21 сентября на конференции регионального отделения партии «Правое дело» областной политсовет выразил недоверие федеральному политсовету партии и сложил с себя полномочия. В Тверской области у этой партии больше нет ни лидера, ни политического совета. О том, как проходил съезд «Правого дела» 14-15 сентября в Москве, 21 сентября на партийной конференции, а затем на пресс-конференции рассказал бывший руководитель регионального отделения партии Владимир Орехов.
- Сегодня на эту конференцию я приглашен как гость. Я написал заявление и вышел из партии. Но так как я был вами делегирован на съезд партии, хочу рассказать, что там все-таки произошло на самом деле.
В первый день работы съезда мы зарегистрировались и сдали протоколы, подтверждающие наши полномочия. От каждого субъекта федерации, не зависимо от численности населения этого субъекта, на съезд было выдвинуто по одному делегату. Всего должно было быть 80 делегатов и 12 членов федерального политического совета, то есть 92 участника съезда.
Уже в зале съезда нам сказали, что Михаил Прохоров не приедет, просит открытие съезда перенести на следующий день, а делегатам предлагает (как это и планировалось изначально) заняться техническими вопросами: нам нужно было сверить много документов, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты ГосДумы, а также в секциях обсудить подготовку к агитационной предвыборной кампании.
Позже появляется председатель исполкома партии Андрей Дунаев и предлагает нам открыть съезд и избрать мандатную и счетную комиссии, все это якобы для того, чтобы на следующий день было больше времени для непосредственной работы съезда. Так все и сделали. Быстро избрали мандатную комиссию, она удалилась и началась непонятная нервозность. Некоторые делегаты захотели посмотреть, как эта комиссия работает, по Уставу партии это не запрещено, но к комиссии делегатов не пустили.
Где-то через час-полтора появляется мандатная комиссия, которая зачитывает 2 протокола. Первый, об избрании председателя и секретаря счетной и мандатной комиссий. Второй – подтверждающий полномочия делегатов съезда в количестве 92 человек. Мы подтвердили. Председателем счетной комиссии выбрали Андрея Богданова, того самого, который вместе с Дмитрием Медведевым и Геннадием Зюгановым шел на выборы президента. Андрей Богданов нам сообщает, что, мол, из некоторых регионов поступили двойные протоколы, мандатная комиссия так долго совещалась, так как выясняла, какие протоколы настоящие. И выяснила… «Огласите весь список», попросили собравшиеся делегаты. Оглашает, оказалось, что 21 делегат – 21 руководитель региональных отделений партии - себя в этом списке не находят. Не оказалось там моей фамилии. Вместо меня Тверскую область представлял некий Александр Богданов (как позже выяснилось, брат Андрея Богданова).
Я обратился к съезду и попросил этого делегата показаться, хотел посмотреть на него, кто он такой. Ответа не было. Ушел от разговора и Андрей Богданов – просто убежал из зала. Я подошел к Дунаеву, а он мне: «Все вопросы к съезду, решение вы приняли. Кому не нравится - судитесь», и тоже исчез. Мы – ставшие «неделегатами» – вышли из здания и выяснили, что мы вообще туристы в Москве, и на съезд 15 сентября мы прийти не можем. Мы сдали протоколы, подтверждающие наши полномочия, и теперь у нас нет возможности попасть на съезд.
Вечером всех таких «неделегатов» пригласил к себе Михаил Прохоров и сказал, что все произошедшее – это бардак, который будет устранен и на следующий день съезд пройдет и пройдет с настоящими делегатами. Михаил Прохоров также сказал, что будет лично встречать нас внизу, если вдруг возникнут проблемы с прохождением на съезд.
Лидер партии сообщил, что Андрей Богданов из партии уже исключен, а Дунаев снят с должности председателя исполкома. Утром мне вновь позвонили от Михаила Прохорова, я снова приехал к нему в офис. Михаил Дмитриевич объявил нам свою позицию: «Я предлагаю не открывать съезд». Оказывается, ночью Дунаев собрал политсовет, и они поменяли место проведения съезда. Ко всему, Дунаев увез все документы съезда партии: все протоколы, печати – сейф пуст.
Михаил Прохоров сказал, что не собирается участвовать в политических ток-шоу имени Владимира Соловьева и ему подобных, и всю осень судиться кто правее и легитимнее. «Это бессмысленное занятие – партия мимо выборов пролетает». Для себя он считает невозможным быть в этой партии и выйдет из нее. Кроме того, Прохоров сказал нам, что попытка вытолкнуть его из политики оказалась неудачной. Уходить из политики он не собирается, даже наоборот, намерен создать новое движение или партию.
В кабинете Прохорова я написал заявление о выходе из «Правого дела». Я написал это заявление на имя Михаила Прохорова, так как совершенно не хотелось писать потом заявление на имя какого-нибудь Дунаева или Богданова, в их партию я не вступал. С партией поступили жульнически, я не хочу быть в партии с жуликами. Так поступили очень многие делегаты. Интересно, что на встрече с Прохоровым было 50 реальных делегатов - большинство, мы могли провести съезд, но мы этого делать не стали.
