Страшно интересно: почему людей тянет к историям о реальных преступлениях и чем это опасно

25 Июля 2025, 16:25

Почему людям нравятся книги, фильмы и подкасты о реальных преступлениях – попыталась объяснить профессор Пироговского университета Минздрава России. Об этом рассказали в пресс-службе учреждения.

Жанр true crime сегодня переживает настоящий бум: документальные фильмы, сериалы, расследования и подкасты о реальных преступлениях собирают многомиллионную аудиторию. Как отмечает доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета Вера Борисовна Никишина, универсальной причины такого интереса не существует, но можно выделить несколько ключевых психологических факторов.

 

В первую очередь – это притяжение к запретному. Преступление по своей природе вызывает амбивалентные чувства: с одной стороны, это то, что запрещено и осуждается обществом, с другой – вызывает любопытство, потому что "кто-то же это сделал". Именно на этой эмоциональной двойственности и строится вовлекающий эффект.

Также, по словам профессора, популярность жанра может объясняться потребностью в сильных эмоциях. В условиях безопасности – дома, на диване – человек может переживать страх, тревогу, удивление, не подвергаясь реальной угрозе. Особенно это актуально в эпоху так называемого "эмоционального отупения", когда многим людям не хватает ярких переживаний в повседневной жизни.

Но интерес к true crime может нести и риски. Особенно – для подростков и психически нестабильных людей. Повторяющийся просмотр жёсткого контента с реальными деталями может активировать личные фантазии, в том числе агрессивные или деструктивные. В ряде случаев это способно привести к попыткам повторения увиденного в реальности.

– У подростков есть склонность к эксперименту, – подчёркивает специалист. – При отсутствии чётких границ и критического мышления увлечение жанром может привести к подражательному поведению. Тем более, что формальные возрастные ограничения на просмотр таких материалов нередко обходятся.

По словам Веры Борисовны Никишиной, важно не только понимать, какие эмоции вызывает true crime, но и какова степень вовлечения зрителя. Если это сильная эмоциональная реакция в сочетании с нарушенным психологическим фоном – есть риск перехода от наблюдения к действиям. Особенно если контент подаётся в "инструктивной" форме.

"Страшно интересно" – так описывают зрители свои ощущения. Эта амбивалентность становится крючком, на который легко цепляются внутренние фантазии. И чем меньше у человека эмоциональных ограничителей – тем выше риск, что фантазии начнут реализовываться, подчёркивает эксперт.

Также читайте на ТИА: "Сон как лекарство от ожирения, диабета и старения: врачи – о вреде бессонницы".