20 Апреля 24, 05:06
Блоги, Общество
08 Марта 2013, 09:32

«Пуговицы для города» (или «Зачем Твери общественный транспорт и как вынуть пробки»)

"У нас две проблемы: Миноборона и пуговица. Мы пуговицу найти можем? Чисто теоретически!? Можем. А с Минобороной мы ничего сделать не можем... Вывод? Надо искать пуговицу." (с) «День Радио»

В процессе обсуждения поста про современное состояние трамвайного движения в Перми у меня началась дискуссия с коллегой petruchcho. И этот пост будет неким развернутым ответом (опять «многабукв»), продолжением разговора о судьбе общественного транспорта в Твери, о борьбе с пробками и т.д. Если Вам, уважаемые читатели блога, есть что сказать по теме – рад выслушать критику и предложения.

Ну, давайте подробнее и по порядку. Общественный транспорт – его нормальное функционирование – один из элементов борьбы с пробками. Важный, но не единственный. Я это прекрасно осознаю. Для понимания, я сам - автомобилист. И последние лет 5 пользовался тверским общественным транспортом (далее - ОТ) раза два, а маршрутками раз 10. Хотя лет десять назад я активно пользовался и автобусами, и троллейбусами, изредка - трамваями. Но тогда маршрутная сеть Твери была шире, и ОТ ещё мог адекватно передвигаться по городу. Так что я не автоненавистник или трамваефил. И вообще - мне самому из всех видов ОТ больше нравится троллейбус. Все «прелести» передвижения по Твери на автомобиле ежедневно впитываю на личном примере – езжу и утром, и днем, и вечером. Я, как проклятый, вынужден мотаться по городу с утра до самого позднего вечера. Утром везу себя, жену, детей – на работу, в школу, в сад. С ОТ не связываюсь – ждать долго, нет прямых маршрутов, едет медленно, неудобный, а в маршрутки не влезь и просто страшно иной раз ехать и т.д. Вечером обратная история – всех везу домой. А ещё надо отвезти-привезти дочь с английского (она не может добраться на ОТ – нет прямых маршрутов), привезти-отвезти сына на курсы. Съездить к родне и т.д. Любая другая поездка (кино, цирк) – опять авто. Ну нет сейчас адекватной альтернативы по скорости, удобству и т.д.. Там, где ОТ стоит в пробке – привязанный маршрутом или проводами, я на автомобиле найду объезд. И в итоге ОТ для моей семьи просто умер. И так во многих семьях. Но как итог – город забит тысячами авто и сотнями маршруток, среди которых теряется немногочисленный ОТ.

Но при наличии адекватно работающего ОТ я мог бы реально снизить количество поездок на своем авто с 3-4-х до 1-2-х! Ниже я немного обрисую общее состояние дел. Оно всем известно, где неточности – поправьте.

Есть объективная реальность состояния автомобильного движения в Твери - чрезмерно низкая связность автомобильной дорожной сети.  Главные препятствия, разрезающие Тверь – это реки и железные дороги. Подробнее (со схемами) -  здесь. Проблемы есть во всех частях города – «бутылочные горлышки» на Санкт-петербургском шоссе (обещают в этом году решить вопрос с Красина!), пересечение пр.Калинина (пр.Ленина) с Октябрьской ж/д (путепровод на Комсомольской площади), развязки (съезды) с Южного путепровода и др. Но один из главных «больших узлов проблемы» - это Центр. Или наш «Золотой центр».

Мы имеем один основной узел пересечения реки Волга, которая  делит город напополам. Это два моста в центре. Восточный на ремонте (проезд ограничен), да и он тянет лишь 15-20% трафика через Волгу. Будет Западный мост, но в районе ж/д моста. Он разгрузит трафик  «Юность/Дальнее Заволжье – Пролетарский район». Но когда? Лет через 5. Не раньше (и ещё пока не 100% факт, что мост будет). В итоге имеем забитый автотрафиком центр города. Причем здесь ведь не только потоки в/из Заволжье. Через центр идет поток вдоль Волги (запад-восток). Альтернатива – это маршрут  «Дарвина-Спартака - пр.Калинина» или «Южный - б-р Профсоюзов – Комсомольская площадь». А это 2-хполосные дороги с ограниченной пропускной способностью. См. карту.

А на схеме пассажиропотоков четко виден «крест» пересечения максимальных пассажиропотоков именно  в центре Твери. Конечно, эта схема от2005 г. – и структура потоков несколько изменилась, но не принципиально. И суть проблемы – «широкие» потоки в «узком» центре – очень наглядна.

