В Тверской картинной галерее представлены офорты маркизы де Помпадур

06 Июля 2009, 14:31

В эти дни в Тверской областной картинной галерее проходит выставка западноевропейской гравюры из фондов галереи - "Подруга муз". На ней представлены листы из серии офортов, гравированных маркизой де Помпадур (1721 - 1764) – «самой блестящей, талантливой и безнравственной из всех фавориток французских королей».

Жанна-Антуанетта де Пуассон – мадам де Этуаль стала фавориткой короля Людовика XV в 1745 году. Она на протяжении почти 20 лет фактически управляла государством, влияя на все сферы жизни королевства: внутреннюю и внешнюю политику, экономику, военное дело, судебную и налоговую системы, образование. От неё зависели не только судьбы людей, но и целых государств. В частности, некоторые историки считают причиной начала Семилетней войны политическую деятельность маркизы.

Но маркиза обладала не только немалыми политическими амбициями, сильной волей и кипучей энергией. Она была наделена также и изысканным вкусом и тонким умом. Ее вклад в развитие культуры Франции, да и Европы в целом, трудно переоценить. Широко известны влияние маркизы де Помпадур на моду того времени и ее «изобретения» в этой области. Но не только мода, а и расцвет французского рококо, называемого иногда «стилем Помпадур», и становление французского неоклассицизма связаны с ее именем.

Можно также сказать, что она стояла и у истоков французского просвещения, поддерживая философов, писателей, ученых, художников. Благодаря ей осуществлялся знаменитый проект «Энциклопедии». Своими заказами она способствовала созданию шедевров архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Да и сама маркиза де Помпадур обладала многими талантами: играла на различных музыкальных инструментах, пела, блистала на театральной сцене, занималась живописью, рисовала.


В 1750-х годах она задумала и сама исполнила сюиту офортов, листы из которой представлены в настоящей экспозиции. Они воспроизводят чудесные геммы (резной камень с выпуклым или углублённым изображением), выполненные из полудрагоценных камней придворным резчиком короля Людовика XV Жаком Гюэ (1711 - 1793). Причем их сюжеты (программы) были составлены, скорее всего, самой маркизой де Помпадур. Подготовительные рисунки для офортов были сделаны любимыми художниками маркизы - Франсуа Буше (1703-1770) и Жозе фон Мари Вьеном (1716 - 1809).


Созданные на «излете» стиля рококо, эти офорты сочетают символические сюжеты (в основном это аллегории любви, дружбы, различных искусств и ремесел, военных триумфов) со строгими, четкими, чистыми неоклассицистическими формами и являются яркими и характерными образцами французской гравюры середины XVIII века.