"Гений вкуса": родовое имение Львовых и храм-усыпальница в Никольском-Черенчицах

07 Ноября 2023, 10:00

В честь 270-летия со дня рождения выдающегося архитектора, нашего земляка Николая Львова и 220-летия со дня его смерти редакция ТИА подготовила цикл материалов о памятниках зодчего на тверской земле в рамках проекта "Гений вкуса". Первый материал посвящён родовому поместью Львовых в Никольском-Черенчицах, где до сих пор сохранились удивительные храм-ротонда и погреб-пирамида, часть усадебного господского дома, валунные кузницы, деревья в бывшем парке. Сам владелец и создатель усадьбы Николай Александрович Львов называл её "Мой Иерусалим". 

Черенчицы, село под Торжком, принадлежали роду Львовых с давних времён: сначала эти земли были пустошью (то есть с опустевшими деревнями), затем сельцо с господским домом, а когда возвели церковь, то Черенчицы стали селом. По одной из версий, так как храм был Никольский, то и приставку к названию села добавили соответствующую. По другой версии, Черенчицы обрели часть имени в честь прославленного владельца Николая Львова, по проектам которого и были возведены все постройки имения: дом, храм-ротонда, погреб-пирамида, хозяйственные строения (кузница, зернохранилище, оранжерея, водонапорная башня, рига…), разбит парк с каскадом прудов и фонтаном и др. 

Храм-ротонда

Дорога в усадьбу, по замыслу автора, вела низом, и первое, что видел гость – фонтан, маленький дом священника и удивительную усадебную церковь в форме ротонды на небольшом холме. Крест над ней как будто парит, потому что установлен над небольшим прозрачным фонарём. 

Храм Воскресения Христова двухярусный, верхний – Воскресенский (летний), нижний – в честь Святителя Николая (зимний). Полуподвальное помещение первого яруса с низкими сводчатыми потолками хорошо отапливалось печами, четыре окна-"колодца" расположены таким образом по периметру, что свет заходит в нижний храм пересекающимися лучами, которые на полу образуют крест Андреевского флага (в честь побед русского флота во время русско-турецких войн конца XVIII в). Здесь же находилась родовая усыпальница Львовых. 

Умер Николай Львов в 1803 году в Москве, а похоронен был в своей усадьбе, Никольском-Черенчицах, в храме-ротонде Воскресения Христова. Его возводили с 1789 по 1806 годы, то есть достраивала Мария Львова уже после смерти мужа. Николай Александрович сочинил вот такую автоэпитафию: "Родился, влюбился, женился и жил, пока любил".

Тогда уже вовсю действовал указ Екатерины II, запрещающий хоронить в церквях и подклетях (из-за эпидемий чумы). Поэтому при строительстве этого храма Львов придумал выход, как обойти запрет. Места для захоронения располагались справа и слева в нижнем храме – фактически в нишах под колоннадой, то есть за пределами литургического пространства церкви. К сожалению, усыпальница не сохранилась, никаких захоронений там нет, могилы были вскрыты, поруганы, прах самого архитектора Николая Александровича Львова и его супруги Марии Алексеевны уничтожен, могильные плиты пропали.

В нижнем ярусе храма-ротонды на месте отвалившейся штукатурки у основания фундамента хорошо виден слой бересты между кирпичной кладкой. Для гидроизоляции во времена Львова использовали бересту – берёза хорошо вытягивает влагу.    

Верхний ярус, в отличие от нижнего, наполнен светом. В храме-ротонде Львов использовал свой любимый авторский архитектурный приём двойного свода. Некоторые исследователи считают, что в качестве образца зодчий ориентировался не на итальянский образец римского Пантеона, а на ротонду храма Воскресения Христова в Иерусалиме, где в куполе также есть окулус (круглое отверстие). В Черенчицах храм тоже имеет свой окулус, но над ним – второй свод, защищающий от осадков и морозов. Там же по периметру расположены окна для естественного освещения храма. Над центральным отверстием внешнего купола установлен стеклянный пирамидальный фонарь, над которым на кованых дугах возвышается шар с крестом.