Причем основная масса неавтомобилистов едет на маршрутках. Вот прекрасная цитата (отсюда): «…невозможно охватить весь город маршрутами без пересадок. Однако именно этого пытаются добиться маршрутки с виляющими маршрутами, непременно проходящими через центр… Когда люди привыкают к маршруту (что уже произошло в Твери), то низкая вместимость используемых транспортных средств не позволяет удовлетворить возрастающий на него спрос. В час пик маршрутка забивается на конечной, и потом до центра практически бесполезно пытаться в неё втиснуться. Получается, что люди оказываются в безвыходном положении и начинают рисковать жизнью, передвигаясь стоя в «гробах на колёсах». Дальше происходит увеличение числа машин на маршруте. И в конечном итоге это неизбежно приводит к пробкам…» Тупик? Именно.

Значит перед городом стоит задача (одна из задач) - постараться максимально облегчить движение в Центре. Что мешает? Выделим две условные группы причин: 1. Дороги 2. Объем трафика. Что можно сделать?

  1. Дороги.

Мы можем построить два-три моста или расширить существующие? Нет. Можем в разы расширить дороги в историческом центре? Нет. Аксиома - «чем больше расширяешь городские автодороги, тем больше людей пересаживается на автомобили; чем больше людей пересаживается на автомобили, тем больше со временем им требуется дорог» (это уже усвоили города Европы и Америки). Тогда вспомним эпиграф. «…с Минобороной мы ничего сделать не можем... Вывод? Надо искать пуговицу». Значит, найдем «пуговицу» -  обеспечим беспрепятственное движение автотранспорта и общественного транспорта по всем имеющимся в наличии полосам. Но в центре крайние правые полосы магистральных и второстепенных улиц (а они так нужных нам для проезда!) забиты припаркованными автомобилями. Некоторые улицы с 2-хсторонним движением позволяют только поочередный проезд потока сначала в одну, потом в другую сторону из-за свободной только одной (!) полосы. Мы нашли нашу первую «пуговицу» - убрать припаркованные автомобили из центра. Как? О-о-о, это большая болезненная тема – ограничение парковки, платная парковка, и сеть периферийных (относительно центра) парковок с системой абонементной оплаты и системой льготных маршрутных автобусов для водителей «парковка-центр-парковка». Так есть предложения – «запретить парковку в правом ряду на магистральных улицах, имеющих две или менее двух полос для движения в одну сторону» (отсюда) (пример – ул. Советская) или «вообще на всех магистральных улицах вне зависимости от рядности» (отсюда). Первые предложения обсуждали здесь. И это надо ещё детально обсуждать и продумывать.

И уже совсем скоро мы сможем это сделать в новом проекте на ТИ@. Но реалии суровы – новых дорог в центре не будет, надо освободить имеющиеся для проезда. Точка. И это «кнут». А где же пряник?

Упорядочив правила парковки в Центре, мы сможем выделить упорядоченные зоны стоянки такси, что так же позволит добираться из/в Центр без личного автомобиля.

Далее, продолжаем подбирать пуговицы – оптимизация движения на перекрестках в Центре (и далее везде). Здесь у нас три ключевых перекрестка в Центре: 1. «Тверской проспект – ул. Советская», 2. «Тверской проспект – ул. Новоторжская», 3. «ул. Советская – Волжский проезд» (у «Химика»), и сложный перекресток на Речном 4. «ул. Горького - Комсомольский пр. – Туполева».

По первым двум перекресткам уже есть предложения по работе светофоров – советую всем посмотреть и если есть замечания и предложения, то высказаться здесь или в ЖЖ.

По Речному были интересные предложения на сайте «Регион69» в разделе «Конструктор», но теперь это убрано (ссылки нет, увы). Думаю, что у К.Карышева можно попросить поднять архивы и обсудить собранные на сайте «Регион69» наработки по перекрестку и светофорам, т.к. дело это благое и общее. В блоге NPC были предложения по организации движения на Речном. Если собрать ВСЕ старые и новее предложения, обсудить, добавить новые, и выработать некий итоговый приемлемый вариант, то с этим уже можно будет идти в тверское ГИБДД для конкретного разговора. Иначе никак – только совместно с сотрудниками ГИБДД, с их знаниями - мы сможем реально сдвинуть с места решение этих проблем.

Конечно, нельзя ограничиваться только Центром, иначе мы сместим место пробки на следующее проблемное место, но это уже следующие шаги. И решение вопроса Южного путепровода (вариант), и пл. Капошвара (вариант), на том же «Регионе69» обсуждали вопрос с остановками, пешеходными переходами и пешеходными светофорами на пл.Капошвара.

Проблем много, но по многим из них жители могут и должны предлагать решения – кому, как ни нам самим лучше видны эти проблемы!

  1. Объем автомобильного трафика.

А вот и следующая «пуговица» - если жителям затруднить поездки в центр на автомобиле,  ограничив парковку, мы обязаны предоставить им достойную альтернативу. Нормализуем работу общественного транспорта (ОТ) с дальнейшим его развитием. Он должен стать достойной альтернативой (и даже лучше) поездке на автомобиле – быстро, удобно, стабильно. И что гораздо важнее – ОТ должен стать достойным конкурентом стае маршруток. Если получится, то мы, тем самым, решаем и вторую проблему – снижаем трафик автомобилей, создав возможность жителям совершать поездки не на личном авто, а на ОТ.

Но здесь нужна именно сеть общественного транспорта, т.к. ни один из видов транспорта по существующей схеме (и схеме советских времен) не перекрывает все маршруты. Нужны и пункты пересадок между маршрутами (и видами ОТ), и ЕДИНАЯ СИСТЕМА общегородского общественного транспорта. Сейчас группой энтузиастов готовится пилотная программа по двум взаимодополняющим направления – борьба с пробками и нормализация работы общественного транспорта. Надеюсь, что скоро мы все сможет её обсудить на ТИ@. Вот лишь часть пунктов из программы по теме поста (ОТ):

объединение МУП "ГЭТ" и МУП "ПАТП" в единое муниципальное транспортное предприятие, например МУП "Тверской городской транспорт" (МУП "ТГТ") - единая диспетческая служба, пересмотр схем движения дублирующих маршрутов основных видов ОТ, создание единых проездных билетов на 3 вида транспорта, внедрение транспортных карт, разрешение бесплатной пересадки по транспортной карте в течение 60 минут, создание информационного ресурса МУП "ТГТ" в сети интернет, предоставление информации на сайте о текущем местоположении транспорта, изменение схем движения маршрутных такси, дублирующих двигающийся по выделенным полосам ОТ, с созданием ряда подвозящих маршрутов, определение стоимости проезда подвозящих маршрутов, снижение количества ведомственных парковок на общегородской УДС… и многое другое. Есть что обсудить.

Разумнее в решении проблем ОТ не устраивать масштабную революцию, а следовать постепенным (эволюционным) путем. И для этого взять за основу то, что город имеет сейчас. И трамваи, и троллейбусы, и автобусы. И никуда пока не деться от маршруток.

Но для начала нужно выбрать одну «простую» задачу по улучшению работы ОТ, реализовать её и показать жителям  на её примере все возможные плюсы. Опять вспомним схему пассажиропотоков и «крест» их пересечения в Центре. Здесь нужен первый пилотный нормально организованный и функционирующий пересадочный узел. Узел для ВСЕХ видов ОТ. Предлагая взять по одному маршруту каждого вида ОТ, который идет через этот узел (центр) и довести их до максимально возможного идеального состояния. Например: трамвай – маршрут №5 («ДСК-Заволжье-Центр-Вокзалы»), троллейбус – маршрут №4 («Первомайский-Пролетарка-Центр-Чайка») или маршрут №3 («Юность-Заволжье-Центр-Южный»), автобус – маршрут № 30 («Южный-Центр-«Юность») или №20 («Мигалово-Пролетарка-Центр-Гагарина» ).  

Задача: график (скорость движения) – обеспечить беспрепятственное движения по маршруту, комфорт и безопасность (состояние путей и дорог, подвижной состав), цена (единых проездные, бесплатная пересадка и др.). Подробнее - здесь. ОТ должен стать привлекательным транспортом для всех категорий горожан, а не только льготников. Перед тем, как на какой-либо улице (пример – Тверской пр., ул.Горького) создавать выделенную линию для трамвая, нужно освободить все имеющиеся полосы для движения автомобилей, упорядочив/запретив парковку, занимающую правый ряд.

Если получится сделать это «малое», то, взяв за основу этот костяк маршрутов, можно далее реорганизовывать и всю остальную сеть ОТ в Твери. 

Отдельная тема – остановочные пункты ОТ. Здесь надо проанализировать оптимальность расположения остановок (до/после перекрестка), организовать остановочные карманы, убрать объекты мелкорозничной торговли с остановок, заменив их нормальными павильонами.

С чего начать? С обсуждения. Именно поэтому сейчас на площадке ТИ@ и тверском ЖЖ (livejournal) началась дискуссия. Сразу отвечу на возможный вопрос «Что толку от этих разговоров и предложений? Это никто не будет делать!». Как это не удивительно, но будут. Кто? Городские власти Твери. Почему? Потому что иначе ТУПИК. И люди во власти это так же понимают (пусть пока и не все). Только надо нам самим, но всем ВМЕСТЕ подтолкнуть процесс в разумном направлении, которое мы можем выработать здесь, в дискуссиях на ТИ@. И это будет наше предложение по решению наших проблем в нашем городе.

Сейчас «Probok.net в Твери» дорабатывается первый комплексный проект по трамвайному маршруту №5, скоро он будет выложен на обсуждение. А вот, для примера, рассмотрим троллейбусный маршрут №3, т.к. его потенциальный пассажиропоток велик. Но помимо Центра (где можно освободить улицы от припаркованных авто), на этом маршруте в Заволжье проблема на Ленинградке, далее участок Волоколамки (и пробки на Южном путепроводе). К тому же ликвидировано движение троллейбуса по кольцу Можайского-Левитана-Королева-Гусева (из-за «лежачих полицейских»), а это почти половина Южного! Т.е. отрезали потенциальный пассажиропоток. Да, там есть пара автобусных маршрутов, и сотни маршруток… Так что проблем масса – и везде надо попробовать найти возможное решение. Надо разруливать пробку на пл. Конституции, разгрузить Санкт-петербургское шоссе – зам. главы обещали решить вопрос с Красина в этом году, часть трафика уйдет туда, и далее частично на Восточный (минуя Горького и Речной), частично опять упрется в мосты и Центр. Но будущий Западный мост возьмет на себя часть трафика, который сейчас идёт через Центр. Есть предложения? Дерзайте! Задумайтесь и пишите, рисуйте схемы.

Далее, ужесточением и введением новых административных законодательных мер на муниципальном уровне необходимо ограничить появление новых офисных и торговых площадей в Центре города. Хочешь строить? Обязать законом предусмотреть парковочные места  - подвал, первый этаж или на территории застройки, но не на прилегающей улице! Дорого? Стройте в другом месте. Так же стимулировать выведение уже имеющихся офисных и торговых площадей из Центра в новые «районные» центры («Южный», «Юность» и т.д.), выделив там продуманно участки и для них – некие торгово-офисные кластеры, по примеру промзон «Боровлево» и т.д. Т.е. уменьшить кол-во точек притяжения нетранзитного трафика в Центр. Этот пункт напрямую адресован депутатам городской думы.  

После окончания ремонта Восточного моста и открытия по нему движения грузового транспорта необходимо максимально ограничить движение грузового транспорта через центр.

И особенно важно принимать согласованные и долгосрочные решения. Вот например: в текущем году планируется осуществить капитальный ремонт ул. Орджоникидзе (от пл. Терешковой до пл. Гагарина). Ориентировочная стоимость работ – около 75 млн руб. Как сообщает депутат ТГД Локтев «начальник департамента по благоустройству и дорожному строительству Аракелов доложил о планах по капитальному ремонту улицы Орджоникидзе. Насколько я помню, ее безуспешно ремонтируют каждый год, зарывая под некачественный асфальт миллионы бюджетных денег. Так вот, нынче эти миллионы пойдут на демонтаж трамвайных путей! Хотели сделать это, ни с кем не согласовывая, под видом капитального ремонта улицы. Борис Арамович объяснял такое решение тем, что рельсы на этом участке в сторону площади Гагарина больше не нужны и трамваи здесь вряд ли будут ходить». (см. 4-й абзац снизу). А в техническом задании капитального ремонта Восточного моста сказано: … «устройство бесшпального бесстыкового трамвайного пути»… Тогда надо или на Орджоникидзе рельсы оставлять, или на Восточном мосту их не делать. Или-или.

На вечный вопрос про деньги есть ответ - «Найдём!». Было бы желание. Кстати, на ремонт дорог города Твери за 3 года (2010-2012) истрачено почти 2 млрд. руб.! Так что деньги-то есть, толку мало.

И в завершение несколько цифр. Итоги опроса на ТИА и на соседнем сайте.

Цифры пусть и не очень репрезентативны, но показательны.

Как видите, получается некая общая концепция - «борьба с пробками и реорганизация общественного транспорта». Но необходимо коллективное обсуждение и решение. Важны любые мнения! Иначе мы скоро не сможем ни ездить, ни ходить по городу.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх