13 сентября в Тверском областном суде продолжилось рассмотрение по существу дела о крушении «Невского экспресса». Вчера, 12 сентября, и сегодня на заседании идет допрос потерпевших. Никто из обвиняемых свою вину не признает. Адвокаты считают, что неопровержимых доказательств, достаточных для вынесения приговора, нет. Следы гексогена на одежде подсудимых - недостаточное доказательство.
Всего на скамье подсудимых 10 человек, все они уроженцы Ингушетии: девять братьев Картоевых и Зелимхан Аушев. Четверо из них обвиняются по статьям «Террористический акт», «Убийство», «Покушение на убийство» и ряду других статей. Материалы дела по «Невскому экспрессу» составляют более 100 томов, 30 из которых - обвинительное заключение. Потерпевшими признаны более 240 человек. В ходе слушаний планируется допросить около 50 свидетелей. 12 сентября допросили 8 человек.
Напомним, скорый поезд № 166 Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение в ноябре 2009 года на границе Новгородской и Тверской областей, в катастрофе погибли 27 человек (позже скончался еще один), более 130 были ранены. Кроме того, ОАО РЖД был причинен значительный ущерб - 187 млн руб. Как было установлено следствием, поезд сошел с рельсов из-за сработавшего взрывного устройства, которое было заложено на путях.
Заседание проходит в закрытом режиме. Журналисты могут пообщаться с участниками процесса только до заседания и во время перерывов. Обвиняемые в зале заседания находятся в специальной, отгороженной от зала камере. От фотоаппаратов они лица не прячут, даже наоборот. «Фотографируйте, фотографируйте нас, мы простые мирные жители», - заявили подсудимые корреспонденту ТИА. В перерыве слушаний Сергей Голубев, адвокат одного из братьев Картоевых – Картоева Тархана, высказал свою позицию по этому делу:
- Прежде всего хочу извиниться перед всеми потерпевшими, если вдруг они в словах адвокатов услышат резкие высказывания, неприятные для них. Произошедшее – трагедия для всех. Адвокаты не защищают преступников, мы даем доступ для осуществления правосудия своим подзащитным. Дело в том, что приговор должен быть построен на неопровержимых доказательствах. Сомнения не должно оставаться. По моему мнению, исполнители этого террористического акта убиты при войсковой операции. Семья Картоевых – все обвиняемые братья, жили в одном доме в Ингушетии, на ул. Картоева. На их одежде были обнаружены совсем незначительные следы гексогена. Я не считаю это достаточным доказательством вины.
Один из потерпевших, Вячеслав Юрьевич Челпанов, рассказал корреспонденту ТИА, как два года назад он выжил в этом теракте.
- Я тогда часто бывал в командировках. В тот раз тоже ехал из Москвы домой, в Санкт-Петербург. Билет купил заранее, ехал один. Это был последний, сидячий вагон, мое место – 60-е, в самом начале вагона, ехал спиной вперед. Когда все произошло, я не спал – смотрел кино по ноутбуку. Вдруг почувствовал, что вагон трясет, вещи стали падать с полок. Потерял сознание, очнулся, когда уже все произошло, я лежал на куче из людей и вещей, в крови. У меня были множественные ссадины, сломан палец, но в целом не так все плохо. Когда очнулся, то сразу позвонил жене.
Вячеслав вспоминает, что всю дорогу его мучило какое-то тревожное чувство. Проехав Тверь, он почему-то достал из сумки телефон и паспорт и положил их в нагрудный карман пиджака. А после Бологого случилась катастрофа, самые необходимые вещи остались с Вячеславом.
- Считаю, что родился в рубашке. Но теперь больше поездом не езжу, как-то не хочется больше в поезд. Вот и на суд приехал из Санкт-Петербурга на автомобиле.