19 Апреля 24, 08:54
Блоги, Общество
12 Февраля 2012, 20:27

Новый ж/д вокзал. Как это будет...

Разговоры о строительстве нового здания тверского вокзала циркулируют около года, но пока мало конкретики и подробностей от официальных властей, лишь информация журналистов в Тверских (и не только) СМИ — на этом и основан мой пост (надеюсь, что не обижу профессиональных журналистов заимствованием). Написано уже много, я лишь напомню хронологию и имеющиеся факты.

Проблем с Привокзалкой много, даже Администрация Твери озадачилась этим вопросом и провела соцопрос"О состоянии и перспективах развития Привокзальной площади и улицы Коминтерна" (см. ссылку ниже). "Массовый" социологический опрос- в опросе приняло участие 45 человек.

В 2009 г. на привокзальной площади началось воссоздание собора Александра Невского. Возводить храм решили прямо напротив фасада нового вокзала, загораживая его от проспекта Чайковского.

На вопрос: "Не будет ли возведенный храм оттенять, загораживать облик нового вокзала?", у главного архитектора города ответ один: "Не будет. Наоборот, тот новый вид, который откроется, начнет лучше гармонировать со стилистикой самого города". Нам обещали, что храм впишут в прилегающую архитектуру. Привокзальный рынок планировали убрать и разместить парковку. Обещали, что по периметру храма выстроят невысокую каменную ограду, отремонтируют асфальтовое покрытие по всей Привокзалке. И сносить что-либо никто не собирался.

На схеме благоустройства привокзальной территории тех времен есть парковки, автостанция для автобусов "Тверь-Москва", и остановка для общественного транспорта, в правом углу Привокзальной площади находится платная парковка. Но ничего этого мы увидеть не успели.

В прошлом году мы узнали, что здание ж/д вокзала, 1991 года постройки, планируют снести… Почему? Даже появились слухи, что решение о сносе здания пролоббировано Русской православной церковью. Но все оказалось намного сложнее и грандиознее.

В 2008 г. ОАО "РЖД" утверждена Концепция эффективного использования и развития ж/д вокзалов Дирекции ж/д вокзалов до 2015 г. Цель - создание современной, развитой и эффективной вокзальной инфраструктуры на основе комплексного развития сети ж/д вокзалов и создания на базе существующих вокзалов многофункциональных транспортно-пересадочных узлов, которые объединят в себе несколько видов транспорта, что повысит качество обслуживания на вокзалах до уровня лучших мировых стандартов, обеспечит комплексную безопасность пассажиров и служащих вокзалов, снизит уровень террористических рисков, обеспечит безбарьерный доступ для маломобильных групп населения, повысит техническую и технологическую надежность, существенно повысит коммерческий и инвестиционный потенциал вокзалов. В 2009 г. утверждена Программа комплексной модернизации и развития ж/д вокзалов, определяющая очередность модернизации вокзальных комплексов. Проекты подразумевают не только реконструкцию существующих вокзалов, но и развитие прилегающих территорий, строительство новых объектов с развитой общественно-деловой функцией: офисов, гостиниц, парковок, остановок городского и междугороднего транспорта. Субъектам РФ и муниципальным образованиям предлагается передавать ОАО "РЖД" в долгосрочную аренду прилегающие к вокзалу площади. Это необходимо для обеспечения комплексной безопасности. В вопросе наведения порядка на вокзалах и привокзальных территориях необходимо единоначалие. Подготовили ОИС (обоснования инвестиций в строительство) по вокзалам, в том числе и в Твери. Программа модернизации и реконструкции предлагает условия, на которых регион, вложив средства, в дальнейшем может иметь дивиденды. На сегодняшний день подписаны соглашения с 12 субъектами и органами муниципальной власти о совместной реализации инвестиционных проектов, в том числе и с Тверской областью. К работам по проектированию РЖД привлекает французов (компания AREP - является разработчиком генерального плана Инновационного центра "Сколково") и россиян (архитектурная мастерская "Студия 44" - автор проекта вокзала "Олимпийский парк" в г.Сочи и вокзального комплекса "Ладожский").

