Психиатрическая больница имени Литвинова пытается отсудить у Газпромбанка 207,9 миллиона рублей

21 Мая 2009, 10:08

Девятый арбитражный апелляционный суд в среду подтвердил право психиатрической больницы в Твери требовать у Газпромбанка возмещения свыше 200 миллионов рублей убытков, причиненных хищением акций "Газпрома" в тверском депозитарии "Корона плюс", пишет в четверг газета "Коммерсант" .

По информации издания, суд оставил без изменений решение, вынесенное 20 марта арбитражным судом Москвы по делу о взыскании с Газпромбанка убытков за 1 миллион 165,5 тысячи акций "Газпрома", приобретенных на ваучеры пациентов психиатрической больницы № 1 в Твери. По состоянию на среду, спорный пакет акций оценивался в 207,9 миллиона рублей.

Газета напоминает, что речь идет об убытках за наиболее крупный пакет акций "Газпрома" из 7,5 миллиона, которые были похищены в 1997 году в тверском депозитарии "Корона плюс". Договор с ним заключил Газпромбанк, депозитарий "Газпрома". Суд в Твери 1 июня 2004 года признал виновными в хищении двух сотрудников "Короны плюс", но в приговоре прозвучало, что Газпромбанк не обеспечил должного контроля над ее деятельностью. После этого потерпевшие граждане начали подавать в арбитражный суд Москвы иски к Газпромбанку, требуя возмещения убытков за акции. Основную часть исков суды удовлетворили. Но дело об акциях, приобретенных на 555 ваучеров пациентов тверской психиатрической больницы, суды пока не смогли решить.

ТИА уже писало, что Валерий Бабанов, являясь главврачом лечебного учреждения в 1994 году, приобрел за 555 ваучеров своих пациентов 1 165 500 акций "Газпрома". Согласно пункту 2 статьи 29 Гражданского кодекса, сделки от имени граждан, признанных недееспособными, совершаются их опекунами, в данном случае больницей.
6 мая 1995 года между Бабановым и ЗАО Депозит-трастовая компания (ДТК) "Корона Плюс" был заключен договор депонирования ценных бумаг. Акции были размещены в депозитарии ДТК "Корона Плюс" на личном счете врача, однако впоследствии средства были списаны без поручения Бабанова. Действия ДТК в 2004 году были признаны Московским районным судом Твери незаконными.
В 2007 году, за три дня до окончания срока давности по этому делу, Бабанов заключил договор об уступке права требования с психиатрической больницей. Теперь от имени пациентов в суде выступает лечебное учреждение, а не врач. Законность этого документа, на основании которого больница обратилась в арбитражный суд, является предметом разбирательства по иску "Газпромбанка".


Арбитражный суд Москвы 20 марта признал договор о передаче прав больнице недействительным, формально удовлетворив иск Газпромбанка. Но Газпромбанк это решение обжаловал. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы выяснилось, что решение суда, по сути, оказалось в пользу больницы. Из мотивировочной части решения следует, что больница может требовать с Газпромбанка возмещения убытков без всякого договора с бывшим главврачом: все права по-прежнему принадлежат пациентам, а больница является их опекуном и законным представителем. По мнению суда, Бабанов хоть и открыл личный счет в депозитарии, но собственниками акций оставались пациенты.

Представитель больницы в суде с таким решением согласился. Заместитель начальника департамента по информационной политике Газпромбанка Ольга Хроленко воздержалась от комментариев.

Недавно Газпромбанк обратился в Конституционный суд (КС) с жалобой на неправильное исчисление срока исковой давности: Газпромбанк настаивает, что срок исковой давности по делам, связанным с хищением в "Короне плюс", истек, но президиум ВАС эту позицию не поддержал. Обращение Газпромбанка в КС может серьезно повлиять на ситуацию и даже предрешить исход дела.