Накануне Пасхи в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра открывается выставка художницы, чье имя Габриэль в переводе с древнееврейского означает «Бог – моя сила». По мнению всех, кто был знаком с Габриэль Николаевной Белоярцевой-Вайсберг, эта удивительная «солнечная» женщина была действительно одарена божественным даром - непреходящей любовью к жизни и несгибаемым оптимизмом.
- Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит, - эти слова принадлежат Василию Дмитриевичу Поленову – человеку с глубокой гражданской позицией и замечательному художнику, на долю которого выпало немало жизненных тягот и испытаний. Неудивительно, что люди по прежнему продолжают обращаться «в поисках радости» к искусству с надеждой на душевное очищение и возвышение над серостью будней.
Таким щедрым глотком «свежего воздуха» для всех тверичан несомненно станет выставка работ Габриэль Николаевны Белоярцевой-Вайсберг. Прожив 90 с лишним лет, она стала свидетельницей и участницей многих исторических событий, происходивших в России в ХХ столетии. Родилась Габриэль в Москве в 1908 г. Всеобщая постреволюционная эйфория от творческой свободы и желание рисовать привели ее в классы знаменитого ВХУТЕИНа, где преподавал основоположник ОСТа Давид Петрович Штеренберг. Он становится одним из первых ее учителей. Габриэль навсегда усвоила уроки талантливейшего художника и педагога, которого «всегда волновала предметная суть бытия, бесконечное многообразие материи». Автор знаменитого «Натюрморта с селедкой», где предельное упрощение предмета становится обратной стороной изысканности, Штеренберг и своим ученикам прививает любовь к этому жанру. В эпоху борьбы с формализмом художник был отстранен от преподавания, но привитая им «взволнованность» творчества остается характерной чертой всех произведений Белоярцевой-Вайсберг.
Огромная жизненная энергия, нежелание следовать штампам, которые диктовались соцреализмом, заставляли художницу искать новые формы, направления, стили, а порой и переходить к другому виду изобразительного искусства: от живописи к скульптуре (в том числе монументальной), от керамики к акварели. Переменчивой была и сама жизнь художницы. Вместе со своим мужем-металлургом ей приходилось часто менять места жительства и работы: Магнитогорск, Сталинск (сейчас Новокузнецк), Нижний Тагил, и, наконец, в 1958 г. возвращение в родную Москву.
В противовес трагическим событиям, происходившим в стране в это время – войны, сталинские репрессии, гонения деятелей культуры - ее творчество, реалистическое по своей основе, все больше обретало поэтические и даже несколько фантастические черты. Тем не менее, любая работа Белоярцевой-Вайсберг, будь то акварель или керамика, монументальная скульптура или живопись, наполнены необыкновенной любовью к жизни, восторженным отношением к окружающему миру. На выставке, которая продлится до 10 мая, представлено несколько произведений декоративно-прикладного искусства и более 30 живописных и графических работ художницы, выполненных в 40-80 годы прошлого столетия