Тверская скорая помощь подвела итоги работы в прошедшие новогодние праздники, которые в этом году выдались особенно тяжёлыми из-за аномальных погодных условий. Главврач станции Максим Петрушин и его сотрудники рассказали, чем сейчас живёт экстренная служба, а также о насущных проблемах. А они касаются не дефицита кадров или оснащения автомобилей, а непонимания со стороны населения профиля работы скорой помощи.
Новогодние праздники
Да, новогодние каникулы совпали с сильными морозами, что добавило немало новых хлопот сотрудникам скорой помощи – были пациенты с переохлаждением и обморожением, которых пришлось везти в больницы. Например, 7 января в Вышнем Волочке вызвали скорую к ребёнку, которого родители покатали в мороз на санках, забыв надеть варежки. В итоге – малыш получил сильное обморожение кистей рук.
По вине взрослых дети часто оказываются в беде: были не пристёгнуты ремнями безопасности в машине; отравились угарным газом на пожаре; выпали из открытого окна и т.д. Вот скажем, свежий пример. В одну из больниц области привезли ребёнка с отравлением нафтизином, в этом препарате содержатся андреномиметики, он суживает сосуды и при этом увеличивает частоту сердечных сокращений, что для детей критично. Самое страшное, что этого ребёнка с таким диагнозом госпитализируют третий раз. Конечно, в связи с этим возникают вопросы к родителям.
Увеличилось в первой декаде января и количество пострадавших на пожарах – всего бригады скорой помощи выезжали на подобные происшествия 99 раз. Выездов на ДТП было 57. Число дорожных происшествий вообще чётко связано с погодными условиями: как метель и снегопады, так количество аварий на дорогах возрастает. В целом с 1 по 7 января в тверскую скорую поступило более 8 000 вызовов, из них около 2000 случаев – по поводу ОРВИ (вспышка простудных заболеваний началась ещё в декабре).
- Наши бригады работали практически на износ, мы пережили эти праздники, я благодарен своим сотрудникам за самоотдачу и такую интенсивную работу. А в целом хочу сказать, и пусть меня сейчас забросают камнями: я как врач ратую за отмену длительных новогодних праздников, потому что 10 нерабочих дней с употреблением большого количества неполезной еды и алкоголя, - это суровое испытание для организма и здоровья. Кроме того, режим работы медучреждений плановой медпомощи меняется, а значит, на экстренную службу нагрузка увеличивается, - рассказал Максим Петрушин, главный врач Тверской станции скорой медицинской помощи.
Когда пациенты "кошмарят"
Поговорили мы с сотрудниками скорой помощи и о жалобах населения по поводу времени приезда бригады по адресу после вызова. Здесь есть несколько важных негативных моментов. Во-первых, жители очень часто путают неотложную и экстренную помощь с плановой медпомощью, обращаются в скорую по малейшему, иногда пустяковому поводу или по вопросам, не входящим в компетенцию сотрудников скорой. Действия и поведение таких граждан медики даже между собой называют "пациентский экстремизм".
Вот скажем, на днях позвонил 30-летний мужчина в состоянии алкогольного опьянения, что у него нет тонометра, а потому бригада скорой обязана приехать и померить давление. На все увещевания и разъяснения, что это не экстренная помощь и что следует обращаться по таким вопросам в поликлинику, пациент настаивал и угрожал прокурорскими карами, добавляя, что идти к терапевту он просто не хочет.
Ещё пример – кто-то звонит в скорую, чтобы узнать, какую дозу парацетамола нужно принять – таблетку или половинку. Одна семья в течение всех новогодних праздников звонила каждый день с требованием, чтобы скорая приехала и сделала ребёнку УЗИ живота. Ситуация не была критичной, она была плановой. И нужно было просто записаться на медицинское обследование в поликлинику. Но родители требовали сделать УЗИ здесь и сейчас. Хотя скорая помощь этим точно не занимается. В итоге ребёнка отвозили в больницу для ультразвукового исследования, а потом ситуация вновь повторялась.
Нередки случаи, когда родственники больных звонят в скорую с требованием выписать рецепт на антибиотики. Для понимания – врач или фельдшер скорой не имеют права выписывать рецептов или назначать лечение, за подобным следует обращаться к соответствующему специалисту в поликлинику.
Зачастую вызывают экстренную службу, потому что незначительно поднялась температура или просто лень идти к врачу, и опять-таки требуют, чтобы приехавшие на вызов медики назначили лечение.
В разговоре с диспетчерами граждане откровенно признаются – "в поликлинику идти не хотим, а потому вы приезжайте". Что получается? Бригада скорой обязана приехать на вызов, теряя время и ресурсы, а в этот самый момент где-то кому-то действительно может быть нужна экстренная помощь и речь идёт о реальном спасении жизни. И подобных звонков, которые не относятся к неотложной помощи, - 40% и более. Чтобы снизить степень "пациентского экстремизма", нужно, во-первы, укреплять и развивать поликлиническую службу, во-вторых, воспитывать и просвещать наше население, что конкретно относится к профилю экстренной медпомощи, считает Максим Александрович.
- Люди должны понимать, что, если у больного температура 37.5 и всё же вызвали скорую помощь, бригада не приедет через 20 минут. Ехать на такой вызов по встречке с мигалками и сиренами, особенно в плохую погоду, значит, подвергать опасности и себя, и других. Другое дело – экстренный случай: кровотечение, ножевое ранение, падение с высоты, ДТП, пожар…Тогда мы летим на помощь, - добавил Максим Петрушин.
