Журналист ТИА вновь попробовала себя в роли полицейского: изучила работу криминалистов и постреляла из боевого ПМ

22 Марта 2012, 14:11

Даже бывалый бандит не сможет совершить преступление так, чтобы не оставить после себя следов. Эксперты-криминалисты могут завернуть запах преступления в фольгу, собрать микроволокна, оставленные одеждой преступника, и по этим уликам вычислить злодея. 21 марта журналист ТИА Любовь Экгардт вновь попыталась стать полицейским. И все-таки эта профессия не лишена романтики…

В декабре ТИА готовило материал о том, как непросто пройти профотбор и стать полицейским:
"Наркоманам в полиции не место, или Как корреспондент ТИА пыталась стать полицейским"


21 марта УМВД по Тверской области организовало акцию «Журналист меняет профессию», в которой приняли участие большинство тверских СМИ. Журналисты провели свой рабочий день с одной из служб полиции, после чего сдали «нормы ГТО» - стреляли из боевого пистолета Макарова, отжимались, сдавали челночный бег.
Из разных служб, ТИА выбрало Экспертно-криминалистический центр. Во-первых, давно они не попадали в поле зрение журналистов www.tvernews.ru, а во-вторых и главных – интересная эта профессия. Признаемся честно, мы рассчитывали, что сюжет получится яркий и острый. Но 21 марта у криминалистов оказался на редкость спокойным днем, а потому эксперты познакомили ТИА со своим вооружением, которое ежедневно используют в работе.
Начальник экспертно-криминалистического отдела экспертно-криминалистического центра УМВД по Тверской области Евгений Поляков показал криминалистический чемоданчик, с которым криминалисты выезжают на преступления.
- В чемоданчике есть все, чтобы собрать улики на месте преступления.
Оказывается, уликами – доказательствами на суде - может стать даже запах, оставленный преступником.
- Экспертиза запаха проводится только в тех случаях, когда речь идет о тяжких преступлениях. Преступник может обронить перчатку, платок или оставить еще какую-то вещь. Криминалист заворачивает ее в обычную пищевую фольгу, чтобы предмет не приобрел посторонних запахов, и отвозит вещь с запахом преступления в спецлабораторию в Ярославскую область. Запах анализируется, делаются выводы, когда же появляются подозреваемые по делу, то сравнивается их запах с запахом этой вещи, рассказал Евгений Поляков.

Но запах – это лишь малая толика того, что находят криминалисты полезного на месте преступления. Пролезая в форточку квартиры, да и просто находясь на месте событий, бандит оставляет мельчайшие волокна одежды, следы обуви – все это используют криминалисты как улики по делу.


Эксперт-баллист (специалист по оружию) Дмитрий Семенов рассказал о том, сколько всего криминалисты могут узнать от найденного на месте преступления патрона, части оружия.
- В УМВД по Тверской области есть коллекция огнестрельного оружия и холодного оружия. Здесь и американский винчестер, и немецкий кортик и даже арбалет, рассказывает Дмитрий Семенов. - Например, если на месте убийства была найдена часть пистолета, то по ней можно определить, что за оружие было у преступника. По патрону можно выяснить, из какого оружия был произведен выстрел, а также, сопоставив патроны с разных преступлений, можно выявить закономерности - раскрыть серийных преступников.


Оказывается, каждое огнестрельное оружие оставляет на патроне свой нарез. Этот след от оружия эксперты тщательно анализируют, используя накопленный опыт, делают предположения, что это за оружие. После чего эксперты отстреливают новый патрон из оружия, которое, по мнению экспертов использовалось бандитом. Два патрона – отстрелянный экспертом и найденный на месте преступления – сравниваются. Таким образом, по сходству нарезов на патроне, определяется оружие. Таким сравнительным метом выявляются и преступления, которые были совершены одним орудием.


Эксперты-криминалисты УМВД по Тверской области показали ТИА, как сегодня составляются фотороботы. Иногда мы обращаемся к помощи художников, но часто используем специальные программы для составления фоторобота. Здесь многое зависит от того, насколько хорошо свидетель запомнил лицо человека. Бывают случаи, когда фоторобот похож на фотографию, а бывает, что фоторобот вовсе не похож на описываемого человека.


Иной стала работа с отпечатками пальцев, которые собрали эксперты с места преступления. Остались в прошлом те времена, когда эксперту приходилось вручную сравнивать отпечатки преступника с теми отпечатками, которые есть в бумажной базе данных. Теперь все это происходит автоматически, специальное оборудование само находит нужные отпечатки пальцев в базе, если они, конечно, в ней есть.
Если отпечатки есть в системе, то человеку достаточно поднести к аппарату руку и машина расскажет полицейским все о владельце руки. Правоохранительные органы борются за то, чтобы создать полную базу отпечатков пальцев. Сейчас свои «пальчики» гражданин может оставить по желанию, а нужно, чтобы это было обязательным, считают криминалисты. Например, в процедуру замены паспорта внести эту обязанность. Ведь эта база поможет не только бороться с преступностью, но, при несчастных случаях, поможет устанавливать личности потерпевших, высказали свое мнение полицейские.


Вчера корреспонденту ТИА все-таки удалось выехать с экспертом-криминалистом на место происшествия. Примерно в 12.25, на 147 м автодороги «Россия», недалеко от поворота на деревню Смолино водитель ВАЗ-21099 не справился с управлением и врезался в столб. Передний бампер автомобиля всмятку, самого водителя и двух пассажиров увезла скорая.
Старший эксперт ЭКЦ УМВД по Тверской области Яков Баринов сфотографировал место аварии, осмотрел его,
- С этим ДТП все понятно, здесь нет криминала, а потому будет составлен протокол, фотографии понадобятся для дальнейшей проверки. Иногда на подобных ДТП криминалисты нужны потому, что непонятно, кто был за рулем. Так бывает, когда водитель был пьян, а потому не хочет сознаваться, что он управлял авто. Экспертиза микроволокон на сиденье водителя и сравнение их с одеждой предполагаемого водителя поможет установить виновника ДТП.

Вся акция «Журналист меняет профессию» состояла из двух частей. В первой части ТИА работало с криминалистами, во второй части – корреспондент ТИА вместе с коллегами проверяла свою физическую готовность к службе в полиции.

Итак, место сбора – центр профессиональной подготовки полицейских на Соминке (ул.Хрустальная). Все журналисты-полицейские в сборе. Из СМИ выделяется Павел Якушин – корреспондент ГТРК-Тверь. ГИБДД, с которыми трудился Павел, подошло к реализации акции наиболее креативно – журналиста нарядили в гаишники. В бравой форме сотрудника ДПС и с жезлом в руках Павел Якушин, вместе с настоящими полицейскими, останавливали нарушителей правил дорожного движения. Эмоций у Павла масса – журналист бурно жестикулирует, делится впечатлениями. Кто бы мы мог подумать, что работа гаишника такая интересная…

Всех журналистов привели на стрельбище. В руках у полицейского – инструктора пистолет Макарова – ПМ. Именно из него всем журналистам предстоит стрелять. Среди журналистов оказались те, кто уже держал оружие в руках. Например, корреспондент ТНТ, автор программы «Патрульная служба» Ирина Чикунова умеет не только держать оружие и стрелять, но и попадает в цель.
Поделюсь и своими эмоциями:

- Я, признаюсь честно, промазала. Но, несмотря на это, получила массу впечатлений. Инструктор терпеливо мне объяснял, как загонять патроны в магазин, как передергивать затвор, прицеливаться, как нажимать на курок. С тренировочным пистолетом все получалось, но вот когда в руках оказался боевой ПМ с боевыми патронами, коленки стали трястись, а сердце колотилось где-то в пятках. А потому и патрон улетел не в мишень, а ударился в стену.
Отстрелялись, пошли в спортзал. Здесь журналистки сдавали комплекс спортивных упражнений: отжимание, упражнение на пресс, челночный бег.
Корреспондент ТИА получил отметку между 3 и 4, чтобы стать хорошим полицейским – нужно походить в спортзал. На «отлично» с этим заданием справилась фотокорреспондент газеты «Афанасий биржа» Дарья Моторкина. Хрупкая девушка оказалась очень спортивной.
Напоследок для журналистов организовали экскурсию по музею УМВД Тверской области, который был организован еще в 1984 году и рассказывает историю органов с 1917 года