В Твери с концертом выступил мим ЙОМИ - артист, который не услышит гром аплодисментов, зато он слышит ритм человеческих сердец

10 Октября 2011, 12:19

Свою творческую программу в Твери Михаэль Кройцер начал с пресс-конференции, которая, по сути, тоже превратилась в маленькое представление. Общение шло через сурдопереводчика, поскольку Михаэль – инвалид по слуху. И хотя директор АНОРСП «Доступная среда» Александр Катайцев «разговаривал» с артистом на международном языке жестов, иногда перевода и не требовалось, настолько понятным, эмоциональными и выразительными были жесты и мимика ЙОМИ, а по сути – пантомима.


Оказывается Михаэль Кройцер по образованию зубной техник. Однако так случилось в его жизни, что он заинтересовался пантомимой и, пройдя большой конкурс, попал в число учеников всемирно известного французского мима и режиссёра Марселя Марсо. Учиться, по признанию Михаэля, было очень сложно: пришлось преодолевать двойной языковой барьер, помимо собственно актёрского мастерства и сценического искусства были изматывающие занятия гимнастикой, фехтованием, бальными танцами. Недаром Михаэль, отвечая на вопрос – какими качествами должен обладать мим? – на первое место поставил …терпение.  Удивительно, насколько мудрыми оказались родители будущей мировой звезды пантомимы – несмотря на твёрдое убеждение, что эта работа не принесёт большого дохода, отец и мать разрешили сыну заниматься любимым делом. И ни разу с тех пор не пожалели об этом.


Конечно, для занятий пантомимой одного терпения мало. Это весьма непростой театральный жанр, требующий темперамента, колоссальной положительной энергетики, которой артист заряжает публику, пластики, воображения и, несомненно, того, что мы называем талантом или даром Божьим. На своих сольных концертах Михаэль выступает с минимумом реквизита, с очень простым, а потому бесконечно изменчивым маской-гримом и без музыкального сопровождения, но не потому, что он не способен слышать музыку, а чтобы она не отвлекала от создаваемого им образа. Тематически его номера очень разные – и комические, и лирические, философские, на религиозную тематику, социально-критические. Самое главное для мима ЙОМИ – это создать необходимую атмосферу, настроить зрителя на общение; заставить публику увидеть и почувствовать в отдельных, зачастую смешных и преувеличенных жестах вполне узнаваемого образа глубокий трагизм ситуации, например, непреодолимое одиночество человека, его желание быть свободным или любимым.   


Помимо концертов Михаэль Кройцер проводит для всех желающих мастер-классы, прежде всего для ребят из коррекционных школ, имеющих проблемы со слухом. Основная задача этих часовых занятий – суметь растормошить зачастую закомплексованных детей, научить их расслабляться и концентрироваться, научить их раскрываться, использовать пространственное воображение, развить визуальные способности, как выразился Михаэль, умение «слышать глазами». В России, где мим ЙОМИ провёл социальный гастрольный тур по 18 городам, главная цель мастер-классов – пробудить интерес к пантомиме, практически исчезнувшей в нашей стране.   

Тверь стала последним городом, куда в рамках проекта социальной программы «Доступное искусство» приехал Михаэль Кройцер. К сожалению, наш город не смог достойно показать себя: сначала приезд мима ЙОМИ перенесли с сентября на октябрь, потому что Департамент культуры не организовал должным образом бесплатное! мероприятие (не смогли собрать зрителей), да и 9 октября в ДК «Химволокно» была заполнена всего лишь половина зала, в основном, инвалидами по слуху. На мастер-класс не пришёл никто. Если честно, то за родной город в эти минуты испытываешь жгучий стыд – неужели великое искусство всемирно известного мима, которого понимают и принимают без перевода жители стран Европы, Северной Африки, Латинской Америки, тверичанам неинтересно? 


Впрочем, Михаэлю было неважно, сколько людей сидит в зале – во время часовой концертной программы артист выложился по максиму. И если сначала публика была заторможенной, вязкой массой с редкими хлопками аплодисментов, то в конце выступления это были уже благодарные и восторженные зрители, переполненные душевным теплом. Да и кого может оставить равнодушным, например, марионетка – кукла из одноимённого номера? Многие знают гениальную постановку Филиппа Жанти, где Пьеро обрывает нити, не желая подчиняться кукловоду. Не мене виртуозно исполнение Михаэля Кройцера, который так натуралистично изображает угловато-порывистую марионетку, потрясённую трагичным открытием, бунтующую против несвободы и ценой жизни заплатившую за свободу. А завершает свои выступления традиционно мим ЙОМИ номером «Репетиция», где роли музыкантом оркестра исполняют зрители.


Если когда-нибудь где-нибудь, уважаемые читатели, вам выпадет шанс попасть на концерт Михаэля Кройцера, непременно побывайте на выступлении мима ЙОМИ, который не услышит грома ваших аплодисментов, но зато он слышит ритм человеческих сердец.