В Твери 29 марта простились с военнослужащими, которые погибли в авиакатастрофе 12 марта в Ивановской области. В тот день военно-транспортный самолёт ИЛ-76 упал после возгорания в одном из двигателей. На борту находились 16 человек, из них 9 военнослужащих 196-го военно-транспортного авиационного полка 12-й гвардейской военно-транспортной авиационной Минской дивизии, которая располагается Твери.
Отпевание погибших состоялась накануне, 28 марта, в Воскресенском соборе Твери. Прощание организовали в ДК "Химволокно". Начало церемонии назначили на 9:30, но люди собрались возле ДК намного раньше. На площади Гагарина встали машины ритуальной службы, автобусы вооружённых сил, Росгвардии, военной и гражданской полиций.
Очень много людей пришли проститься с погибшим экипажем. На входе в ДК были установлены пропускные рамки. Люди проходили через них в три длинных очереди.
В большом зале в ряд расставили девять накрытых флагами РФ гробов. Возле каждого на стульях сидели скорбящие родственники погибших лётчиков. Дежурные медики время от времени выводили из зала кого-то из них, чтобы оказать помощь.
Люди шли и шли. И несли цветы, клали их к фотографиям у гробов, говорили с родными погибших, обнимали их и плакали вместе. Около двух часов процессия практически не останавливалась. Сослуживцы, родственники, друзья, знакомые, ветераны авиации – на столах вырастали горы цветов, их время от времени уносили. Две девушки в лейтенантских погонах с нашивками ВТА долго стояли у фото Сиёвуша Давлятова, самого молодого члена экипажа, ему было всего 24 года.
К 10:30 на прощание прибыл командующий Военно-транспортной авиацией ВС РФ, генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. Но к этому моменту ещё не все простились с экипажем, главком ВТА дождался, когда прошла вся очередь, и тогда тоже прошёл и поговорил с каждой семьёй, возложив цветы на каждом столе.
- Сегодня мы провожаем в последний путь настоящих защитников Отечества, всецело преданных небу и нашей Родине. 12 марта, выполняя специальную задачу, в результате сложнейшего отказа авиационной техники трагически погиб один из лучших экипажей командования – экипаж самолёта ИЛ-76-551 196-го военно-транспортного авиационного полка. Проявляя выдержку и хладнокровие, мужество и профессионализм, экипаж сделал всё от себя зависящее, чтобы локализовать аварийную ситуацию, спасти жизни своих товарищей, свою машину. Но, к нашему огромному сожалению, им не хватило буквально мгновений, нескольких секунд, чтобы выйти из сложнейшей ситуации победителями. Сегодня мы собрались на тверской земле, чтобы почтить память настоящих воинов, настоящих лётчиков, лучших сынов России, которые отдали самое дорого, что у них есть – свою жизнь, - сказал в речи Владимир Бенедиктов.
Заместитель командующего Военно-транспортной авиации, полковник Иван Золотько рассказа ТИА о погибших лётчиках.
- Этот экипаж один из самых высокопрофессиональных, подготовленных, один из опытнейших в ВТА. Я сам с ними многократно выполнял полёты в разных местах мира, не только в нашей стране, это действительно ультра профессионалы. Если бы в этой ситуации оказался менее опытный экипаж, алгоритм действий может был бы тот же, но катастрофические последствия могли наступить раньше. Они действовали предельно собранно, хладнокровно. Это нами зафиксировано по материалам объективного контроля, у экипажа никакой паники и неразберихи не было, действовали чётко до последней секунды, до момента столкновения с землёй. Голоса спокойные, действия уверенные, они отрабатываются на тренажёрах до автоматизма, что экипаж и показал. Но, к сожалению, сама ситуация, сам отказ, очень редко такое случается, был очень сложный, многоступенчатый. Не хватило буквально 20 секунд. Все члены экипажа представлены к государственным наградам.
Какие именно награды будут присвоены погибшим военнослужащим, решит наградная комиссия. Об этом станет известно позже.
В ходе прощания последние слова отцу сказал сын командира корабля Сергея Свешникова - Дмитрий.
