Тверской бизнес получил возможность найти зарубежных партнёров для экспорта

08 Августа 2023, 10:22

В тверском Центре поддержки предпринимательства "Мой бизнес" действует Центр поддержки экспорта (ЦПЭ), который проводит бесплатное обучение для начинающих и продвинутых компаний-экспортеров из Тверской области. Главная цель для предприятий малого и среднего бизнеса – увеличить экспортную выручку, объёмы и ассортимент продукции, найти новых зарубежных партнёров. А эксперты помогают получить необходимые знания, прокачать уже имеющиеся навыки, наладить связи, принять участие в международных выставках, оформить необходимые документы и сертификаты с учётом перевода на нужный иностранный язык, выстроить логистику и т.д. 

На днях состоялся первый в Тверской области выпуск программы "Экспортный форсаж" - представители компаний-участников выступили с итоговыми бизнес-проектами или дорожными картами, по окончании двухмесячных курсов получили сертификаты. Обучение вели эксперты-наставники Российского экспортного центра, оператором которого как раз и выступает тверской ЦПЭ. 

Алла Майер - руководитель группы компаний "PROFI EXPORT", бизнес-тренер акселерационных и образовательных программ школы АО "РЭЦ". Как наставник она работает с компаниями с 2018 года. В рамках "Экспортного форсажа" Алла Гершевна ведёт несколько модулей: вводный, выбор рынка и поиск покупателей, экспортный маркетинг.  

- Обучающая программа очень структурированная и содержит много практических аспектов. Я как бизнес-тренер курирую конкретные компании-участницы курса и мы пошагово рассматриваем, как выйти на экспорт, то есть мы прописываем дорожную карту, весь цикл экспортного проекта и алгоритм действий. Конечный результат – заключение сделки и контракта на поставку в страны-экспортёры. Тверские компании, участвовавшие в "Экспортном форсаже", демонстрируют целеустремлённость и большую заинтересованность в международном рынке, даже на этапе завершения обучения уже было заключено три контракта. А теперь у предприятий есть девять месяцев для реализации разработанного собственного экспортного проекта, а мы обеспечиваем их экспертное сопровождение.   

Можно сказать, что нашему бизнесу повезло, поскольку далеко не во всех регионах есть подобные учебные программы.  

- Сотрудничество со странами СНГ вполне налажено, у нас, по сути, одно таможенное пространство, рублёвые платежи и счета.  А чтобы выйти на рынок дальнего зарубежья, нужны уже спецзнания: у каждой страны свои требования и особенности, нужны подтверждённые сертификаты качества продукции, надо понимать, как определить рынок сбыта, как себя позиционировать, как вести переговоры, как выстроить логистику, что такое валютный контроль, экспортные пошлины, знать таможенное законодательство, уметь правильно упаковать товар, разработать маркетинговую кампанию и многое-многое другое. Вот как раз этому и обучают эксперты проекта "Экспортный форсаж", то есть мы выдаём полный объём знаний предпринимателям, как говорится, "под ключ". Более того, наставники потом их в течение полугода консультируют, всегда на связи, чтобы решить текущие вопросы. Также многие услуги участники проекта могут получить в тверском Центре поддержки экспорта: перевести документы на другой язык, принять участие в бизнес-миссии, получить финансовую господдержку – страховые выплаты или компенсации, заказать поиск партнёров, - рассказывает Павел Волков, руководитель ЦПЭ Тверской области.

В связи с нынешней геополитической ситуацией российские компании, тверские в том числе, плотно работают со странами СНГ (Белоруссия, Казахстан и др.), а также налаживают экспорт в Китай, Турцию, ОАЭ, Индию, осваивают африканский сегмент (Египет, Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР и др.). Есть и ряд стран, которые не входят в топ приоритетных дружественных, но выход на их рынки вполне возможен либо напрямую, либо через третьи страны, например, Катар, Бахрейн.      

Одним из участников программы "Экспортный форсаж" стало ООО "Альготек", специализирующееся на биотехнологиях и выпуске микроводорослей (хлорелла). Компания намерена экспортировать продукцию по двум направлениям: наладить производство фотобиореакторов в Индии и осуществлять поставки суспензии микроводоросли в страны, активно занимающиеся разведением рыбы и креветок (для очистки водоёмов и производства кормов), например, Вьетнам. Во время обучения предприятие уже даже заключило контракт с Белорусией, усело сделать первую поставку и получить оплату. В этом бизнесе есть много своих нюансов и аспектов, создающих трудности, например, срок хранения продукции – всего лишь полгода, то есть необходимо комплексное сопровождение поставок и консультирование непосредственно в странах-экспортёрах. Есть сложности и с выстраиванием логистической цепочки, а также стопроцентной пост оплатой, то есть только после получения груза. 

- Обучение на курсах нам дало не только необходимые для новых поставок знания, контакты, помощь при оформлении документов, но и даже расширило кругозор, поскольку необходимо изучать культуру и традиции стран-партнёров. Каждая страна настолько специфична, многое зависит от умения вести переговоры и грамотно выстроенного маркетинга. Скажем, для Индии бесполезно делать какие-то рассылки на английском и просто переписываться. Необходимы личные встречи, беседы, визиты, совместные обеды и мероприятия. Там совсем иной уровень общения между партнёрами.  Но мы уже чувствуем положительные результаты: например, контракт с Вьетнамом в процессе подготовки. Мы сделали первую поставку, правда, через Камбоджию. Но сейчас уже знаем, как организовать завоз напрямую. Также планируем участвовать в международных масштабных тематических выставках, - рассказал представитель компании "Альготек" Владимир Грабарник.

Об экспортных амбициях, когда трудности лишь закаляют и работает стимул: "Люди могут, а мы чем хуже?!", говорил и Дмитрий Кулинич, представляющий компанию ООО "Элкомтех". Свои навыки в сфере ВЭД благодаря программе "Экспортный форсаж" прокачали несколько сотрудников фирмы – бухгалтер, руководитель отдела продаж, логист. 

       

- У нас есть уже небольшой опыт поставок в страны СНГ. Конкуренция в сфере электронных компонентов и технологий сейчас очень высока, лидирует по многим показателям Китай. Но мы формируем свою собственную линейку продукции, не уступающей по качеству импортным аналогам и более дешёвой, и планируем расширять географию поставок, продавать свою продукцию под собственными торговыми марками по всему миру, как бы амбициозно это ни звучало. Также в планах - заключить новый контракт с китайскими партнёрами, у нас с ними есть совместное производство, они запускают уже новый завод. Курс "Экспортный форсаж" позволил нам актуализировать имеющиеся знания, получить новые компетенции, полезной информации была масса, мы научились работать с аналитическими сервисами по международным рынкам и поисковыми системами, а также мы обменялись контактами, и не только потенциальных партнёров, но и наших коллег, представителей российского бизнеса, которые поделились опытом и вдохновляющими историями, - говорит Дмитрий Васильевич. 

В конце выпускного и финального мероприятия "Экспортного форсажа" представителям компаний-участниц вручили сертификаты и памятные подарки от Центра поддержки экспорта Тверской области, который работает в рамках национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство" и "Международная кооперация и экспорт". Ученики горячо благодарили своих наставников, а те, в свою очередь, желали успехов и новых контрактов. Впрочем, с экспертами пока прощаться рано – они продолжают консультировать, сотрудники тверского ЦПЭ также всегда готовы прийти на помощь.