Тверская общественная наблюдательная комиссия существует около 4 лет но сюда за помощью за это время обратилось сотни человек. Задача комиссии выяснить и решить проблемы, которые возникли с заключенными в исправительных колоний и в изоляторах временного содержания. Всего в комиссии работает 6 человек.
На пресс-конференции в ТИА председатель комиссии и помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе рассказали о том своей работе. В 2011 году члены ОНК посещали учреждения УФСИН России по Тверской области 12 раз.
Владимир Воробьев, председатель общественной наблюдательной комиссии:
- У нас на сегодняшний день 61 подразделение которые мы контролируем и проверяем - это исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и детские учреждения для детей с девиантным поведением. Сейчас в Совете Федерации Государственной Думы рассматривается вопрос о расширении круга контролируемых подразделений, планируется включить туда психиатрические больницы и ряд подразделений где люди содержаться принудительно.
Основная задача комиссии - оказывать помощь людям, которые содержаться в местах принудительного содержания, чтобы соблюдались права человека и соблюдалось то, что им положено по закону. Владимир Воробьев, председатель общественной наблюдательной комиссии, привел несколько примеров обращений к ним заключенных.
- Первый пример. Осужденный, находящийся в одной из колонии Тверской области, некогда был военнослужащим. Когда он демобилизовался, ему вручили военный билет, но с не его фамилией, он не заметил. В результате мужчина не мог получить паспорт, работу и в итоге попал в колонию из-за правонарушения. Оттуда он писал десятки писем и запросов, но везде отвечали однозначно – время ушло, часть расформирована, ничем помочь не могут. Он обратился в комиссию, которая помогла ему в решении проблемы. В результате человек получил военный билет со своей фамилией, затем паспорт и обрел работу.
Буквально на днях мы рассмотрели жалобу из ИК-5 двух женщин-осужденных, они ВИЧ-инфицированные. Женщины предположили, что им не оказывают должное лечение и не дают необходимых медикаментов. Комиссия проверила жалобу и выяснила, что все лекарства были в наличии и они давались женщинам. Просто те решили не принимать их, так как после них себя плохо чувствовали.
Были жалобы от чеченской диаспоры, ее представители рассказали, что в один из их земляков, который находится в ИК, не выходит из штрафного изолятора, его избивают и но сильно похудел был 120 кг а стал 40 кг. Стали разбираться, этот человек написал заявление, что именно к администрации колонии жалоб нет. Он просто по своим обычаям не может убирать за собой, подметать, мыть камеру, туалет. Но отказ от этого является грубым нарушением режима и его за это выдворят в штрафной изолятор.
Была жалоба из ржевской колонии, - рассказывает Владимир Воробьев. - Совсем недавно там сменилось руководство, и часть осужденных попытались скомпрометировать его. Когда стали разбираться, то поняли, что нет почвы для жалоб. И еще один яркий пример разбирательства.
Совсем недавно пожаловался работник администрации области, сын которого находился в бежецкой колонии, и якобы к его сыну предвзятое отношение начальника колонии и мы внимательно рассмотрели ее. Пригласили на беседу начальника ИК, прокурора, пригласили членов комиссии, родителей - выслушали всех. И в конечном итоге убедили отца, что такой защитой он только вредит своему отпрыску.
Помочь комиссия рада каждому, но иногда те, кто написал жалобу подтверждают свои слова. Так, например, не нашло своего подтверждения письмо из ИК-1. В нем сообщалось о том, что вновь прибывших по этапу заключенных массово избивают. Когда комиссия приехала на место разбираться в сути проблемы, то никто из колонии этого не подтвердил.
Кстати, проверки комиссия осуществляет с помощью и без препятствий со стороны сотрудников УФСИНа. Это хорошая положительная практика, которая совсем недавно вошла в жизнь тверского региона.
Ирина Воронцова, помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе.
- Мы положительно относимся к существованию общественной наблюдательной комиссии. Дело в том, что это международная практика во всех подобных учреждениях Европы и США, там везде предусмотрены общественные наблюдатели, контролеры. В этом плане мы идем в ногу со временем и в ногу с теми странами совета Европы, в который мы входим