Во-вторых, конечно, на время приезда скорой в зимний период влияет состояние дорог и дворов – иногда жильцам приходится даже выталкивать машину из снежных заносов.
Кадровый вопрос
Сейчас на Тверской станции скорой помощи на вызовах работают общепрофильные и педиатрические бригады, куда с прошлого года пришло много молодых ребят после тверского медуниверситета, а также специализированные – психиатрические и недавно созданные бригады анестезиологии и реанимации (выезжают на самые сложные и тяжёлые случаи). Кстати, сам Максим Александрович умудряется совмещать обязанности главврача и ещё выезжать на вызовы как раз в составе бригады АИР.
- Я врач, я не хочу терять свои профессиональные навыки и компетенции, руки должны всё помнить. Плюс – когда ты сидишь в кабинете – это одно, а когда ты работаешь вместе с людьми на линии, едешь с ними в одной машине, то понимаешь все процессы изнутри, какие есть проблемы, и по-другому смотришь уже на организацию управленческого процесса.
Во многом кадровые вопросы удалось закрыть благодаря повышению зарплаты сотрудникам работникам скорой, а также обновлению автопарка, что позволяет работать в более комфортных условиях. Очередную партию новеньких машин ожидают в первом полугодии 20024-го. Кроме того, по словам Максима Петрушина, начали большую системную работу по ремонту и техническому обслуживанию действующего автопарка. Также стартовали проекты по обучению персонала и улучшению профессиональных навыков, для чего проводят различные тренинги, учения.
- У нас работают замечательные сотрудники, преданные своей очень нелёгкой профессии, они не выгоревшие и настолько замотивированные, что начинаешь ими гордиться. В районах ребята готовы идти к пациенту пешком за километры, чтобы спасти жизнь человека. Это уникальные, с гигантским профессиональным стажем, отзывчивые, искренние люди. Я считаю, что наша специальность – самая благородная. Людям, которые приходят на скорую помощь, на "американских горках" нечего делать. Мы весь этот адреналин получаем на работе. И мы получаем немало позитива и благодарностей от людей. Конечно, есть конфликтные ситуации и негативный опыт общения, но таких вызовов 2 из 15. А остальные нам скажут: "Низкий вам поклон". Это дорогого стоит! Иногда тяжелейший вызов, ДТП, например, страшно, но ты довёз человека живым до больницы, сделал свою работу и получаешь удовлетворение. Коллективы у нас на подстанциях очень дружные, мы умеем отмечать праздники, умеем отдыхать и веселиться, проводим спортивные мероприятия. Это наша большая семья! Вообще случайные люди в скорой на задерживаются, - поделилась Галина Алексеева, заместитель главврача по медицинской части.
Диспетчерская служба
Все вызовы в круглосуточном режиме принимает и обрабатывает Единый диспетчерский центр (ЕДЦ), сюда поступают звонки со всей Тверской области по двум каналам – 103 и 112. Задача диспетчера – принять и обработать вызов, то есть сделать первичную медицинскую сортировку поступившей информации.
- Диспетчер руководствуется специально разработанными в трёх концепциях скриптами: первая категория - угрожающие жизни состояния, вторая категория - состояния без угрозы для жизни, но могущие нанести вред здоровью, и третья – состояние, которые могут нанести ограниченный вред здоровью. Далее уже принимается решение о том, какая именно бригада будет обслуживать вызов. Если звонок из третьей категории, то диспетчер разъясняет заявителю, что ему следует обратиться в поликлинику или вызвать врача на дом, а также может переадресовать вызов для получения врачебной консультации в нашем врачебно-консультативном пункте. Там работает штат разных специалистов – терапевты, кардиологи, педиатры… Немало и звонков, где люди просто просят справочную информацию, например, где находится та или иная поликлиника, больница, травмпункт и т.д. Если же ситуация возникает конфликтная и заявитель настаивает на приезде скорой, мы ему не отказываем. Но надо понимать, что скорая помощь не занимается лечением, а лишь купирует опасную симптоматику и в случае необходимости госпитализирует, - пояснила Юлия Некрасова, заместитель главврача по оперативной работе.
Количество звонков в сутки зависит от сезонности: так, рост заболеваемости ОРВИ начинается с октября и длится по февраль, зачастую диспетчеры в этот период принимают и обрабатывают до 2.5 тысяч обращений ежесуточно.
Для того, чтобы стать диспетчером ЕДЦ, соискатели проходят жёсткий отбор, необходимое профессиональное обучение и психологические тренинги. Понятно, что все они имеют медицинское образование. Кроме того, диспетчеры должны быть стрессоустойчивыми, обладать выдержкой, а также навыками психолога, потому что люди звонят в скорую, когда что-то случилось, кричат, на эмоциях не могут сконцентрироваться, чтобы сообщить необходимые сведения о пациенте, растеряны и подавлены.
В заключение добавим, что телефон вызова скорой прежний – 103. Консультацию врача можно получить по телефону 8(4822) 64-69-03.
В Тверской области по-прежнему работает многоканальная линия 122, по этому номеру можно также получить справочную информацию, вызвать врача на дом.
Фото ТИА и из архива Тверской скорой помощи.