас более успешные, какие более проблемные с точки зрения надежности или финансового состояния? Кого можно ставить в пример, а кого надо "вытягивать"?

— По состоянию технических средств все территории находятся в одинаковом положении. Износ оборудования ниже в Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК) и в "Тюменьэнерго". В последние годы в Москве много строилось новых сетей, а "Тюменьэнерго" создавалась относительно недавно. Но почти что во всех регионах техническое состояние системы близко друг к другу и характеризуется очень высоким износом оборудования — в среднем по холдингу около 70%. 52% оборудования выработало свой нормативный срок, 8% выработало нормативный срок дважды.

Основным источником формирования финансового потока является плата за услуги по передаче электроэнергии. Также существует плата за технологическое присоединение, но с 1 января 2011 года ее доля резко снизилась. В финансовом отношении мы ожидаем, что в 2011 году с хорошим результатом отработает МОЭСК, "МРСК Центра и Приволжья" и "Тюменьэнерго", где мы ожидаем увеличения прибыли. В тяжелой ситуации "МРСК Юга" и "Кубаньэнерго". В последние два года сложилась критическая ситуация в "МРСК Сибири" из-за проблемных вопросов, связанных с использованием механизма "последней мили" (По существующей тарифной схеме крупные потребители, подключенные напрямую к магистральным электросетям, продолжают оплачивать тариф распределительных сетей — "последнюю милю", отказ от этого приводит к резкому росту конечного тарифа в регионе для потребителей.— "Ъ").

— Раз уж зашла речь о "последней миле", каково ваше отношение к этой ситуации? Понятно, что МРСК не в восторге от того, что крупный потребитель хочет уйти от них. Вы видите какой-то способ решения этой проблемы?

— "Последняя миля" — это вид перекрестного субсидирования. И наличие перекрестного субсидирования — это плохо, оно вынужденно применяется из-за того, что тарифы, которые установлены для содержания той или иной системы, являются экономически необоснованными. Они ниже тех, которые обеспечили бы нормальное функционирование системы. Общий объем перекрестного субсидирования между категориями потребителей по уровню напряжения сегодня составляет 70 млрд руб. (с учетом Дальнего Востока). В необходимой валовой выручке (НВВ) "Холдинга МРСК" эта сумма составляет 55 млрд руб. Если в 14 регионах, где есть "последняя миля", она будет отменена, то рост тарифов для мелких и средних потребителей будет выше 15%.

Ситуация была достаточно спокойная: закон об электроэнергетике ставил задачу ликвидировать перекрестное субсидирование "последней мили" до 1 января 2011 года. Но в предыдущие годы темпы роста тарифов не позволили обеспечить формирование НВВ за счет других потребителей, после чего можно было бы расторгать договоры "последней мили". Поэтому в конце 2010 года был принят закон, продливший механизм "последней мили" до 2014 года. Правительство разработало постановление о порядке заключения договоров "последней мили", вступившее в действие с 2011 года. Таким образом, начинается поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования. В результате данного постановления удалось изменить акценты. "Последняя миля" — это не проблема распределительного электросетевого комплекса. На самом деле, если разобраться в тарифообразовании, тариф, формирующий НВВ, устанавливают регулирующие органы субъекта федерации. Этот подход справедлив: губернатору и органам регулирования предоставлено право устанавливать тариф на передачу с тем, чтобы видеть, как будет развиваться распредсетевой комплекс, чтобы обеспечить приток инвестиций в регионы, сделать их инвестиционно привлекательными. С другой стороны, нужно понять, сколько необходимо средств, чтобы повышать надежность, проводить замену оборудования. Это постановление как раз и определяет одно из ключевых звеньев, где принимаются решения, какие объекты можно вывести из договоров "последней мили" при росте в пределах 2%, какие необходимо оставить в конструкции "последней мили". Сейчас ключевой фигурой в решении вопроса "последней мили" является губернатор.

— В каких регионах наиболее значима проблема "последней мили"?

— Есть 14 регионов: и это не только Сибирь, это Вологодская и Липецкая области, где есть крупные потребители, которые подключены напрямую к объектам Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), принадлежащих ФСК. Здесь еще одна проблема: исторически сложилось, что некоторые предприятия в регионах подключены к сетям 110 кВ, принадлежащим МРСК. И они платят по тарифу, установленному для этой сети. Другие предприятия исторически подключены к линиям 110 кВ, которые участвуют в обеспечении работы ЕНЭС и относятся к ФСК. А тариф ФСК на этом напряжении в два раза ниже. Поэтому условия для этих предприятий — неконкурентные. И это следующая задача, которую надо учитывать при решении вопроса о ликвидации перекрестного субсидирования.

— Как сейчас устроена стратегия развития холдинга? Ранее предполагалась возможность консолидации МРСК, но правительство и президент рассматривали возможность приватизации распредсетевых компаний.

