Вторая статья проекта "Гений вкуса" посвящена ещё одному родовому имению Львовых - селу Арпачёво, где находится Казанский храм и знаменитая "падающая" колокольня, построенные по проекту архитектора Николая Александровича Львова. В первом материале мы рассказали о родовом поместье Львовых в Никольском-Черенчицах, где до сих пор сохранились удивительные храм-ротонда и погреб-пирамида, часть усадебного господского дома, валунные кузницы.
Село Арпачёво (Ропачёво) Торжокского района принадлежало роду Львовых с 17 века. Николай Александрович Львов, будущий великий зодчий, был рождён в 1753 году в селе Никольское-Черенчицы, по общепринятым сведениям. Однако запись о рождении и крещении Николая Львова в церковной метрической книге была сделана именно в Арпачёво.
Во время рождения Н.А. Львова в Арпачёве стояла деревянная Никольская церковь, позже архитектор построит замечательный каменный храм Казанской иконы Божией Матери (начало строительства 1782 год) и "падающую" колокольню. Причём, в отличие от Пизанской башни, колокольню с наклоном выстроили намеренно.
Арпачёво в начале 1780-х гг. принадлежало дядям Львова - Николаю Петровичу и Петру Петровичу, в селе находился семейный некрополь, два каменных усадебных дома с садами и липовым регулярным парком. В Арпачёво же был родовой приходской храм Львовых.
Колокольня стоит отдельно на западной оси храма и представляет собой два цилиндрических яруса на кубическом основании, одно из них – звонница с арочными проёмами, завершает строение восьмигранный "фонарь" с окошками (возможно, для часов). С востока и запада приставлены полукруглые ниши-экседры.
Колокольню сравнивают с минаретом, маяком, пожарной каланчой…Но почему же всё-таки она падает? По мнению историка-краеведа Дениса Ивлева, ответ стоит искать исходя из исторических реалий и контекста того времени – это война России с Турцией. После Чесменской битвы 1770 года получает распространение так называемый "чесменский крест": равноконечный или восьмиконечный крест с полумесяцем внизу.
- Во-первых, полумесяц – это древний христианский символ якоря, то есть Церковь – это корабль в житейском бушующем мире, а крест с полумесяцем – якорь, с помощью которого можно пристать к берегу и найти спасение. В 18 веке, помимо этой символики, появляется ещё один смысл – победа Российской христианской православной империи над мусульманской Османской империей. И Львов создаёт особенную колокольню-памятник в честь побед российского флота на Чёрном море. Поэтому колокольня всё же похожа на минарет, который "падает" и который увенчан победоносным крестом. Таким образом, она стала символом крушения Османской империи.
Каменный Казанский храм по своим мотивам близок к Борисоглебскому собору в Торжке, считает Денис Ивлев. Архитектор создаёт его в промежутке между работами над двумя соборами – Святого Иосифа в Могилёве (не сохранился) и храма в Борисоглебском монастыре. А в целом общие очертания храма и композиция сходны со знаменитым собором Святой Софии в Константинополе.
Особо следует сказать про иконостас арпачёвского храма – удивительного во всех отношениях. Львов ко всем своим творениям подходил с выдумкой, вкладывая глубокий символизмом и творчески переосмысливая и дополняя чем-то новым каждый проект. Так вот, иконостас первоначально был сделан из соломы, которая была покрыта шпаклёвкой и позолотой. Из соломы были сделаны колонны в виде палестинских пальм, а листья экзотических деревьев вырезаны из тонкой жести и тоже позолочены. При каждом дуновении в храме листья "пальм" раскачивались, что создавало необычную иллюзию Рождественского вертепа (или даже отсыл к Ветхозаветному храму Царя Соломона в Иерусалиме, где были пальмовидные колонны). Позже соломенный иконостас заменили на обычный деревянный.
Детали внутреннего убранства храма в с. Арпачёво
Храм в Арпачёво освятили в 1791 году, на торжествах присутствовали многие члены семьи, об этом удивительном событии и совершенно особенных чувствах Львов написал в письме к П.Л. Вельяминову:
"Представь себе, братец, небольшое число людей, собранных единодушною благодарностию, соединенных законом и родством, в темную ночь в лесу пальмовом, который освещен нарядными светильниками и накурен ароматами. Дым сей такие чудеса делал, вияся по полу и между зелени, что лица, на олтарной стене написанные, казались движущимися, а люди, ходящие по земле, — на воздухе. Херувимы на пальмах иконостасных поминутно умножались и уменьшались, выглядывая из тучек благовонных. Прибавь к сему чувство благоговения и святыни, а к ним, хотя и непарно, удовольствие строителя, увидевшего счастливый конец труда своего и с семьею многочисленною благодарящего за то Бога помощника в полном удостоверении, что в новопостроенном Ему на осьми саженях храме помещается во всей вселенной Невместимый. Вообрази себе и меня, сделавшегося архитектором нашествием Духа и в церкви своего произведения благословляющего силу Его; прибавь еще хор семи братов и трех сестер, согласно и красно поющих Его славу и торжество правящего голосами их отца, строителя храма, доброго дяди моего. Сообразя все, скажи, обыкновенное ли это было явление? равнодушное ли зрелище? да еще и для семьи исступленных! Таково ж, однако ж, было всенощное наше пение".
В настоящее время Казанский храм начали восстанавливать: внутри всё пространство покрыто лесами, кое-где сохранилась даже роспись. Считается, что образы для иконостаса и монументальную живопись выполнил В.Л.Боровиковский. А вот "падающая" колокольня требует срочной реставрации.
Арпачёвский некрополь не сохранился. Как следует из Сборника Общества изучения русской усадьбы от 1927 года, около церкви в кустах ещё были видны чугунные плиты с именами братьев Александра, Петра и Николая Львовых, родоначальников трёх ветвей этой обширной и одарённой фамилии. Однако останки погребённых по-прежнему находятся в земле, что делает это место особенно почитаемым. В храме хранится единственная найденная чугунная могильная плита из некрополя дворянского рода Львовых.
Как объект культурного наследия федерального значения колокольню в Арпачёво включили в программу по проведению противоаварийных и консервационных работ. Минкультуры заключило госконтракт с подрядчиком на 6.5 миллионов рублей, в соответствии с которым работы должны быть выполнены в срок до марта 2025 года.
Третий материал цикла "Гений вкуса" читайте на сайте ТИА 21 ноября.
Фото из архива ТИА, Дениса Ивлева, архитектора-реставратора Кирилла Яковлева, Павла Лабутина и благофонда "Белый Ирис".