Экипаж яхты "Апостол Андрей" покинул Землю Франца Иосифа

25 Августа 2011, 14:31

Экипаж «Апостола Андрея» завершил своё исследование Земли Франца Иосифа или архипелага из 198 островов. После изысканий у Гогенлоэ и Рудольфа яхта направилась к островам Чампа и Хейса, где морякам удалось насладиться редким природными явлением - сферолитами и побывать в гостях на единственной действующей на ЗФИ полярной станции. С погодой, по признанию капитана Николая Литау, «апостольцам» повезло.
  
Из дневника капитана:


«Солнечная и тихая погода продержалась до конца нашего пребывания на ЗФИ, радуя экипаж…После изысканий у Гогенлоэ мы отправились в центр архипелага к островам Чампа и Хейса, расположенных в проливе Маркема в 10 милях друг от друга.

На Чампе хотелось увидеть удивительное явление природы: сферолиты – камни из песчаника правильной сферической формы, размером от горошины до «шарика» в два человеческих роста. Но меня больше впечатлил не самый крупный шар, а несколько меньших его братьев, разбросанных по склону горы и погруженных наполовину в грунт...
 


На острове Хейса находится единственная на сегодня на Земле Франца-Иосифа полярная станция – шесть человек. А в годы расцвета это был посёлок «Дружный» и проживало в нём до 300 человек. Жизнь бурлила! С Хейса вертолёты перевозили полярников на другие острова и станции. На остров летал с материка чуть ли не регулярный рейс.

Один такой самолёт мы видели на берегу пролива – не дотянул до посадочной полосы, как не дотянуло до нашего времени былое…

Задерживаться в гостях не стали. Пообщались, посмотрели старые фотографии, поставили штампы на конверты, которыми нас щедро снабдили друзья-филателисты, прогулялись по пустому посёлку, заглянув в оставленную библиотеку. Нужно было двигаться дальше…


Следующим пунктом нашей программы был намечен мыс Тегетхофф. Очень живописное место, которое стоило посетить. Знаменателен он тем, что именно с него началось открытие ЗФИ. Сюда в 1873 году дрейфующими льдами принесло парусно-паровоую шхуну «Адмирал Тегетгофф» австрийской экспедиции Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта. Неизвестный доселе архипелаг был назван именем австро-венгерского императора. Всю ночь «Апостол» лавировал между льдинами, пробивал перемычки, обходил небольшие ледовые поля. К утру вышли на юг архипелага, к Баренцеву морю. До Тегетхоффа оставалось 25 миль, но путь нам преградили сплочённые льды и мы с сожалением повернули обратно – вновь через льды и перемычки в бухту Тихую.

Бухта на сей раз была действительно тихой, льдины таскало туда и обратно приливными течениями. Напротив станции на отмель сел айсберг, как будто специально для нашей швартовки. С берега потянуло дымком – ребята, увидев нас, затопили баню. Пока мы распихивали льдины, швартовались, спускали тузик, банька поспела, а вместе с ней и прощальный ужин.

И был он тёплый и дружественный, и было много разговоров, и обмен впечатлениями. В наше отсутствие станцию посетил белый медведь. И не просто посетил, а совершил нападение – услышав голос, бросился на окно. Нам показали следы его когтей на брёвнах стены. Впечатляет… Ни выстрелы из ружья резиновыми пулями, ни картечь не остановили косолапого. Отступил он только после того, когда ему в грудь метров с четырёх разрядили ракетницу, отчего у него на манишке задымилась шерсть.

На следующее утро вновь была стрельба ракетами – прощальный обмен салютами. Мы покидали архипелаг 198-ми островов с некоторой грустью, очарованные дикой и суровой красотой этой Земли…

По материалам сайта www.litau.ru