Предполагалось, что на месте старого бетонного здания появится суперсовременное здание в стиле хай-тек. На Международной инвестиционной выставке, прошедшей во Франции в марте 2011 г., делегация Верхневолжья представила готовый проектобновленного вокзала. Проект составляли московские и французские проектировщики (архитектор Андреас Хейн), которые разработали всемирно известный Лионский вокзал в Париже. На разработку проектно-сметной документации РЖД выделило порядка 8 млн. руб. Проект - современный транспортно-пересадочный узел:протяженный конко́рс (распределительный зал для пассажиров), перекинутый над путями, с модернизированной вокзальной навигацией, переустройство двух пассажирских платформ, новое здание вокзала обеспечит прямой выход к новой и существующим платформам, облегчит связь между исторической частью города и противоположными районами. Общая площадь комплекса 54,5 тыс. кв.м., из них сам ж/д вокзал с конкорсом и автовокзалом11 тыс. кв.м., а 22 тыс. кв.м. - торгово-развлекательный центр. Около 800 парковочных мест во встроенном многоярусном (7-ми этажном) паркинге и 120 - на привокзальной площади. Красота? Да, но как отмечал замгубернатора К.Зуев, главная проблема здесь в отсутствии генплана Твери, на который еще в 2010 г. было выделено 60 млн. руб., а он до сих пор не разработан.

Проект был представлен руководству железной дороги и городским властям. Но, и те и другие посчитали, что он не попадает в историческую среду. Сейчас проект экстренно переделываютсилами столичных архитекторов. Неужели нельзя было определиться до конкурса и не тратить деньги на проект дважды?

В Твери к 2013 г. по плану завершится реконструкция старого вокзала. В начале 2012 г. станция Октябрьской ж/д получит 120 млн. руб. на реконструкцию вокзального комплекса. Часть этих денег уже предназначена для сноса советского здания. Первые 5 млн. уже осваивают: в старом – имперском – здании железнодорожного вокзала начался косметический ремонт. К началу 2013 г. объекту будет возвращен его исторический облик - будут произведены как фасадные работы, так и работы по восстановлению внутренней отделки. В частности, будет произведена реконструкция навесов и колонн, которые отсутствуют в данный момент в некоторых частях вокзала. Также в здании "старого" вокзала будет воссоздана "Императорская комната", функционировавшая во времена царской России для приема высоких особ. "Императорская комната" будет открыта для посещений в качестве музейного помещения. К обновлению “имперского” здания привлекают британский капитал: объект вошел в совместный пилотный проект с правительством Великобритании (подписан президентом “РЖД” В.Якуниным и министром торговли и инвестиций Великобритании Лордом Грином).

Что касается нового вокзала, то в 2011 г. уже начинались работы - 21 млн. руб. уже освоен. Дальнейшее развитие и финансирование проекта будет определено в 2012 г. на заседании инвестиционного комитета ОАО "РЖД".

Итак, что же нового будет на привокзальной площади?

Собор Александра Невского и фигура Городничего, которую установят рядом с храмом (храм и монумент возводят на частные пожертвования).

Некое новое современное здание вокзала расположится на месте парковки таксии старых билетный касс. Рядышком с ним расположится здание торгово-развлекательного комплекса(фуд-корты, рестораны быстрого питания с разнообразной кухней, многозальный кинотеатр, боулинг, кафе, салон красоты, парикмахерская и т. д.), обширная парковка. Обещано, что припарковаться можно будет и перед выходом на перрон. Про нынешнюю ситуацию с парковкой у ж/д вокзала см. статью "Кирпичем по..." (ссылка ниже).

Здание с башней снесут и, из окна поезда, остановившегося на станции, будет открываться вид на храм Александра Невского. Рынок "Локомотив" уберут, здесь будет сквер. Из плюсов (планируемых) — подземные переходы — (ул. Коминтерна / пр-т Чайковского).

