1 октября 2009 федеральный судья Кимрского городского суда Тверской области Аксенов С.Б. огласил приговор по уголовному делу гражданина А. Он обвиняется по ст.263 ч.2 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»), по ст.125 УК РФ («Оставление в опасности»).
Также по этому делу проходит гражданин Л., обвиняемый по ст.268 ч.2 УК РФ («Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта») и ст.125 УК РФ.
Уголовное дело было возбуждено тверским межрайонным транспортным прокурором ещё 9 июля 2006 года по факту авиакатастрофы самолета-амфибии «Корвет-К». При выполнении посадки на воду в акватории реки Волга самолет носовой частью столкнулся с водной поверхностью, произошло его капотирование (переворачивание) и разрушение. Пилот А. и пассажир Л. получили травмы, 15-летний пассажир погиб.
Предварительным следствием было установлено, что обвиняемый А. - командир воздушного судна (КВС) - в нарушение действующих авиационных норм и правил в тренировочный полет взял на борт пассажиров. Во время полёта он допустил к управлению гидросамолетом, оборудованным сдвоенной системой управления, пассажира Л., который является профессиональным пилотом-инструктором, но не имеет допуска к управлению данным типом самолета.
При заходе на посадку на водную поверхность р. Волга в г. Кимры были нарушены требования эксплуатации самолета, в том числе не убрали шасси, в результате допущенных ошибок самолет опрокинулся и разрушился. Пилот и пассажир Л. в момент разрушения кабины вылетели из самолета, оказавшись в воде в непосредственной близости от потерпевшего крушение гидроплана, а 15-летний подросток, который находился на багажно-пассажирском месте, пристегнутый ремнем безопасности, остался в перевернутом разрушенном самолете и захлебнулся.
Сразу же после крушения гидросамолета на помощь бросились люди, которые отдыхали на берегу реки в выходной день. Несомненно, что счет шел даже не на минуты, а на секунды, и первая помощь должна была оказываться выжившими профессиональными пилотами А. и Л., которые знали конструкцию воздушного судна. Однако ими никаких попыток к спасению утопающего юноши в первые минуты после падения самолета предпринято не было.
Мужчины с берега, подплывшие к месту падения самолета, пытались нырять, чтобы спасти человека, но пилоты даже не сказали им, что пассажир пристегнут. Об этом стало известно только после того, как разрушенный самолет вытащили на берег. Попытки спасти молодого человека закончились безуспешно, но все же надо отдать должное этим смелым людям, которые не побоялись нырять среди обломков самолета, пытаясь во что бы то ни стало спасти молодого человека.
Среди летчиков бытует такое выражение: в авиации все правила написаны кровью. Невыполнение требований руководящих документов, регламентирующих обеспечение безопасности полетов, приводит к тяжким последствиям, в том числе и к гибели людей.
В ходе судебного следствия вина командира воздушного судна А. и пассажира Л. в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, что повлекло по неосторожности смерть человека, была доказана в полностью, в том числе и проведенной по делу авиационно-технической экспертизой.
При назначении наказания суд учел позицию государственного обвинителя, мнение потерпевших - родителей погибшего юноши, которые настаивали на строгом наказании для подсудимых, и вынес обвинительный приговор по делу с назначением основного наказания А. и Л. в виде 4 лет лишения свободы в колонии-поселения и дополнительного наказания - лишение права заниматься летной деятельностью сроком на 2 года.
Необходимо отметить, что это первый судебный процесс в Тверской области, по результатам которого к уголовной ответственности привлечен не только пилот - командир воздушного судна, но и пассажир.
По материалам Тверской межрайонной транспортной прокуратуры.