Храм Воскресения в Иерусалиме

Римский Пантеон

Храм-ротонда в Никольском-Черенчицах

Стены в Воскресенском храме были отделаны под мрамор. Состав разработал Николай Александрович и назывался материал очень просто – "искусственный мрамор". Образа для иконостаса писал известный живописец В.Л. Боровиковский, который подолгу жил в имении Львовых на правах друга и "домашнего" художника.  

Пол, он же купол нижнего храма, выложен кирпичами по кругу - нетривиальное решение, которое современники трактуют как отсылку к солнцу. Из храма есть выходы на "балконы" с уносящимися вверх мощными дорическими колоннами - всего их шестнадцать, колоннада окружает весь храм. С балконов открывается вид на реку и долину. Храмовая ротонда стоит на возвышении, а между ней и усадьбой Львовых ранее располагался парк.

Храм сейчас действует, здесь периодически проводят службы. Но он требует реставрации.

Усадебный дом и планировка территории

Усадебный парк Львов распланировал в трёх частях: сады при доме, ландшафтная часть с дубовыми аллеями при храме и нижний пейзажный парк в долине ручья, превращённого в каскад прудов. В одном из них были устроены острова с деревьями, парковыми скульптурами и архитектурными формами – гротами, беседками, мостиками. Около дома, чтобы не затенять помещения, был обустроен прямоугольный партер – газон с цветниками. Рядом же располагались оранжереи. 

До наших дней дожили некоторые из древних дубов и лиственниц, украшавших приусадебный парк. Кто знает, возможно, какие-то из этих деревьев посадил сам Николай Львов.

При жизни архитектор не успел достроить усадебный дом, который возводили в три этапа. Центральная кубическая часть с бельведером и колонным портиком, с итальянскими окнами и восточная часть дома не сохранились. Сейчас на территории усадьбы осталось только руинированное здание западного флигеля, где располагались кабинет Николая Александровича, библиотека, лаборатории, столовая и кухня (мужская часть дома). Во всех помещениях второго этажа усадьбы были наборные паркеты, потолки обрамляли лепные карнизы, плафоны были расписаны цветочными орнаментами. Помещения отапливались печами особой конструкции, придуманной Львовым. Они были замаскированы в толще стен и окружены воздуховодами из керамических труб. Это позволяло экономить на дровах, хорошо прогревать большие помещения и сушить воздух. Устройство таких печей Н.А. Львов описал в трактате "Русская пиростатика". Есть также сведения, в доме был колодец и действовал водопровод. 

Если вы хотите получить представление о том, что представляло собой здание усадьбы в Черенчицах внешне, то стоит съездить в Спировский район, в усадьбу Старая Дубровка, которая когда-то принадлежала генералу Никанору Михайловичу Свечину. Там находится дом-реплика усадьбы в Черенчицах. Проект когда-то тоже приписывали Львову, но на самом деле усадьбу проектировал архитектор Трофимов, яркий последователь Николая Александровича. Правда, стоит поторопиться, так как усадьба Свечина тоже разрушается, в катастрофическом состоянии и вот-вот обратится в руины.

Усадьба Львовых примечательна не только и не столько собственно домом. По сути, это была палладианская вилла, гимн гению человека, способному устроить пространство для жилья так, чтобы оно было гармоничным и возвышало дух. Эту идею Львов не просто почерпнул у итальянского архитектора Андреа Палладио, он её впитал, переосмыслил и развил. Если Палладио сумел соединить греческие и римские идеи и создал образ удобной и комфортной для проживания виллы, то Львов добавил практические решения, адаптирующие виллу для среднерусских природных условий.