- 12 марта, как обычно, я пошёл на обед на работе, открыл, по привычке, новости, и в тот момент земля у меня ушла из-под ног. Перестал слышать всё вокруг. Сделал звонок на тот номер, который я помню наизусть: он был в сети в 12:02. Отец часто находился в долгих командировках, но несмотря на это, мы были очень близки. Особенно это начало проявляться в последние годы. Отец был моим другом, советником. Одна из его любимых фраз: "Самое сложное - это встать с дивана" - в том смысле, что всегда надо действовать, а не надеяться на чудо. Просто брать и делать, верить в свои силы, верить в себя. "Дорогу осилит идущий" – вторая фраза, которую он всё время повторял. Отец был очень деятельным, не мог сидеть на месте. Пересматривая фотографии, я не мог найти те, где бы он не улыбался. Он очень любил жить и был добрым… <…> Так хорошо, как было раньше, больше никогда не будет. Будут счастливые моменты, но того, с кем их хотелось бы разделить, уже не будет рядом. Мы его никогда не увидим. Если бы он меня слышал, он бы сказал: "Чего разводишь сопли, иди делай дела". И я пойду, ради тебя.
В авиакатастрофе 12 марта погибли:
Майор Сергей Павлович Свешников, командир корабля. Он родился в селе Павино Костромской области в 1970 году. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное краснознамённое училище. Лётчик первого класса, инструктор. Общий налёт - больше 4 700 часов. Участвовал в боевых действиях при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского округа. Награждён государственной наградой - медалью Нестерова.
Лейтенант Сиёвуш Максудович Давлятов, помощник командира корабля. Родился в городе Тверь в 1999 году. Окончил Краснодарское высшее военное училище лётчиков. Общий налёт - более 300 часов.
Старший лейтенант Данила Михайлович Якушин, помощник командира корабля. Родился в городе Миасс Челябинской области в 1998 году. Окончил Краснодарское высшее военное училище. Лётчик третьего класса. Общий налёт - более 700 часов.
Майор Денис Викторович Онуфриенко, штурман эскадрильи. Родился в селе Смелое Ворошиловоградской области Украинской ССР в 1982 году. Окончил Челябинский военный авиационный краснознамённый институт. Штурман первого класса, инструктор. Общий налёт - более 4 500 часов. Участник боевых действий в Сирии. В составе экипажа выполнял полёт над Красной площадью в День Победы. Награждён государственной наградой - медалью Нестерова.
Капитан Даниил Юрьевич Гаранжа, бортовой инженер-инструктор. Родился в селе Московское Ставропольского края в 1987 году. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище. Бортовой специалист первого класса, инструктор. Общий налёт - 2 500 часов. Участник боевых действий в Сирии. Награждён государственной наградой - медалью Нестерова.
Старший лейтенант Георгий Юрьевич Левашов, бортовой инженер. Родился в городе Воронеж в 1995 году. Окончил Военно-учебный научный центр ВВС ВВА. Бортовой специалист второго класса. Общий налёт - более 250 часов.
Капитан Руслан Николаевич Очкасов, бортовой авиационный техник по авиационному и десантному оборудованию. Родился в посёлке Юста республики Калмыкия в 1983 году. Окончил Филиал Военно-воздушной инженерной академии. Бортовой специалист первого класса. Общий налёт - более 4 800 часов. Участник боевых действий в Сирии. В 2020 году принимал участие в выполнении первого в мире группового высотного десантирования в условиях Арктики. Награждён государственной наградой - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Прапорщик Виктор Адомасович Бейнорас, старший воздушный радист, старший оператор. Родился в деревне Владимировка Брянской области в 1973 году. Бортовой специалист первого класса, инструктор. Общий налёт - более 4000 часов. Участник боевых действий в Сирии. Награждён ведомственными наградами Минобороны РФ.
Старший сержант Евгений Анатольевич Валидуда, старший воздушный стрелок. Родился в городе Сумы, Украинской ССР в 1984 году. Участник боевых действий в Сирии, участник СВО. Награждён государственной наградой - медалью Жукова.
Пять членов экипажа с воинскими почестями сегодня хоронят на кладбище в Дмитрово-Черкассах под Тверью. Четверых родственники забирают, чтобы похоронить в родных местах.