Зачастую предчувствие и подготовка к празднику дают нам больше удовольствия и ожидания чего-то чудесного, чем сам праздник. Особенно, если это Новый год. Для создания предпраздничного настроения читателям ТИА мы подготовили материал совместно с Музеем художественного стекла в Медном. Начинающий мастер по нашей просьбе изготовил ёлочное украшение. Ведь стекло – один из самых волшебных и непредсказуемых материалов, который царит на рождественском дереве. А создатели экспозиции – Татьяна и Антон Маршумовы – рассказали, какие изменения произошли у них за два года с момента открытия музея.
Музей художественного стекла под Тверью открыли в сентябре 2021 года. С тех пор значительно расширилась экспозиция, здесь проводят экскурсионные программы, в том числе с аудиогидом и куар-кодами для персональных посетителей, развивающие занятия и мастер-классы для детей и подростков, здесь работают два ученика – начинающие мастера и художники по стеклу, представлена разнообразная сувенирная продукция…
- Мы поняли, что нам не хватает выставочного пространства. Мы изначально планировали сделать второй этаж жилым, но потом отдали его под музей. Саму экспозицию мы тематически разделили на два периода – на первом этаже остались работы советской эпохи – основателей династии, художников по стеклу Ирины и Михаила Маршумовых, созданные в разные периоды и на разных стекольных заводах. А на втором этаже открылась экспозиция, где представлены работы Антона Маршумова, в том числе новые, - рассказывает Татьяна Маршумова.
Так, очень интересная работа 2022 года "Рыбаки". По сюжету, мама-чайка учит чаёнка ловить рыбу. В работе представлены две стихии – море с его обитателями и небо – воздушное пространство, ощущение которого нам даёт парящая птица, устремляющаяся к своему птенцу. Две стихии художник воплотил с помощью двух разных техник: первая, ноу-хау тверского мастера, - спекание боросиликатных трубок, что позволило создать образ глубины, морской пучины, где разнонаправленные трубки отождествляют струи течений с плавающими в толще воды рыбами; вторая – стеклодувная – передаёт лёгкость воздушного пространства, которое олицетворяют птицы. Обе стихии получились словно живыми.
Другая работа "Охотники" потрясает и своим сюжетом, и техническим решением, и композицией, и мастерством детализации. Это прямая аллюзия картины нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу". На картине охотники выходят из леса, окружённые сворой понурых собак. Охотились они на оленя, а трофеем стала только одна лисица. Куда же идут неудачливые добытчики? В деревню, которая расположена в низу, в долине. Художник изображает мельчайшие детали пейзажа – дома, замёрзшую мельницу, церковь, людей на катке и т.д. Антон также показывает нам холмы из дымчатого стекла, есть и заснеженная деревня, миниатюра из стекла, выполненная в выдувной технике и технике лэмпворк. Но по сюжету эта работа стала художественной шуткой, поскольку тверской мастер обыгрывает историю Брейгеля – здесь охотники – это лисы, которые направляются за трофеем, очевидно, в курятник.
Ещё одна из новых и необычных работ Антона Маршумова называется "Полнолуние". Здесь интересное решение – разнонаправленные полые конусы как символы мглы, заволакивающей небо и всё видимое пространство. Но сверху – стилизованная луна, рассеивающая мглу. Акцент композиции сделан именно на ней, художник стеклянными "петельками" изобразил лунные кратеры. Пусть мы их не видим невооружённым глазом, но мы знаем, что они там есть. Работа тоже получилось объёмной.
На втором этаже появился потрясающий витраж "Тверские просторы", в своё время его Антон Машумов изготовил в 2003 году для ресторана, который должен был открыться в Твери на бульваре Радищева с одноименным названием. Но что-то пошло не так, ресторация так и не заработала, а витраж в технике Тиффани выкупили обратно для экспозиции музея. Техника предполагает соединение кусочков стекла медной проволокой, пропаянной оловом. Получилась своеобразная мозаика, в которой каркас становится контуром и частью композиции. На витраже представлено одно из самых живописных мест Твери – набережная, где на другом берегу угадываются купола Свято-Екатерининского монастыря и храма Трёх исповедников, а также слияние Волги и Тверцы. Горожане прогуливаются по набережной на закате, поэтому декоративный витраж наполнен тёплым романтическим светом. Сюжет мозаики отсылает к мотивам конца XVIII и началу XIX веков.
Посетители музея узнают не только историю стекла и декоративного искусства, но и могут сами увидеть, как работает мастер на газовой горелке в стеклодувной технике.
- Мастерство стеклоделия, к сожалению, уходит. В России, на данный момент осталось очень мало стекольных заводов, где могли бы передаваться опыт, традиции и навыки работы со стеклом. Это касается и гутной, и стеклодувной техник. У нас в музее есть уникальная возможность увидеть, как работает мастер. Причём, это всегда вызывает большой интерес у гостей любого возраста: у взрослых восторгов не меньше, чем у детей. Мы даём много ценной информации, но в наглядном виде, и наши посетители открывают для себя много интересного и полезного – как получают бесцветное и цветное стекло, чем обычное стекло отличается от хрусталя и т.д., учатся понимать художественные образы через язык пластических форм, замыслы художника, - говорит Татьяна.
В планах создателей музея – оформить информационные стенды с наглядным витринами, открытие выставочного павильона-галереи в виде анфилады, где будут проводится временные выставки предметов декоративного искусства и живописи из частных коллекций, а также работы современных художников.
В музее есть два ученика, которые пока работают в технике лэмпворк, - Андрей и Сергей. Оба уже могут изготавливать различные фигурки из стекла, хорошо чувствуют капризность и пластичность материала. В выдувной, самой сложной технике, работает только Антон Маршумов, научиться этому мастерству не каждый может: нужно "нервом чувствовать" стекло, нужны огромное терпение и опыт. Скажем, чтобы освоить премудрость выдувать простой ровный шарик, уйдёт не один месяц. А чтобы освоить все приёмы и свободно работать в технике выдувания, нужны многие годы.
- Но мы смотрим на будущее с оптимизмом – главное, что мы показываем ученикам, как надо работать. Остальное зависит уже от их желания. Таким образом мы реализуем основную задачу создания нашего музея - сохранение традиции Тверской школы стеклодувного мастерства, этого сложного и изумительного ремесла, культуры стеклоделия и формообразования, основанными Ириной и Михаилом Маршумовыми. В этом наша миссия, - добавляет Татьяна Маршумова.
Сергей Уколов – местный житель, из села Медное. Хотя в его семье нет представителей творческих профессий (мама – железнодорожник, папа – электрик, сестра – программист), сам он закончил Тверской художественный колледж им. А. Г. Венецианова по керамике, потом работал по специальности в одной из тверских мастерских. В Музей художественного стекла пришёл почти два года назад: Антон увидел работы Сергея на выставке, разыскал его и предложил стать учеником. По началу ему было непривычно работать со стеклом. Но чувство пластики-то есть!
Сергей изготовил для нас из прутка морского конька – украшение на ёлочку (температура пламя газовой горелки - 2 000 градусов). Кстати, он сам и придумал эту фигурку. Предлагаем вам насладиться волшебством и посмотреть, как из обычной стеклянной трубочки получается очень красивый морской обитатель.
Фото ТИА и Музея художественного стекла. Музыкальная композиция в клипе взята из фонда видеоредактора movavi.