- Что сделал Львов? В заграничной поездке он купил в антикварной лавке за довольно большие деньги оригинальные итальянские книги Андреа Палладио, четыре тома об архитектуре, и вздумал их перевести на русский язык с комментариями. Ведь напрямую итальянскую архитектуру привнести в Россию нельзя. У нас климат другой, зима длинная, нам нельзя строить на открытом месте, что называется, на воздух огромные окна – просто не отопить. Львов Он сделал так, чтобы его книги стали практическим руководством в России для строительства церквей и усадеб. Он собственный дом строил по образцу идеального палладианского дома, - рассказывает историк Павел Иванов.

Помимо больших каменных усадеб, по львовским схемам строились и небольшие деревянные господские дома - удобные, тёплые, приятные для жилья, требующие немного усилий для обслуживания. Это было нечто большее, чем усадьба, это был образ жизни. Эти дома появились как символ нового уклада. 

- До этого помещики в усадьбах не жили, приезжали наездами к своим жёнам и детям и всю жизнь были на государственной службе, в военных походах, канцеляриях. При Екатерине Великой вышел указ о вольности дворянства, и вот тут как раз очень к месту пришёлся Львов со своим переводом книг Палладио. Наш архитектор предложил удобный загородный дом, адаптированный для русских условий, и как раз в этот момент эти условия у дворян и появились - им разрешили не служить, а жить в деревне. 

Львов отнёс церковь в сторону от усадьбы, ещё дальше вынес скотный двор. Конюшня тоже располагалась в стороне, чтобы суета и запахи не нарушали усадебной жизни. 

В деревне при усадьбе были хозяйственные и производственные постройки. Например, спиртовой завод, кузница, сложенная в подножье холма "Петровая гора" из валунов (она сохранилась до сих пор) и знаменитые львовские погреба в форме пирамиды. Пирамида в Никольском-Черенчицах отреставрирована и выглядит так, как и раньше. 

Погреб-пирамида

Пирамида состоит из трёх ярусов: нижний расположен внутри искусственного холма, в него ведёт подземный ход. Средний ярус находится на уровне первого этажа усадебного дома и имеет внутри, как и нижний, круглое помещение с круглым же отверстием в своде, через которое проникают свет и воздух. Верхний ярус имеет символико-декоративное назначение и был расписан орнаментом в виде гирлянд из растений. В нём есть четыре световых круглых проёма с каменным решётками. Собственно пирамида облицована белокаменными плитами, вдохновением послужила древнеримская гробница Цестия, Львов очень хорошо знал эту достопримечательность Рима. 

Инженерные системы погреба-пирамиды были сделаны настолько умело и изобретательно, что до сих пор действуют, даже без всяких ремонтов. Если сложить куски льда в нижнем ярусе, засыпать опилками и накрыть досками, то всё лето температура внутри погреба будет держаться в пределах +5 градусов.   

Впрочем, по мнению ряда исследователей, погреб-пирамида предназначался для естествоиспытательных опытов, которыми увлекался хозяин дома, а не для хранения продуктов. 

Подобный погреб-пирамида есть ещё в одной усадьбе близ Торжка – в Митино, где жили дальние родственники Львова. Она больше по размерам раза в два, но её состояние весьма удручающее: внутрь не попасть, там произошло обрушение, пожар, саму пирамиду закрыли коробом из рубероида, и что там творится сейчас внутри – никому не известно. Погреб находится сейчас по факту на территории санатория.

- Львов выступал как просветитель, но на этом не заработал. Он получал большие гонорары за свои труды и творения, но он тут же деньги вкладывал в новые проекты. Он то землебитным строением занимался, то строил каменные мосты, то разрабатывал почтовые коммуникации, то искал полезные ископаемые, мотался по стране, приезжал в свою усадьбу время от времени и ненадолго. И тут же сразу уезжал по срочным поручениям, которые он воспринимал как личные, относился к этому очень ответственно, выполнял зачастую за свой счёт. Вот и не хватило ему ни времени, ни ресурсов достроить усадьбу. Но многие его идеи были настолько передовыми, что он обогнал своё время на десятилетия, - добавил Павел Иванов.  

Следующий материал из цикла "Гений вкуса" читайте на сайте ТИА 14 ноября. 

Фото из архива ТИА и Павла Лабутина.