— Стратегия развития холдинга до 2015 года и на перспективу до 2020 года разработана по поручению совета директоров ОАО "Холдинг МРСК". Основными направлениями на ближайшие два-три года являются передача в управление одной-двух, может быть, трех компаний, чтобы подготовить базу для сравнительного анализа деятельности всех МРСК. Предполагается, что за это время будут предприняты активные действия по совершенствованию тарифного регулирования. С другой стороны, за это время должна быть проведена консолидация территориальных сетевых организаций и предприняты шаги, которые приведут к снижению перекрестного субсидирования между потребителями разных уровней напряжения. И когда будут созданы такие условия, когда будут известны правила работы на долгосрочный период, будут устранены лишние помехи и неопределенности, уже не будет разницы, кто будет управлять распредсетями комплекса — холдинг или частный акционер. Для государства также важна стоимость распредсетевых компаний. На сегодняшний день она оценивается в 143-145 млрд руб. А потенциальный рост капитализации, по мнению экспертов, составляет 450 млрд руб. Поэтому сейчас расставаться с активами пока еще нецелесообразно.

— Пока холдинг привлекает иностранные и российские компании только в качестве управленцев. Газпромбанк, несмотря на сопротивление ФАС, претендует на управление МОЭСК, французская ErDF получила в управление Томскую распределительную компанию. Ожидаете ли вы в ближайшее время прихода других инвесторов или управляющих компаний?

— У нас уже и сегодня есть большое количество финансовых инвесторов во всех дочерних компаниях, но это миноритарии. При этом контрольные пакеты акций дочерних компаний принадлежат холдингу, а 53% акций "Холдинга МРСК" — государству. В структуре активов холдинга около 30% акций принадлежит финансовым инвесторам. До 2011 года мы работали в рамках Стратегии развития распределительного комплекса, которая была принята и утверждена межведомственной правительственной комиссией в 2006 году. И там было предписано изучить вопрос привлечения стратегических инвесторов для управления активами в распределительном комплексе, начиная с 2011 года. Эта работа была начата еще в 2009 году. Встречались со многими компаниями, которые управляют распределительными сетями в разных странах, вели переговоры с итальянской Enel, американскими и канадскими компаниями. Потом удалось продвинуться в отношениях с французской компанией ErDF.

При работе с ErDF было достаточно сложно убедить партнеров работать в России на предложенных условиях. Во-первых, из-за несовершенства тарифного регулирования. Модели, которые созданы в рамках долгосрочного RAB-регулирования, требуют доработки. С другой стороны, если в регионе принимаются тарифные решения, которые не обеспечивают формирование НВВ, то у сетевой компании только один выход — идти в суд. Для примера: в 2010 году мы были недоурегулированы на 27 млрд руб. И такая перспектива вызывает у наших французских коллег оправданное беспокойство.

— Это означает, что МРСК не хватало 27 млрд руб. для нормального существования?

— Для решения всех вопросов, стоящих перед нашими компаниями. На сегодня нам удалось доказать в судах и вернуть только около 14 млрд руб. Эти средства будут возвращены за счет тарифов в последующие годы. Серьезной проблемой остается перекрестное субсидирование. Как она будет решаться, какими темпами, как это будет влиять на формирование выручки наших компаний — все это всерьез волнует наших партнеров.

Кроме того, на территории 69 регионов, где работают компании холдинга, их доля в полезном отпуске электроэнергии колеблется от 61 до 95%. Оставшиеся доли обеспечивают территориальные сетевые организации (ТСО), которые также функционируют в субъектах федерации. Сейчас в России функционируют более 2500 ТСО (это только те, кто обращался в органы регулирования для получения тарифа). Темпы роста НВВ в компаниях "Холдинга МРСК" в 2009-2010 годах в среднем составляли 7-8%. А вот НВВ ТСО ежегодно росла на уровне 25-40%. Например, если в 2010 году НВВ компаний холдинга выросла с 211 млрд руб. до 220 млрд руб. за год, то НВВ независимых сетевых компаний увеличилась с 71 млрд до 91 млрд руб. Такая диспропорция очень серьезно влияет на региональную составляющую тарифа.

Но самое главное: холдинг в рамках своей инвестпрограммы ежеквартально отчитывается в Минэнерго по каждому инвестиционному объекту, а ТСО предоставлены сами себе. С другой стороны, происходит неэффективное управление распредсетевым комплексом: на территории региона есть еще несколько ТСО, у которых свой исполнительный аппарат, свои выездные ремонтные бригады, которые зачастую недозагружены. И это при том, что такие же бригады и аппараты управления присутствуют в филиалах МРСК. В ряде регионов мы активно пытаемся присоединять или брать в аренду территориальные сети, в том числе бесхозные. Мы готовы консолидировать такие сети в едином центре ответственности, чтобы снизить этот необузданный рост тарифов ТСО. Уже есть примеры, когда мы приобретали крупные сетевые активы.

— Вы говорите, что частных инвесторов многое пугает: и перекрестное субсидирование, и другие факторы. Означает ли это, что сейчас нет компаний, готовых прийти и выкупить контрольный пакет у государства?

— На сегодня серьезных предложений нам не поступало. По-видимому, потенциальные инвесторы тщательно изучают возможные условия дальнейшего управления распределительным электросетевым комплексом. Да и государство понимает степень возложенной на "Холдинг МРСК" ответственности. Сегодня это крупнейшая инфраструктурная компания в мире, оказывающая услуги по передаче электроэнергии в 69 субъектах федерации, на территории которых проживает 123 млн человек. Благодаря электроснабжению по сетям МРСК создается 80% ВВП страны, обеспечиваются электроэнергией все жизненно важные сферы. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент Дмитрий Медведев посоветовал в вопросе приватизации инфраструктурных монополий придерживаться более осторожного подхода.

— Недавно вице-президент ТНК-BP Михаил Слободин говорил, что его компания делала предложение о выкупе части сетей в Сибири.

— В каждом проекте мы должны видеть, к чему он приведет: насколько повысится надежность, как снизятся темпы роста тарифа. Мы слышали очень много заявлений в последние годы. Одни сети передать такой-то компании, другие — еще какой-нибудь, где-то что-то поделить, но конкретных предложений не поступало. Надо понимать, что сейчас электросетевые активы входят в акционерный капитал как государства, так и более 300 тыс. миноритарных акционеров "Холдинга МРСК". Поэтому вопросы владения этими активами будут рассматриваться с точки зрения их справедливой оценки и учета интереса миноритариев. Игнорировать интересы акционеров в данной ситуации было бы нелогично. Но если подобные предложения приведут к повышению надежности и эффективности компаний, думаю, можно было бы выработать совместные взаимовыгодные решения.

— Ранее в ФСК говорили, что хотели бы получить все сети напряжением 220 кВ. Часть этих сетей при разделении РАО "ЕЭС России" получила ФСК, часть — компании "Холдинга МРСК". Как повлияет на бизнес холдинга реализация подобного сценария?

— Такие предложения звучали. Но дело в том, что когда шла реформа РАО ЕЭС, была сформирована основа на базе ФСК, которая призвана обеспечить устойчивое функционирование ЕНЭС. Основной ее целью является обеспечение параллельной работы генерирующих объектов России, необходимых перетоков энергии, надежного электроснабжения потребителей в разных регионах России. И с технической точки зрения эта система уже сформирована, она находится в организационно-правовой форме ОАО "ФСК ЕЭС", где государство также является главным акционером. Те сети, которые отошли к "Холдингу МРСК" (в том числе 220 кВ и 330 кВ), как правило, не участвуют в обеспечении межтерриториальных перетоков. В большей мере они используются для распределения электроэнергии, передачи ее непосредственно потребителям, а это уже задача распредсетевого комплекса. И сейчас говорить, что какие-то сети будут передаваться в одну компанию, иные — в другую, беспочвенно, даже с точки зрения соблюдения требований закона об акционерных обществах. Если кого-то интересуют активы, то они должны квалифицированно оцениваться, а решения о продаже или передаче должны приниматься советами директоров, акционерами компании. То есть это предмет отношений между акционерами и обществами. Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения, особенно если они направлены на привлечение потенциальных инвесторов и совершенствование инвестиционного климата в России.

За три года на базе "Холдинга МРСК" сформирован серьезный центр компетенций по управлению распределительным электросетевым комплексом. Нами принята единая техническая политика с учетом самых современных инновационных достижений. В компании сформированы компетенции по тарифному регулированию, по разработке совместных нормативных правовых актов, мы направляем большое количество предложений в Минэнерго и ФСТ России по совершенствованию механизма тарифного регулирования. У нас сейчас есть серьезные наработки по снижению перекрестного субсидирования. Большие сдвиги произошли в сфере международного сотрудничества. Мы уже сегодня задумываемся над тем, чтобы управлять распределительными сетями в других странах.

— А какие страны интересны "Холдингу МРСК"?

— Интересны страны Европы. Уже были проведены переговоры в Финляндии. С точки зрения приобретения опыта можно было бы поработать и в странах СНГ — в Украине, Казахстане, Белоруссии. Но это не самоцель, а спланированная работа для получения доступа к передовым техническим и управленческим решениям, финансовым и корпоративным механизмам, перспективным технологиям.

— Речь идет о выходе за рубеж в качестве управляющей компании или о приобретении активов?

— В каждом конкретном случае мы будем серьезно прорабатывать бизнес-план по каждому проекту. Где-то возможна аренда, где-то — приобретение.

Но самое главное для "Холдинга МРСК" — это надежность функционирования распределительного электросетевого комплекса и экономическая эффективность. Именно они определяют стратегию развития. Над этим и будем работать!

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх