Жительница города Кувшиново Валентина по решению суда осталась без прописки, единственного жилья и крыши над головой. Причин у этой ситуации много, часть из них 17-летней давности, в чём-то есть и её вина. Но это же не значит, что человеку место на улице?
Пока Валентину и её сожителя временно приютили в полусгоревшем доме, но долго они там оставаться не смогут. Квартира на втором этаже, Валентине физически сложно носить воду. Мужчине особенно трудно, он лежачий больной. К тому же без документов, поэтому его тоже никуда "пристроить" нельзя. Но обо всём по порядку.
С чего всё началось
В 2004 году Валентина, имея на руках несовершеннолетнего сына, которого растила одна, решила продать две комнаты в коммуналке и купить дом. Так как ребёнок был прописан в тех комнатах, для совершения сделки нужно было получить разрешения от местных чиновников и органов опеки. Они это разрешение дали при условии одновременности сделок по продаже и покупке жилья. Валентина нашла дом, договорилась с владелицей о сумме (70 000 рублей), внесла задаток – 30 000 рублей и переехала. Через год прописалась там вместе с ребёнком. Сделка так и не была завершена. То есть, собственниками жилья Валентина и её сын не стали. Органы опеки ситуацию никак не проконтролировали, хотя должны были. Условие, которое они поставили, не было выполнено, но никто не вмешался. У Валентины до этого не было опыта по покупке жилья, человек она юридически не подкованный.
Почему дом не оформили на Валентину и её сына
Валентина утверждает, что отдала вторую часть суммы, а именно 40 000 рублей, через год после переезда, и только тогда получила прописку. Собственница дома говорит, что денег не получала. Свидетель, которого Валентина позвала в суд, первую передачу денег помнит, об этом свидетельствует и расписка, а вторую – нет. И расписки тоже нет.
Владелица дома в суде сообщила, что у неё с Валентиной была устная договорённость, по которой женщина безвозмездно проживала в доме, который так и не выкупила. Но потом возник спор о праве собственности, поэтому продолжать предоставлять дом владелица теперь не хочет.
Почему выселили сейчас
Несколько лет назад Валентина получила счёт за воду в летний месяц с учётом "поливочных", то есть на 3 000 рублей больше. Она ничего не поливает, поэтому пошла в водоканал писать заявление, чтобы эту сумму из платёжки исключили. Там у неё запросили документ, подтверждающий, что она собственник жилья. Она подала в суд иск с требованием признать её собственницей по статье 234 ГК РФ "Приобретательная давность", на основании того, что давно живёт в доме и обслуживает его.
В суде случился большой скандал. Валентина и собственница дома сильно поругались. Суд иск Валентины не удовлетворил. Собственница разозлилась и подала в суд встречный иск, но уже на выселение. Суд постановил, что требования правомерны. Так Валентина оказалась на улице со своим нехитрым скарбом и больным человеком на руках.
Что говорит юрист
Валентине помогает кувшиновская общественница и юрист Екатерина Лебедева. Она прошла с ней все инстанции вплоть до Верховного суда, опираясь на ту же статью 234 ГК РФ "Приобретательная давность". По словам Екатерины Лебедевой, дом старый, без удобств, вода – в колонке на улице. Но содержался дом в чистоте и уюте. Валентина отремонтировала печку, покрасила дом, и, если бы не её усилия, он давно бы развалился от ветхости (здание 1937 года постройки). К тому же для Валентины это единственное жильё, другого у неё нет. Купить или снять что-то она не может. Живёт на пенсию, изредка подрабатывает уборщицей за копейки.
Как говорит Екатерина, ситуация тут двоякая. С одной стороны Валентина, которая за все эти годы не решила вопрос с оформлением дома. А с другой собственница, которую тоже все эти годы всё устраивало. Почему теперь, когда человек на пенсии, не имеющий достаточных доходов, чтобы снимать другое жильё, должен стать бездомным?
Куда идти
Историю Валентины рассказали в соцсетях. Кувшиновцы откликнулись на чужую беду, так она обрела тот угол, где обитает сейчас. Но там условия очень тяжёлые. Дом горел, там коротают ночи бездомные, ни о каких удобствах даже речи не идёт. Валентина, конечно, привычная и воду принести, и печку растопить, но не на столько. К тому же она осталась без части вещей, в запертом доме все подушки, одеяла, другие вещи. Часть вещей так и лежат просто на улице, потому что забрать их просто некуда. При старом доме остались и кошка с собакой, их сейчас подкармливают соседи.
Как рассказала ТИА Екатерина Лебедева, женщина попыталась получить жильё из маневренного фонда администрации Кувшиновского округа. В первый раз она там была, когда получила решение суда за некоторое время до даты выселения. Ей сказали приходить по факту, то есть, когда выставят на улицу. Теперь её отправили домой со словами, что очередь на жильё есть, а самого жилья нет.
Мы позвонили в администрацию Кувшиновского округа, в отделе строительства и ЖКХ нам подтвердили, что женщина, потерявшая жильё, к ним приходила. Она просилась на приём к главе, но был не приёмный день, поэтому её не пустили. С манёвренным фондом в округе действительно плохо.
- Пусть хотя бы напишет заявление и встанет в очередь, а там будем пытаться решить. Она знала, что её выселят за несколько месяцев, и ничего не сделала, - сказали редакции.
С заявлением Валентине помогла Екатерина. Она говорит, что документ подали в администрацию 1 июля.
По её словам, кувшиновцы отнеслись к этой истории с вдохновляющим милосердием. За несколько дней они прислали множество адресов с брошенным жильём. Но проблема везде примерно одинаковая, либо собственник неизвестно где, либо его вообще нет. Получается, пустующего и дряхлеющего от этого жилья много, но пользоваться им нельзя.