После доклада бывшего лидера регионального отделения партии «Правое дело» Владимира Орехова политсовет регионального отделения сложил с себя полномочия, то есть в партии не стало политсовета. Итогом партийной конференции стал проект решения. Он будет направлен в Центральную избирательную комиссию, в министерство юстиции и в политсовет партии. Своим решением конференция поддержала позицию Михаила Прохорова, подтвердила полномочия Владимира Орехова как делегата съезда партии 14-15 сентября и выразила недоверие председателю исполкома Андрею Дунаеву, федеральному политсовету партии и прошедшему съезду.
Тверской политсовет сложил полномочия, федеральный и региональный лидеры вышли из партии. В Тверской области партия «Правое дело» редеет с каждым днем. Так, например, в Конаковском районе все члены местного отделения намерены написать заявление о выходе.
Владимир Орехов обратился к бывшим партийным коллегам,
- Мы за короткое время создали хорошую организацию, были готовы развернуть серьезную работу, разрабатывали интересные партийные проекты и свою региональную партийную программу. Я благодарен вам за эту работу. И.о. председателя исполнительного комитета Василий Дементьев передаст новому руководству партии печати, документы и партийное имущество. Мы должны быть корректными по отношению к тем, кто придет на наше место, нужно соблюсти все юридические формальности.
На пресс-конференции бывший руководитель регионального отделения партии Владимир Орехов рассказал тверским журналистам о произошедшем на съезде партии в Москве и ответил на вопросы.
- Что теперь будет с региональным отделением «Правого дела»?
- Я не член партии, я не знаю, теперь это уже не мое дело.
- Будете ли вступать в новую партию/движение, которое организует Михаил Прохоров?
- Я не знаю, что организует Михаил Прохоров. В политике в сослагательном наклонении говорить не стоит. Когда будет обращение от Прохорова, когда я увижу, для чего создается новая партия, тогда я буду принимать решение.
- Пойдете ли вы на выборы 4 декабря? Если да, то за кого вы будете голосовать?
- Здесь есть две позиции. Прохоров, например, заявил, что он не пойдет. Но в этом случае голоса достанутся понятно кому. Другой вариант, попытаться повлиять на ситуацию. Монополизм одной партии – это плохо. На выборы я пойду точно, а вот, что я сделаю с бюллетенем, что я на нем напишу, я еще подумаю. До выборов еще много времени.
- Если бы Михаил Прохоров остался в партии, что ждало бы партию на грядущих выборах?
- Это был бы цирк Шапито. Если бы Прохоров остался, то ему пришлось бы исключать половину партии, чистить ее. Произошедшим 14-15 сентября шоу партия дискредитировала себя, она теперь просто не имеет права идти к избирателю и говорить о честности своих намерений. Партии теперь никто не поверит, у партии будущего нет. Поэтому я полностью поддерживаю позицию Прохорова. Если бы не было этого глупого шоу, то партия набрала как минимум 15%. Что касается тверской организации, мы не принимали в партию и в ее сторонники абы как. Мы встречались с членами и сторонниками партии лично, это был очень боевой отряд. Мы не брали в партию для количества, чтобы люди в партии просто числились. Я был горд своей организацией.
- Какие настроения сегодня в партии в Тверской области, намерены ли остальные члены партии в регионе написать заявление о выходе?
- Это личное дело каждого. На сегодняшний день из партии в Тверской области вышел я. Я никого не призываю уходить. Каждый должен решить это для себя сам.
Как отметил бывший руководитель тверского городского отделения партии Павел Парамонов,
- Для меня партия «Правое дело» была неким рычагом, политической силой, которая поможет начать движение в регионе. Но я стал свидетелем того, как делается большая политика. Я испытал разочарование. Сегодня «Правое дело» - это мертвая организация.
По мнению Владимира Орехова, Михаил Прохоров и эта ситуация дали отсчет новому времени.
- Была огромная политическая стена, которую невозможно было ни обойти, ни протаранить, ни перелезть через нее. Прохоров сделал маленькую дырочку в ней, оттуда потянул другой воздух, и его вдыхают новые и новые люди. Вслед за Прохоровым они зубами и ногтями дырку расковыривали, делали ее больше. Что в дальнейшем будет с этой стеной, посмотрим. Ряды тех, кто рвется к свежему воздуху, растут, этот процесс уже не остановить. В жирные годы нефтедолларов в России не были решены основные проблемы, задачи. Сейчас, в кризис, нынешней власти никто не верит. Те, кто вдохнул свежий воздух, теперь не будет сидеть, сложа руки. Реформы неизбежны. Иначе, либо Манежная площадь, либо побег за границу. Кризис по России идет жесткими темпами. Мы сегодня ежедневно решаем совершенно маразматические проблемы: будет или не будет тепло в домах зимой, дадут ли горячую воду населению. Все просто: трава - зеленая, вода - мокрая, горячая – должна быть. Только так и ни как иначе.
Я рад, что был участником и свидетелем произошедших событий.