Что еще нам обещано? Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) Сергей Абрамов:

"...с привокзальных площадей исчезнет беспорядочная уличная торговля, пассажиры смогут комфортно пересаживаться на необходимый вид транспорта, а также воспользоваться различными услугами, которые им будут предложены на территории вокзальных комплексов... целесообразно прекратить отношения с арендаторамина всех привокзальных территориях, а все постройки и сооружения ликвидировать. Ведение коммерческой деятельности у вокзалов следует ограничить автоматизированными (вендинговыми) аппаратами. Вместо палаток и киосков появятся цветочные клумбы, скамейки, дополнительные места для парковок, а пассажиров будут обслуживать цивилизованные сетевые компании внутри вокзалов. Всё это позволит перенаправить преимущественно неконтролируемые, так называемые теневые, денежные потоки в бюджеты различных уровней. Вокзал – привлекательный объект для сетевых компаний, так как создаёт возможности для развития торговли, общественного питания и иных видов предпринимательской деятельности. ... Уверен, что мы добьёмся того, что нелегальные автобусы исчезнут с привокзальных площадей." Что будет с автобусами "Тверь-Москва"? Пока не ясно. Необходимо помнить и об планируемом объединении ж/д и автовокзалов в одном комплексе. И что будет с нынешним автовокзалом? Далее.

"...Проект "РЖД-такси"- обеспечить прибывающим пассажирам комфортный и безопасный проезд до пункта назначения за адекватные деньги". Прощайте "бомбилы"? Ну это наверное "плюс". Но устранение всех прочих легальных такси от вокзала — это есть монополия "РЖД".

"...внедрение услуг "РЖД-сервис" - пассажиры смогут бронировать авиа- и железнодорожные билеты, ездить на экскурсии, получать доступ к компьютерам, а владельцы ноутбуков воспользуются услугой Wi-Fi. На вокзале можно также будет брать на прокат автомобиль, заказывать места в отелях, оформлять грузоперевозки. Пассажир также сможет воспользоваться переговорными комнатами в зданиях вокзалов для проведения деловых встреч, с возможностью приглашения при необходимости переводчика. Кроме того, можно будет заказать визитки и приобрести все необходимые канцелярские принадлежности". Если сказка станет былью, то это хорошо, но вопрос "А каковы будут цены на услуги?" Очень высокие! Здесь можно вспомнить цены в аэропортах. Почему? "Арендные ставки для торговых площадей должны быть предельными, т. е. находиться на грани готовности арендатора платить такие деньги, так как поток людей на вокзалах и платформах — это гарантированные доходы для ритейлеров" - из статьи "Оазис в потенциале" (см. ссылку ниже).

"...Объём требуемых инвестиций до 2015 г. составит более 28 млрд руб. Реализация проектов будет осуществляться за счёт средств компании, а также привлечённых дополнительных источников финансирования, включая бюджетные средства различного уровня. При этом доля привлечённых средств составит 70%. Привокзальные площади, находящиеся в ведении городских властей, будут переданы ОАО "РЖД" на правах аренды". И город более не хозяин этих территорий.

Для того, чтобы планы создания нового вокзального комплекса в Твери стали реальностью, администрация области и Управление регионального развития ищут российских и зарубежных инвесторов, в дополнение в финансированию со стороны "РЖД". Пока в инвесторах у "РЖД" только госструктуры, к примеру - ВЭБ (декабрь 2010 г. - Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между РЖД и ВЭБ по реализации инфраструктурных проектов в области модернизации железнодорожных вокзалов) и НПФ "Благосостояние", которое управляет пенсионными накоплениями сотрудников РЖД (НПФ "Благосостояние" создала СП для развития общепита на ж/д вокзалах).

Потенциальным инвесторам будет очень важно завладеть правом собственностина помещения в вокзалах, положение обыкновенных арендаторов их вряд ли устроит.

Дирекция ж/в просит правительство разрешить ей продать в частные рукивсе площади коммерческого назначения в зданиях вокзалов. Но не столько в существующих зданиях, сколько после их реконструкции. То есть снесут старый тверской вокзал, построят новый, ликвидируют привокзальный рынок - и появятся, вне всякого сомнения, дополнительные торговые и офисные площади, которые и будут реализованы инвесторам в зачет их участия в реконструкции...

Таковы планы. А ведь нас ждет ещё строительство нового ж/д вокзала Тверь 2 (Новая Тверь) будет между Тургиновским и Волоколамским шоссе в районе д.Аксинькино для высокоскоростной ж/д магистрали Москва-Питер. Что будет, скоро увидим...

P.S.: от 20 февраля

Не прошло и недели как появились новости про новый проект. Добавил фото и видео.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх