Антимонопольная служба проанализировала цены на нефтепродукты в Тверском регионе

23 Марта 2009, 16:52

В России цены на нефтепродукты - свободные и не подлежат государственному регулированию, то есть ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

В соответствии со своими полномочиями на основании Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в процессы свободного рыночного ценообразования антимонопольная служба имеет право вмешаться только в следующих случаях:
1) если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50 % при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8 %;
2) если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;
3) если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен, и при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств вынести предписание о снижении цен и наложить на нарушителей «оборотные» штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (в Тверской области – Тверское УФАС России) осуществляют постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Так, ситуация с ценами на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в Тверской области, сложившаяся в конце 2008 г. – начале 2009 г., выглядит следующим образом.
В период падения мировых цен на нефть с августа 2008 г. по январь 2009 г. в регионах Российской Федерации происходило снижение оптовых и розничных цен на нефтепродукты. В Тверской области указанный процесс начался в октябре 2008 г., и в течение 4-го квартала 2008 г. цены на нефтепродукты в среднем снизились на бензин различных марок: оптовые - на 25 %, розничные - на 15 %; на дизельное топливо: оптовые - на 27 %, розничные - на 12,5 %.
Однако темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо в 4-м квартале 2008 г. существенно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. По данному факту Тверским УФАС России совместно с прокуратурой Тверской области была проведена проверка обоснованности установления розничных цен на нефтепродукты хозяйствующими субъектами, занимающими в совокупности доминирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов г. Твери и имеющие, таким образом, возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения нефтепродуктов на данном рынке, по результатам которой нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
Во второй половине января 2009 г. в значительной части субъектов Российской Федерации обозначился резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: дизельное топливо - на 23 %, бензин А-76 - на 37 %, бензин А-92 - на 57 %, бензин А-95 - на 14 %.
Однако в Тверской области не отмечено существенного роста цен в феврале 2009 г. – начале марта 2009 г. по сравнению с январем 2009 г., снижение оптовых и розничных цен на нефтепродукты в январе 2009 г. по сравнению с 4-м кварталом 2008 г. действительно замедлилось: в целом по всем видам нефтепродуктов снижение не превышало 2% - 3%.
По состоянию на 08.03.2009 г. средние розничные и оптовые цены на автомобильное топливо в Тверской области составили соответственно: на бензин АИ 76 – 15,73 руб./литр и 17281 руб./тн; на бензин АИ 92 (93) – 18,52 руб./литр и 18397 руб./тн; на бензин АИ 95 – 20,02 руб./литр и 20900 руб./тн; дизельное топливо – 18,95 руб./литр и 17653 руб./тн. Среднее снижение первой недели марта составило 2% - 4%.
Сравнительная характеристика уровня цен на нефтепродукты в Тверском и соседних регионах показала, что в силу сложившейся структуры оптового и розничного рынков установление цен на нефтепродукты в нашем регионе имеет определенные особенности:
- отсутствие на территории Тверской области нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ),
- многократная перепродажа товара от НПЗ до конечных потребителей – местных оптовых операторов и АЗС (по данным Тверского УФАС России, в цепочке поставки товара в регион насчитывается до 5 - 8 звеньев-перепродаж), что не запрещено законодательством, но приводит в конечном итоге к удорожанию товара.
Несмотря на то, что в Тверской области на топливном рынке присутствуют операторы, входящие в структуры крупнейших российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) - ЗАО «Ю-Тверь» (Роснефть), ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (Лу-койл), а также ООО СО «Тверьнефтепродукт» (Сургутнефтегаз), который в свою очередь включен в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по розничному обеспечению автомобильным бензином и дизельным топливом Тверской области, региональный розничный рынок автомобильного топлива (в совокупности по всем видам топлива) достаточно конкурентен по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Вместе с тем, в действиях участников регионального розничного рынка автомобильного топлива по установлению и поддержанию цен на бензин различных марок и дизельное топливо прослеживается определенная параллельность, особенно характерная для локальных рынков (в границах муниципальных образований), что может содержать признаки ценового сговора.
В настоящее время Тверским УФАС России проводится более детальное изучение действий операторов розничных рынков нефтепродуктов, характеризующихся высокой степенью рыночной концентрации, на предмет выявления нарушений законодательства о защите конкуренции по следующим направлениям:
- установление монопольно высоких цен на нефтепродукты в розничном звене в период с августа 2008 года по январь 2009 года (установление удельной розничной надбавки - розничной маржи как разницы между оптовой и розничной ценой литра топлива), когда розничные цены на бензин и дизельное топливо не соответствовали уровню оптовых (закупочных) цен, что может привести к необоснованно высокой доходности в сфере розничной реализации;
- установление ценовых сговоров