После нескольких месяцев адской подготовки в учебке призывники попадают в горнило афганской кампании. Бойцы получают задание: занять высоту и держать ее до прохождения колонны. Это краткий сюжет известного фильма "9 рота". Депутат Тверской городской Думы Дмитрий Юрьевич Лисичкин – один из героев этого сюжета… Только не сюжета фильма, а сюжета страшной, кровавой войны в Афганистане и операции "Магистраль", о которой рассказывается в кино. Тверское информационное агентство продолжает рубрику "Портрет депутата Тверской городской Думы".
Дмитрий Лисичкин родился 13 сентября 1968 года в Твери (тогда Калинине) в семье трудовой интеллигенции. Мать работала инженером-технологом, отец преподавал в Калининском политехническом университете.
- Я родился в пятницу, 13-го, в високосный год. Число 13 так и идет со мной по жизни, для меня оно счастливое. Учился в 39-й школе, круглым отличником не был, но и в троечниках не ходил. Кроме того, учился в музыкальной школе и успешно закончил ее по классу баяна. Второй инструмент, который освоил в школе, - фортепиано. Дома сам научился играть на гитаре. Конечно, сейчас баян и фортепиано уже позабыты, а вот на гитаре играю до сих пор, - признался Дмитрий Лисичкин.
Причем музыка была далеко не единственным увлечением. Еще в школе Дмитрий начал заниматься боксом и рукопашным боем. Этими видами спорта он занимался до 1994 года. После школы будущий депутат, а тогда простой тверской парень, пошел учиться в 16-е училище, которое обеспечивало кадрами Тверской экскаваторный завод. Получил рабочую специальность - слесарь-монтажник, после чего свои умения стал применять на экскаваторном заводе.
Далее все произошло, как в старом добром советском кино. Он рабочий, передовик производства, пример остальным. Она – повариха. (Помните фильм "Девчата"?) То ли с первой ложки, то ли с первого взгляда они влюбились друг в друга – крепко-накрепко и на всю жизнь.
- С Леной мы вместе уже 25-й год. У нас взрослый сын Артем, он учится в Сахаровской сельскохозяйственной академии, и дочка Карина – старшеклассница. Увиделись с женой в нашей заводской столовой. Подружились на демонстрации 7 ноября 1985 года. Стали встречаться. Через год меня забрали в армию. Лена ждала. Писала письма. Даже приезжала ко мне, когда я еще был в учебке. Когда вернулся, мы поженились. Кстати, заявление подали 13-го числа. А через 9 месяцев у нас появился первенец.
Елена проложила путь к сердцу Дмитрия старым проверенным методом и своими золотыми руками.
- Я очень люблю жареную картошку и селедку под шубой. А жена у меня очень вкусно готовит все, в том числе и эти мои любимые блюда. Никакие ресторанные кушанья не сравнятся с ее стряпней.
В 1986 году Дмитрия Лисичкина призвали. В военном билете написали: годен для прохождения службы в Воздушно-десантных войсках, в команде "20 А", той, которую готовили для войны в Афганистане. Может, тогда эта запись прозвучала для юного призывника как приговор. Но теперь те полтора года Афгана он вспоминает как лучшие годы жизни.
- Это сложно понять тому, кто не воевал. О войне вообще сложно рассказывать тем, кто от нее далек. Я тогда, на войне, четко знал и понимал, что я делаю и для чего.
В 1986 году Дмитрий Лисичкин начал срочную службу в 387-м парашютно-десантном полку в Фергане, в Узбекистане. Это были полгода учебки – подготовка к войне.
- Солдат войну не выбирает, нас никто не спрашивал, хотим ли мы в Афганистан. Написали в билете, что я годен к войне. После учебки были 1,5 года в Афганистане. В Афганистан меня направили 13-го числа, и 13-го нас вывели из Афганистана.
Дмитрий Лисичкин командовал отделением разведроты отдельной гвардейской 56-й десантно-штурмовой бригады. Потом был исполняющим обязанности старшины роты. В его подчинении и под его ответственностью находилось 46 солдат. Задачей командира и других бойцов было уничтожение бандформирований и караванов, везущих оружие, наркотики, боеприпасы. Он участвовал во многих знаковых операциях, в том числе и той, которая рассказана Федором Бондарчуком в "9 роте".
- Эта была операция под кодовым названием "Магистраль". Округ Хост был заблокирован, местные жители умирали от голода, там не было ни лекарств, ни оружия. Перед нами стояла задача провести 147 колонн в Хост, то есть нужно было очистить дорогу от мятежников. Все было заминировано. Каждая высота была блокирована моджахедами, а потому каждая высота бралась с боем. Высота 3445 совсем рядом с той, из фильма. Здесь, на этой высоте, мы встретились с арабскими моджахедами из "Черного аиста", одним из полевых командиров которых тогда был Бен Ладан. Высота была взята, дорогу очистили, в Хост удалось пройти.
В 1988 году, 13-го числа, Дмитрий Лисичкин был награжден орденом Красной Звезды. Всего он имеет около 30 наград, среди них – медаль за отвагу, медаль за отличие в воинской службе. Но не медали больше всего напоминают о войне. Погибшие друзья никогда не дадут забыть те полтора года.
- Было ли страшно? Конечно, было. Но страх пропадает тогда, когда видишь, как товарищи гибнут. Страх перерождается в злобу и ненависть. Помню первую операцию – мы столкнулись с душманами. Впервые над головой свистели пули. Про солдат говорят "он обстрелянный", значит, уже понюхал пороху. К войне постепенно привыкаешь. Война становится тяжелой, кропотливой работой.
Сам Дмитрий Юрьевич ни разу не был ранен, но был контужен. Его БМП подорвалась на фугасе. На вопрос журналиста: "В каком городе или стране вам бы хотелось побывать?" - Дмитрий Лисичкин ответил: "В Афганистане. Хотелось бы снова пройти по тем местам, где тогда воевали. Но и сегодня туда не так просто попасть…"
Отслужив, Дмитрий вернулся на родной экскаваторный завод. Здесь создал и возглавил Совет воинов-афганцев. В 1996 году ушел с завода, стал работать в некоммерческом объединении "Охрана окружающей природной среды". В 2003 году перешел в организацию инвалидов войны в Афганистане. В 2005 году возглавил городское отделение Российского союза ветеранов Афганистана. С ноября 2006 года руководит Тверским областным отделением Всероссийской общественной организацией ветеранов "Боевое братство".
Дмитрий Лисичкин избирался в Тверскую городскую Думу по спискам партии "Единая Россия". В 2007 году он был сопредседателем тверского оргкомитета движения в поддержку Путина, потом организовывал в Твери Всероссийский форум в поддержку Путина. Эти события и подтолкнули его вступить в партию.
- В 2008 году члены организации "Боевое братство" предложили мне избираться в депутаты Думы. Я подумал и согласился. Большой опыт общественной работы и жизненный опыт дают мне возможность и право занимать этот пост.
Помимо депутатства и работы в "Боевом братстве", Дмитрий Лисичкин сейчас учится на 2-м курсе Северо-Западной Академии государственной службы на специальности "Государственное и муниципальное управление". Отвечая на самые разные вопросы журналиста, Дмитрий Лисичкин рассказал, что любит рыбалку, хотя и давно там не был. У него даже есть маленькая мечта: порыбачить, поесть ухи, сваренной на костре, а потом выспаться в палатке. Охоту не любит, уже настрелялся за свою жизнь.
Верит ли в Бога, с уверенностью не сказал. Верит в судьбу и в особую небесную силу. Но сам крещеный. После Афганистана были проблемы со здоровьем, врачи посоветовали обратиться в церковь - помогло. Крестился в храме Казанской иконы Божией Матери во Власьево (под Тверью), с тех пор на груди носит и крестик, и иконку Казанской Божией Матери.
В юношестве читал очень много, сейчас меньше. Из юношеских привычек и увлечений не забросил гитару. По-прежнему, когда душа поет, любит взять ее в руки, чтобы спеть любимые песни. Одна из них песня Трофима "Вне закона":
Запылился на полке парадный мундир,
Точит моль золотые погоны,
Нам досталась судьба защищать этот мир
Вне закона, вне закона,
Нынче древнее зло не боится креста,
Беспредел примеряет корону,
Значит, каждый, в ком совесть поныне чиста,
Вне закона, вне закона.
На паркетных фронтах генералов не счесть,
Но в связи с театральным сезоном
В новой драме страны офицерская честь
Вне закона, вне закона…